«Святая княгиня Людмила и её внук святой князь Вячеслав Чешские». Анна Ланцева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святая княгиня Людмила и её внук святой князь Вячеслав Чешские». Анна Ланцева

Поделиться Поделиться

Наша собеседница — доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры, соруководитель проекта «Святые славянского мира» при Центре имени Рудомино, кандидат культурологии Анна Ланцева.

Мы говорили о христианских святых первого века — святой княгине Людмиле Чешской и ее внуке святом князе Вячеславе.

Ведущая: Елизавета Волчегорская


Е. Волчегорская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская и сегодня с вами на связи Ланцева Анна, кандидат культурологии, богемист, доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры и соорганизатор проекта «Святые славянского мира» при Центре славянских культур библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Добрый вечер, Анна.

А. Ланцева

— Добрый вечер, Елизавета.

Е. Волчегорская

— Мы сегодня хотели поговорить с вами о святом Вячеславе Чешском, о его бабушке Людмиле, 17 марта день его памяти, но, говоря о Чехии, как-то хочется начать с самого начала, а именно с братьев Моравских Кирилле и Мефодии. Моравия — это территория современной Восточной Чехии?

А. Ланцева

— Да, совершенно верно. Великая Моравия — это, наверное, самое большое государство средневекового славянского мира, в котором Чехия занимала очень важную роль и географическую территорию, конечно.

Е. Волчегорская

— И вот в IX веке в 862, 63-й год князь Ростислав Великоморавский просил Константинополь прислать просветителей на свою землю, просветителей, которые бы разговаривали с народом на его языке, и так началась знакомая, думаю, всем нашим радиослушателям миссия братьев Кирилла и Мефодия, давайте об этом поговорим.

А. Ланцева

— Да, с большим удовольствием, действительно, в 863 году Кирилл и Мефодий по приглашению Великоморавского князя Ростислава с одной стороны, с другой стороны, по просьбе византийского императора Михаила Третьего приезжают на территорию Великой Моравии и считаю, что действительно очень важный такой выбор мы сделали, в том числе, в связи с тем, что начали разговор с Кирилла и Мефодия, потому что наши соотечественники, они часто ассоциируют эту миссию Кирилла и Мефодия по большей степени с Болгарией, Сербией, точнее, миссию учеников Кирилла и Мефодия, а все-таки все начиналось именно с Великой Моравии, с той территории, отчасти, где ныне проживают чехи и отчасти поляки. Кирилл и Мефодий приехали на эту территорию, чтобы создать письменность, которая была бы доступна тем людям, которые проживали в Великой Моравии, то есть письменность на славянском языке. Другое дело, до сих пор существуют вопросы среди исследователей, какая была письменность сначала создана, глаголица или кириллица, я сейчас не буду вдаваться в такие глубокие филологические дискуссии, скажу лишь о той важности переводов богослужебной литературы, гимнографии на славянский язык. И вот эти переводы, они впоследствии нашли свое отражение, функционирование и на территории Чехии, и на территории Польши, правда, к сожалению, с XI века в Чехии возымел свое место, доминировал уже латинский язык, а славянское богослужение осталось как-то за кадром.

Е. Волчегорская

— Но сейчас, я знакома с доступными статистическими данными, пока готовилась к программе, сейчас Чехия считает себя самой атеистической страной в Европе, и при этом 23 процента чехов считают себя католиками, 6 процентов протестантами, а вот остальные считают себя атеистами, и вот такой путь прошла страна. Я прошу прощения, что я таким галопом столько веков проскочила, я понимаю, что для ученого, который углубленно занимается страной это дико может прозвучать, но с точки зрения обывателя: страна, в которой началась христианская просветительская миссия Кирилла и Мефодия и сейчас вот самая атеистическая страна в Европе.

А. Ланцева

— Знаете, насчет этого я бы даже позволила себе несколько подискутировать, потому что, как оказывается, да, в российских источниках действительно очень часто Чехию представляют, как самую атеистическую страну, с другой стороны, сами чехи, наверное, себя бы так никогда не назвали, достаточно сказать о том, что буквально три года прошло с тех пор, как я участвовала в конференции чешской в Праге, причем в Стра́говском монастыре — это древнейший монастырь Праги, в конференции, которая называлась «Святые славянского мира», в том числе, говорилось о чешских святых от средневековья вплоть до нового времени, и на этой конференции были представители из разных университетов Чехии, Словакии, даже венгры были, а также представители католического духовенства, и все наше замечательное научное мероприятие закончилось таким культурным мероприятием уже в костеле, где звучали замечательные произведения католические на чешском языке. И надо сказать, что едва ли чехи бы согласились с тем, что их страна сугубо атеистического характера, да, безусловно, нельзя не сказать о том, что Чехия, являясь частью Евросоюза, не может не представлять, не аккумулировать в себе такие секулярные тенденции, но тем не менее вот эти традиции древности, они живы у чехов, даже у тех чехов, которые, может быть, не ходят в церковь, которые, может быть, себя не считают воцерковленными, но святой Вацлав, традиция святовацлавская, она жива до сих пор в народе.

Е. Волчегорская

— Давайте поговорим об этом, но мы тоже, наверное, начнем сначала, святой Вацлав, он же святой Вячеслав, князь чешский, почитаемый и у нас тоже, я напомню, что 17 марта Церковь празднует его память, давайте скажем пару слов о его житии.

А. Ланцева

— Ранними памятниками, которые представляют собой географический комплекс, то есть житийный комплекс, посвященный святому Вацлаву, представляют собой жития, написанные немецкими, точнее, регенсбурскими монахами, это монастырь святого Эммерама в нынешней Баварии, почему именно там — потому что на тот период Чехия как раз относилась к Регенсбургскому диоцезу или Регенсбургской епархии. И вот из среды монастырской выходит житие с латинским названием: «кресценде фиде кристиан», что в переводе означает «превозрастание веры христианской», это такое наиболее фундаментальный житие, которое нам рассказывает о жизни, страданиях и подвигах святого Вацлава или Вячеслава, как его называют на Руси. Но еще один памятник необходимо указать — это житие епископа Гумпольда, довольно-таки интересный памятник, рассказывающий больше о смерти святого Вацлава и все же «легендо кристиано» является основным таким сюжетообразующим памятником, источником. Я хочу также указать на значение слова «легенда», которое не всегда правильно воспринимается в нашей среде, «легенда» со средне-латинского обозначает буквально «читаемый», то есть то, что читалось во время богослужения, то, что входило в бревиа́рий — книгу чтений дословно, вот эти вот кусочки, они читались на богослужении, достаточно сравнить их с нашими древнерусскими про́ложными житиями те небольшие фрагменты жизни святых, которые читались на вечернем богослужении между шестой и седьмой песнями канона, они как бы пролагались, вставлялись. С XI века известны и памятники, посвященные святому Вацлаву, я имею ввиду географические памятники на славянском языке, они были окончательно вписаны в научном таком дискурсе в XIX, начале XX века, в XIX веке «Житие и убиение Вячеслава, князя чешского» было найдено российским славистом Александром Христофоровичем Востоковым, было найдено среди собрания графа Румянцева, это нынешняя Российская государственная библиотека, там есть очень большой архив и в книге, которая называется «Торжественник», книга как раз представляла собой сборник житий, текстов, посвященных святым, праздник святого или торжество, это были практически синонимы, вот там было обнаружено это житие, второе житие позднее было обнаружено уже в XX веке Николаем Никольским, данные жития написаны на славянском языке. Безусловно, здесь можно говорить о влиянии чешской культуры, точнее, даже древнечешской культуры, в которой функционировал славянский язык, как язык просветителей Кирилла и Мефодия, и в это же время центром славянского богослужения, славянской культуры в Чехии был Са́завский монастырь, нам известно, что этот монастырь в живописном местечке у слияния реки Са́зовка, он поддерживал тесные контакты с Киево-Печерским монастырем и, видимо, эти контакты приводили к тому, что ранние богослужебные книги, ранние жития на славянском языке, они были перенесены на русскую почву.

Е. Волчегорская

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», у нас на связи Анна Ланцева, кандидат культурологии, богемист, доцент кафедры славяноведения и культурологии института славянской культуры. Я вас попрошу вот эти географические источники, про которые вы сейчас рассказали, ну не то, чтобы пересказать, а просто рассказать тем, кто, может быть, не знает, почему Вацлав Чешский, Вячеслав Чешский -святой, за что и почему он был канонизирован. Надо сказать, что он же почитается и католиками тоже, потому что это произошло до разделения Церквей в X веке.

А. Ланцева

— Да, это очень важный ключевой момент до разделения Церквей, то есть мы имеем до 1054 года, до этого трагического периода в истории христианства, когда единое Тело Христово оказалось расколотым на две половины, мы имеем целый ряд таких святых, и один из них Вячеслав или Вацлав Чешский. Безусловно, пересказать каждое житие представляется не совсем возможным, потому что эти жития, они не дублируют друг друга, каждое из этих житий представляет определенный художественный памятник, но суть такова, что святой Вацлав Чешский был родом из ранней династии Пржемысловичей и его бабушкой была не кто иная, как первая славянская святая и мученица — святая Людмила Чешская, именно она его воспитала в духе христианства и она его научила читать и писать по-славянски, это является таким важным доминирующим моментом в житиях, особенно в славянских житиях, посвященных святому Вацлаву. На определенном витке истории возникла некоторая контроверза: сосуществование двух регентш — это святая Людмила и Драгомира Стодор, вот если святая Людмила — такой лучезарный светлый образ в чешской истории, то Драгомира — ее противоположность, это язычница из пола́бского племени, которая ненавидела свою свекровь по разным причинам, политическим, религиозным, в любом случае она ее, как бы мы сейчас сказали: выжила, и святая Людмила ушла в Тетинский замок. Большую часть своей жизни, как я уже сказала, она посвятила своему внуку Вацлаву, она его научила читать славянские книги, затем Вацлав был отдан на обучение в такое учреждение, тогда, мы понимаем, что средневековье, университетов в этом периоде еще не было и учились при храмах, при монастырях, при церквях, вот Вацлав учился в Бу̐дече, это недалеко от Праги при храме святых Петра и Павла, есть предположение, что сначала этот храм назывался святого Петра и лишь в XIII веке храм имеет название Петра и Павла, в любом случае там святой Вацлав изучал языки латинский, греческий, такие классические языки получил довольно-таки хорошее образование. Затем он получает престол, когда умирает его отец Вратислав, и вот здесь в легендах представляется такой образ князя-монаха, князя-аскета, который всячески способствует христианизации страны, говорится о том, как святой Вацлав помогал нищим, обездоленным, бедным и так далее, он готовил вино для Евхаристии, сам собирал виноград, затем толок его, он приносил воду и, благословляя, говорил: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», это я прямо цитату беру из жития. И интересно также, что в житиях представлен только один его слуга, мы действительно не знаем, сколько у него было слуг, исторически известно, что единственный слуга Подиво́й ему во всем помогал, видимо, этот человек тоже был блаженный, потому что католики его называют «блаженный Подивой».

Е. Волчегорская

— Подивой — это имя?

А. Ланцева

— Да, это имя такое славянское. Ну и хочу сказать о том, что виноградники для Вацлава, то есть то место, где прорастал виноград, который необходим был для Евхаристии, это было своего рода знаковым моментом, очень много виноградников в Чехии до сих пор, и они действительно связаны с культом, с почитанием святого Вацлава, например, главная улица в Праге называется «Виноградская», недалеко от национального музея Пражского, собственно, на этой улице простирались виноградники, от Виноградской вплоть до другой стороны Праги. Вот такой образ идеального правителя, аскетичного по своему образу жизни и очень мало в этих житиях встречается таких реалий того периода. Мы знаем о том, что у Вацлава не складывались отношения с Восточно-Франкским королевством, от которого зависела Чехия, и он договаривается, миролюбцем был, договаривается с Восточно-Франкским королем Генрихом Птицеловом о даровании Чехии десницы, то есть правой руки святого римского мученика сицилийского происхождения святого Вита, и вот с этих пор в Чехии одно из таких сакраментальных фигур становится святой Вит, причем этому святому в самом центре Праги был построен храм, храм святого Вита, в ранних источниках нередко называется «ротондой» этот храм, мы не знаем точно, на что была похожа эта ранняя ротонда святого Вита, есть только предположение о том, что несколько с архитектурной точки зрения она походила на Базилику святого Петра, но это лишь предположение, потому что тот вид собора, который, например, туристы могут увидеть сегодня, он приобрел лишь в XIV веке, лишь в эпоху высокого средневековья, в эпоху, когда в Чехии правил император Священной Римской империи чешский король Карл Четвертый.

Е. Волчегорская

— А по поводу гибели святого есть какая-то единая точка зрения, потому что я читала, что по одной из версий он был убит братом во время пира, по одной из версий он был убит у входа в храм.

А. Ланцева

— Дело в том, что вот эти все версии, они зависят от определенной редакции жития, в одной редакции сказано, что, допустим, он приехал на пир и был убит, а в других редакциях говорится о том все-таки, большинство житий склонны считать, что святой Вацлав был убит при входе в храм, да, это случилось после пира действительно. И праздник очень интересный — это праздник святых Косьмы и Дамиана, это почитаемые святые всего славянского мира, вот перед заутреней святой Вацлав идет в храм, его настигает младший его брат Болеслав, тоже имя такое говорящее, состоящее из двух корней: боле-слав. Опять же, разные существуют версии, по одной версии Болеслав ударяет мечом своего брата, но удар был не смертельный, а по другой версии, в соответствии со славянским, например, житием святого Вацлава убивают дружинники Болеслава, и даже старославянское житие сохраняет их имена: это Гнесто, Често и Тиро, вот такая подробность. И, конечно, с его смертью связано удивительное такое событие, когда кровь с той ручки, за которую схватился Вацлав, ее не могли смыть на протяжении трех дней, то есть три дня текла эта кровь.

Е. Волчегорская

— Раненый Вацлав схватился за дверную ручку?

А. Ланцева

— Да, даже те, кто приезжают в город Стара Болеслав, а это случилось именно в этом городе, им показывают эту ручку древнюю говорят, что вот такое событие произошло в этот день, конечно, которое свидетельствует о кровопролитной вражде Болеслава, который напал на Вацлава. И очень часто этот сюжет сравнивают с житием святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и даже Георгий Федотов в своей книге «Святые» говорит о том, что подвиг страстотерпчества, он был характерен для славянского мира, его нет, например, в Византии, очень частые эти сравнения с житийной точки зрения, с иконографической...

Е. Волчегорская

— В том смысле, что для славянского мира было более характерно решать какие-то междоусобные войны, в том числе, и внутрисемейные противоречия с помощью убийства?

А. Ланцева

— Нет, с помощью убийства нередко в средневековье решались политические моменты в разных странах...

Е. Волчегорская

— И в Византии тоже, да.

А. Ланцева

— Да, в Византии тоже, но само это слово, этимология слова «страстотерпец» — терпевший страсть вот эту вот, мучения, оно характерно для славянского мира, этот ранг святости. Интересно даже и то, что этот контекст сопоставления Вацлава и святых Бориса и Глеба, он нашел свое отражение и впоследствии, когда останки святых Бориса и Глеба оказались вложенными в оратории, то есть в один из алтарей Сазавского монастыря, который я уже упоминала, древнейший славянский монастырь на территории Чехии.

Е. Волчегорская

— Действительно, Борис и Глеб — очень почитаемые страстотерпцы, что, в принципе, неудивительно, потому что, как мы помним, Борис и Глеб — это очень почитаемые святые на Руси и не только, но и во всем славянском мире, первые русские страстотерпцы.

А. Ланцева

— Да, непротивленцы злу, как святой Вацлав.

Е. Волчегорская

— Может быть, стоит пару слов сказать о Болеславе, почему он ополчился на своего брата, потому что я читала, что тут не только борьба за власть, но и религиозная подоплека была.

А. Ланцева

— Вы знаете, здесь совершенно очевидна борьба за власть и второй еще момент, который связан был с любовью всего чешского народа: святого Вацлава, его все любили, и бедные, убогие, нищие, сирые, на это всегда делаются акценты в житиях, он всем помогал, был миротворцем, здесь зависть тоже сыграла большое значение, как евангельский Иуда убивает Христа по зависти, также и здесь и, кстати, в славянских житиях нередко встречаются такие евангельские аллюзии убийства, связанные со святым Вацлавом.

Е. Волчегорская

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», оставайтесь с нами, мы вернемся через минуту.

Е. Волчегорская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская и сегодня с нами на связи Ланцева Анна, кандидат культурологии, богемист, доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры и соорганизатор проекта «Святые славянского мира» при Центре славянских культур Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Мы говорим о гибели святого Вацлава Чешского, убитого у дверей храма собственным братом. На что рассчитывает человек, который убивает всеобщего любимчика, говоря современным языком — ни на что, он в состоянии аффекта находится?

А. Ланцева

— В состоянии гордости, озлобленности, потому что объяснить здесь очень трудно, здесь нужно быть таким компетентным психологом в этой области. Я бы объяснила это все-таки с точки зрения такого нравственного богословия, это зависть, это гордость, это нежелание считаться со своим братом, это нарушение заповеди, в конце концов, декалога.

Е. Волчегорская

— Как сложилась судьба Болеслава?

А. Ланцева

— Да, здесь тоже интересный случай, опять же, связанный с нравственным богословием, как-то так получается, дело в том, что Господь дает возможность человеку раскаяться, он дает свободу, и эта свобода отчасти заключается в том, что человек может раскаяться, вот то же случилось с Болеславом. Также надо оговорить тот момент, что в эпоху средневековья происходили такие процессии перенесения останков, перенесение мощей того или иного праведника и, собственно, это было поводом для начала канонизации, ну а впоследствии уже после раздела, после схизмы Великой, для начала беатификации. И вот зарождение почитания святого Вацлава начинается со времени перенесения его останков, а кто переносит эти останки — раскаявшийся в своем злодеянии Болеслав, и переносит их с места погребения, то есть из этого городочка Стара Болеслава, что недалеко от Праги, в построенную самим Вацлавом ротонду святого Вита и здесь, в этой ротонде они были положены у алтаря, вот так Болеслав принес всенародное покаяние, благодаря вот этому процессу перенесения, по-латински это называется «трансляция». И считается, что вскоре после вот этого трагического случая ужасного у Болеслава рождается сын, который был назван Страхквас, почему он назван был Страхквас — опять же, непонятно, очень часто вот эти события раннесредневековой истории нам необходимо реанимировать, буквально по кусочкам собирать то по тем или иным названиям, этимологии слов, и вот здесь это слово «Страхквас» связано, опять же, со страхом, но какой этот страх — ужас или это страх Господень? Считается, что, например, Фра́нтишек Па́лацкий — отец чешской истории, в своем третьем томе Чешской истории пишет, что сын Болеслава, названный Страхквасом был отдан отцом на служение Богу, как обет за совершенное преступление, то есть скорее всего этот Страхквас стал монахом, принял монашеский постриг В любом случае его нередко изображают на фресках, как такого несколько уродливого человека, например, в Стара Болеславе есть фреска «Положение во гроб святого Вацлава», и мы там видим как раз и Болеслава, и его сына даже, Страхкваса, там он изображен, как такой, внешне немножко уродливый.

Е. Волчегорская

— Этимология слова «страх» в данном случае — это какой все-таки страх? То есть не страх в смысле страшный человек был.

А. Ланцева

— Вы знаете, вот по-разному, это и такая вот нелицеприятность внешнего характера с одной стороны, на самом деле, потому что это мы можем реконструировать по изображениям, по фрескам, а с другой стороны, это страх перед Богом, все-таки Страхквас пошел в монастырь, дал обет Богу.

Е. Волчегорская

— Я прошу прощения, просто всегда интересно заглянуть в природу, в источник, в корень слов, в славянском языке нет разных слов для страха Божьего и страха, потому что страшно просто, страшное что-то увидел, это одно и то же слово.

А. Ланцева

— Да, дело в том, что вот эти ранние славянские слова, они возникают в дохристианскую эпоху, поэтому впоследствии, уже после христианизации они получают разные такие этимологические, лингвистические оттенки, поэтому это неудивительно, что могут возникать такие параллели. И вот после вот этой трансляции останков святого Вацлава святой князь становится во главе всей династии Пржемысловичей и вообще во главе государства Чешской земли, а отсюда и понятие «патрон», действительно, главным патроном Чехии становится святой Вацлав, вот с этого момента. Интересный случай, связанный, опять же, с перенесением мощей святого ведь как раз 17 марта наша Православная Церковь празднует перенесение мощей, с этим событием связано основание уже ротонды святого Вацлава, приблизительно в 938 году на Малостранской площади вблизи нынешнего костела святого Микулаша, самые известные, например, картины, изображающие Прагу, они включают вот этот огромный костел святого Микулаша. В более поздней святовацлавской легенде, то есть житии, которое начинается такими словами латинскими: «ут аннун ситу» говорится о том, что церковь святого Вацлава была построена на том месте, где произошло чудо, когда кони остановились, они не захотели идти дальше, и рядом с этим местом находилась тюрьма, и с узников спали оковы, вот святой Вацлав еще раз доказал свою любовь к тем, кто невинно осужден. После того, как узники были освобождены, выпущены на волю, кони снова пошли, вот такой интересное чудо.

Е. Волчегорская

— То есть оковы сам спали и охрана или чиновники, которые за это отвечают, освободили узников, увидев это чудо, правильно?

А. Ланцева

— Ну вот они, вот эта охрана, она оказалась спящей, и узники вышли, как нам говорит вот это житие, что они могли сами выйти, и после этого кони двинулись. На этом месте была построена ротонда святого Вацлава, к сожалению, в позднее средневековье она обветшала, видимо, это была деревянная постройка, и сейчас мы этого места не увидим на территории Праги, вот только свидетельства из легенды, из жития.

Е. Волчегорская

— Да, но почитание святого Вацлава осталось.

А. Ланцева

— Почитание да, сохранилось, и оно живет в народе, другое дело, что в эпоху раннего средневековья и вообще в эпоху средневековья это почитание было широким, это почитание было общенародным и не только народным, оно имело свою иерархию, потому что святого Вацлава прежде чтили чешские князья, императоры даже, например, император Священной Римской империи король Карл Четвертый изображает себя на печатях, на листах Карлова университета, образованного им, как коленопреклоненного перед святым Вацлавом, то есть в этом случае святой Вацлав — это небесный правитель, а вот земной правитель — это его слуга, это тот, кто ему преклоняется, ну и, соответственно, народ тоже почитал Вацлава, но это было почитание несколько отличное от княжеского почитания.

Е. Волчегорская

— А вот сейчас существует Чешская Православная Церковь, при этом, насколько я знаю, мощи святого Вацлава, они хранятся в католическом костеле.

А. Ланцева

— Да, частички мощей святого Вацлава, они находятся практически в любом православном храме Чехии и действительно, Чешская Православная Церковь очень почитает этого святого и здесь надо указать на то, что с эпохи до разделения Церквей сохранился такой сакраментальный гимн, это и гимн, и просто такое церковное произведение, которое начинается словами: «Святой Вацлав, воевода земли чешской» и квинтэссенцией этого гимна являются слова: «Не дай погибнуть ни нам, ни нашим потомкам», которые, кстати говоря, выбиты на главном постаменте памятника святому Вацлаву на Вацлавской площади, все, кто приезжает в Прагу, они обязательно посещают Вацлавскую площадь, и что они там видят — прежде всего вот этот постамент, где Вацлав во весь рост, он на коне, в доспехах, естественно, но его окружают другие чешские святые, прежде всего Людмила, его бабушка, там же еще одна святая женщина Ане́жка, также Про́коп и Во́йтех Адальберт. Но эти слова выбиты не только на постаменте этого памятника, просто памятник — это самое такое яркое произведение скульптуры в Праге, также и, например, изображены на домах, на покрывалах, которые украшают дарохранительницы разных храмов, наконец, на покрывале, покрывающем антиминс в городе Стара Болеслав, очень дорогое покрывало из красного бархата, там тоже вышиты слова: «Не дай погибнуть ни нам, ни нашим потомкам», Я еще хотела уточнить, что этот гимн, он исполняется, как католиками, так и православными и это очень красивая музыка, красивое исполнение, и обычно он, например, в православной традиции поется после запричастного стиха, после «Аллилуйя» сразу вот этот замечательный гимн. Ну и этот гимн, конечно, исполнялся чешским народом в самые торжественные моменты и в самые тяжелые моменты, например, если вспомнить фашистскую оккупацию Чехословакии, то тоже народ собирался на мессах, после мессы пели этот гимн и добавляли прошение о искуплении от фашистов чешской земли.

Е. Волчегорская

— Интересно, а можно ли его где-то послушать?

А. Ланцева

— Да, вы знаете, как раз в рамках деятельности нашей инициативной группы сформировалось такое трио, которое называется «Славянские напевы», то есть, кто входит в это трио — это люди, связанные со славянской культурой, знают славянские языки, ну и конечно, связаны с музыкой. И вот славянское трио как раз-таки не раз исполнило этот гимн, в частности, 28 февраля и 6 марта телеканал «Союз» транслировал фильм-концерт «Светила Богемской земли», вот там в центральной части мы можем услышать это исполнение.

Е. Волчегорская

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», у нас на связи Анна Ланцева, кандидат культурологии, богемист, доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры и соорганизатор проекта «Святые славянского мира» при Центре славянских культур и Библиотеке иностранной литературы имени Рудомино. Немножко возвращаясь к Кириллу и Мефодию и славянской миссии на европейских землях, на территории Чехии и современной Польши, я знаю, что в Кракове находят до сих пор документы, написанные славянскими буквами, где они сейчас находят их, и на территории города самого есть холм Сальватор, который тоже связывают с именем Кирилла и Мефодия и с их появлением на этой земле.

А. Ланцева

— Да, здесь надо сказать, что все-таки Чехия приняла христианство раньше, нежели Польша, ну и здесь вдобавок укажу, что Кирилл и Мефодий, в частности, архиепископ Мефодий, он считается чуть ли не крестителем чешского народа, потому что он крестил князя Борживоя в соответствии с некоторыми версиями хроник, а с другой стороны, архиепископ Мефодий является крестным отцом святой Людмилы Чешской, первой славянской мученицы, именно ей он подарил рельефное изображение святой Девы Марии, которая называется «палладиумом земли чешской», и с этим палладиумом были связаны самые известные события чешской истории, с этим палладиумом было связано также жизнь святого Вацлава, потому что он носил его на груди, а позднее передал единственному своему слуге Подивою, потому что после смерти Подивоя палладиум закопали в землю, и снова он явил себя чехам, то есть Пресвятая Богородица явила себя чехам в XV веке, крестьянин один раскопал этот палладиум и хотел у себя оставить в красном углу, но не смог, потому что Богородица несколько раз уходила от него, и тогда он отдал эту святыню в храм Вознесения Девы Марии, опять же, в Стара Болеславе, то есть в том месте, где умер святой Вацлав. Связи Чехии и Польши, они обнаруживаются еще до официальной христианизации Польши, когда, например, в Кракове был найден храм, ротонда, посвященный святому Вацлаву, то есть это говорит о том, что культ святого Вацлава распространялся на другие страны и прежде всего, конечно же, в Польше. И также в соборе на Вавеле, где короновались все польские короли, был построен огромный кафедральный собор в честь святых Вацлава, Войцеха и Станислава.

Е. Волчегорская

— Так вот мы плавно перешли к вашему проекту «Святые славянского мира», когда он возник?

А. Ланцева

— Проект «Святые славянского мира» возник очень неожиданно, в сентябре прошлого года 20-го, когда мы с одним сотрудником Центра славянской культуры Иваном Петровичем Ридэлем решили объединить почитание всех славянских святых, создав вот такой проект, собственно, мы начали-то с лекций о чешских святых, потом перешли на другие страны, например, я рассказала также о чешско-польском святом Войцехе и далее уже пошли сербские святые, о которых рассказывал насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). В этом месяце мы планируем лекцию о болгарском подвижнике святом Иване Рыльском, надеемся, что этот проект получит свое дальнейшее продолжение, может быть, какую-то материальную помощь, но пока вот мы каждый месяц проводим какие-то лекции, посвященные определенному святому славянского мира Чехии, Польши, Сербии, Болгарии.

Е. Волчегорская

— Где проводите?

А. Ланцева

— Мы проводим подобные лекции в Библиотеке иностранной литературы, а именно в Центре славянских культур, который был основан на базе этой библиотеки, ну и в рамках этого проекта мы осветили жития следующих святых: Людмилы, святого Вацлава, святого Войцеха Адальберта, а также сербских жен, Саввы, Симеона Сербского и вот наконец Ивана Рыльского. Надеемся, что также удастся поговорить еше о болгарском святом Георгии Новом, а также учениках Кирилла и Мефодия и наконец завершить год самой миссией святых Кирилла и Мефодия.

Е. Волчегорская

— Вы это делаете в сотрудничестве с Поместными Церквями или пока нет?

А. Ланцева

— Пока мы делаем не в сотрудничестве, но мы планируем это сотрудничество, уже, например, Белорусская Церковь совсем недавно отозвалась, надеемся, что удастся и привлечь Болгарскую Церковь. Да, надо сказать, что на лекцию Симеона Сербского приходили люди из Сербского подворья, были очень заинтересованы, так что перспективы все очень даже открыты.

Е. Волчегорская

— А вот насколько сейчас актуальны, насколько сейчас жива вообще память о том, что вообще-то у нас было разделение Церквей, все святые до определенного момента у нас общие и не только с другими Церквями, а с другими Церквями они у нас общие до сих пор, а кто вот аудитория этих лекций сейчас, кто к вам приходит, кто слушает?

А. Ланцева

— Аудитория совершенно разнообразная и отрадно видеть молодых, студенты и Института славянской культуры, и других институтов, и я так понимаю, что и представители Православного Свято-Тихоновского университета тоже посещают эти лекции, как православные, так и представители православия западного обряда так называемые, которые как раз-таки почитают святых, живших до разделения, до Великой схизмы 1054 года, им эти лекции очень интересны, для православной публики это иногда неожиданно, неожиданные какие-то повороты, потому что не все, может быть, знают о Великой схизме, но некоторые даже почему-то не предполагают о том, что может быть сонм таких общехристианских патронов и ошибочно причисляют это к некоему экуменистическому движению, что не имеет ничего общего с данным феноменом.

Е. Волчегорская

— Ваш проект, он как-то доступен в интернете, то есть можно где-то найти эти лекции, с ними там ознакомиться, посмотреть?

А. Ланцева

— Да, все лекции можно найти в Ютюбе, там же анонсы, там же сама трансляция этих лекций, на сайте Библиотеки иностранной литературы также имеется прямая трансляция в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», в «Одноклассниках» можно посмотреть, ну и мы часто лекции разнообразим пением, видеосюжетами, вот, например, на лекции «Святой Савва Сербский и его отец Симеон» мы исполняли сербские песнопения святым, а также гимн святому Савве, мы датируем его XVIII веком, и на этой же лекции мы показывали фрагмент из фильма владыки Илариона Алфеева «Собор святого Саввы в Белграде».

Е. Волчегорская

— Огромный вот этот музыкальный массив, пласт вы тоже разрабатываете?

А. Ланцева

— Разрабатываем и планируем также на лекции, посвященной святому Иоанну Рыльскому исполнить стихиры как болгарские, так и старославянские стихиры, которые, возможно, будут расшифрованы даже специалистом по знаменному распеву.

Е. Волчегорская

— А польский святой — младенец Гавриил Белостокский, покровитель деток, у вас запланирован?

А. Ланцева

— Пока про него не планировали лекцию, однако планировали рассказать про святого Станислава Щепановского, это тот святой, в честь которого выстроен собор на Вавеле.

Е. Волчегорская

— Замечательно, может быть, есть какие-то ближайшие события и что-то в самых ближайших планах, о чем имеет смысл сейчас нам рассказать нашим радиослушателям, чтобы они успели сориентироваться и прийти, если кто-то заинтересовался?

А. Ланцева

— Самый ближайший план, большой план, о котором я хотела бы рассказать, осветить — это событие: 1100-летие с мученической смерти святой Людмилы Чешской, бабушки святого Вацлава, это как раз приходится на нынешний 2021 год, и к этому событию с 2017 года готовится наша инициативная группа, руководителем которой я являюсь, инициативная группа по культурным мероприятиям, посвященным святой Людмиле Чешской, с 2017 года мы проводим различные мероприятия, это и концерты, это лекции, затем с 2019 года можно отметить интересные такие литературно-музыкальные композиции, сценарии пишу я, а вот режиссером-постановщиком является лауреат 15-го международного конкурса «Серебряная псалтырь» Людмила Кошута. И эти постановки мы записываем, затем телеканал «Союз» их показывает, стараемся, чтобы эфир проходил ближе к дням памяти этих святых. И, конечно же, хотели бы запланировать большую конференцию, в которую были бы включены и представители Русской Православной Церкви, и представители автокефальной Церкви Чешских земель и Словакии, конечно же, широкая общественность, наверное, эту конференцию мы проведем ближе к концу осени.

Е. Волчегорская

— Ну да, сейчас сложно, конечно, планировать, с конференциями у нас дело обстоит сложно, как и со многим другим.

А. Ланцева

— Сложно, у нас даже была запланирована поездка в Чехию, но мы вынуждены были ее отложить, она должна быть в марте, не просто поездка, а выступление в Центре Российской науки и культуры, но, к сожалению, эта встреча не состоялась в связи с таким обстоятельством, не зависящим от нас.

Е. Волчегорская

— Ну что ж, будем надеяться, что все-таки все сложится, и мы с вами будем еще встречаться и говорить и о святых славянского мира, и о том, что вам удалось еще провести, открыть, а сейчас у нас, к сожалению, закончилось время программы. Я напоминаю, что у нас на связи была Анна Ланцева, руководитель инициативной группы по культурным мероприятиям, посвященным святой Людмиле Чешской, кандидат культурологии, богемист, доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры и соорганизатор проекта «Святые славянского мира» при Центре славянских культур Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Спасибо большое, Анна.

А. Ланцева

— Спасибо, Елизавета, за такой интересный разговор.

Е. Волчегорская

— Надеюсь, мы его продолжим в обозримом будущем, всего доброго.

А. Ланцева

— Да, я тоже очень надеюсь, всего самого доброго, до свидания.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем