
Священномученик протоиерей Зосима Трубачёв был не только ревностным служителем Бога, добрым и милосердным человеком, но и прекрасным отцом. У них с матушкой Клавдией было трое детей. Особенно тёплые отношения у батюшки Зосимы были с его старшим сыном, диаконом и церковным композитором Сергием. По словам отца Сергия, именно папа во многом повлиял на выбор его жизненного пути, и самое главное, научил во всех трудных ситуациях полагаться на волю Бога.
В 1917 году регент, студент Московской Духовной Академии Зосима Трубецкой обвенчался с Клавдией Санковой, дочерью железнодорожного мастера, глубоко верующего и благочестивого человека. А спустя год Зосима был рукоположен во священники, и направлен на служение настоятелем в Богородице-Рождественский храм в небольшом селе Подосиновец. Вскоре у супругов Трубачёвых родился первенец Сергей, позже дочь Анастасия и младший сын Алексей, а затем в семье появилась приёмная дочь Наталья.
Будучи талантливым регентом, батюшка Зосима с ранних лет стремился привить своим детям любовь к музыке. С четырёх лет маленький Серёжа пел в церковном хоре. Отец помог ему сделать первые шаги в мир музыки: обучал нотной грамоте и игре на фисгармонии.
По вечерам отец Зосима вместе с матушкой читали детям книги. Сергей позже с особым трепетом говорил о том трогательном времени: «Любимым чтением нашим были „Жития святых“ святого Димитрия Ростовского. Помню, при чтении жития мученика Евстафия Плакиды младшие дети и мама плакали. Запомнился и вопрос отца: „А если бы тебя отдали на мучения за Христа — ты пошёл бы?“ В душе колебаний не было, и я отвечал утвердительно».
Отец Зосима всегда брал старшего сына Серёжу с собой в другие города, где знакомил сына с местными достопримечательностями и памятниками архитектуры, старался увлекательно преподнести ребёнку важную историческую информацию. А в 1926 году отец и сын совершили паломничество в город Саров на празднование обретения мощей преподобного Серафима. Большую часть пути они прошли пешком. Эта поездка очень запомнилась диакону Сергию. Позже он вспоминал, как возвращаясь домой, остановились в Дивеево и вместе с отцом побывали у блаженной Марии Ивановны Дивеевской.
В 1928 году в семью Трубачёвых пришла беда. Отца Зосиму арестовали и отправили в ссылку. Матушка с детьми поселилась у родственников в Сергиевом Посаде. Через несколько лет протоиерею Зосиме позволили переехать в город Юрьев-Польский. Там батюшка работал в совхозе, служить ему было запрещено. Единственной отдушиной стало руководство церковным хором в храме во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана. А в 1938 году батюшку Зосиму снова арестовали, семья долгие годы ничего не знала о его судьбе. Лишь десятилетия спустя Сергею удалось выяснить, что отца расстреляли в том же году на полигоне Бутово под Москвой.
Говоря об отце, известный церковный композитор Сергей Трубачёв признавался: «Пастырский путь протоиерея Зосима окончен мученической смертью. Предвидя её, он остался верен своему священническому призванию». Пример отца вдохновил сына стать священнослужителем — в 1995 году Сергей принял сан диакона.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема