
Фото: Matvey Yelkin / Unsplash
В 1918 году в Петрограде шли аресты священников, которых подозревали в контрреволюционной деятельности. Протоиерей Михаил Чельцов знал, что его тоже могут арестовать и сказал об этом своей супруге Анне. Матушка ответила: «Я была с тобой в радости, неужели оставлю в горе? Твоё служение навлекает гнев властей, но ты делаешь то, что должен. А мне остаётся помогать тебе».
В 1898 году Михаил Чельцов защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургской духовной академии и получил должность в епархиальном управлении. Воспользовавшись летним отпуском, он отправился на родину — в село Кикино Рязанской губернии, где служил священником его отец. Однажды в гости к Чельцовым зашла Анна Агламазова. Она дружила с сестрой Михаила Александрой. Аня тоже была из священнической семьи, окончила Рязанское епархиальное училище и с детства стремилась к монашескому подвигу. Встреча с Михаилом изменила её намерения. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре обручились. Обвенчались они в 1902 году.
После этого Михаила рукоположили в священники к Симеоновской церкви при Институте гражданских инженеров в Петербурге. Отца Михаила любили студенты и преподаватели. Он выступал с лекциями, участвовал в религиозно-философских собраниях, выпустил несколько сборников статей и проповедей. В годы первой русской революции священник много проповедовал в рабочей среде. Матушка занималась хозяйством и воспитывала детей. Их у Чельцовых было семеро.
После Октябрьской революции отец Михаил работал в канцелярии Петроградского митрополита Вениамина Казанского. Квартиру священника неоднократно обыскивали, его самого не раз арестовывали по обвинению в контрреволюционной деятельности, но до поры до времени отпускали. В 1922 году отца Михаила осудили на пять лет за поддержку митрополита Вениамина, якобы противодействовавшего изъятию церковных ценностей. Когда оглашали приговор, священник больше всего печалился о своей семье, опасаясь, что жена и дети не смогут выжить в условиях голода. Но семья отца Михаила справилась: матушка, сын Павел и дочь Анна никогда не сидели без работы. Благодаря им священник получал в тюрьме передачи.
Самой большой радостью для него была переписка с родными. Отец Михаил трепетно ожидал, когда щелкнет ключ в двери и его позовут к надзирателю, чтобы выдать корреспонденцию. Письма самого священника были полны нежной тревоги о супруге: «Поздравляю тебя, моя дорогая, с двадцатилетним юбилеем нашей семейной жизни. У меня все мысли и молитвы о том, чтобы ты была здорова. Ради моего спокойствия и благополучия детей береги себя и не унывай. Мы с тобой люди верующие, а потому всю свою заботу возложим на Господа. Он помогал и поможет в будущем».
После освобождения в 1925 году отец Михаил стал настоятелем Троице-Измайловского собора в Ленинграде, преподавал на Высших богословских курсах. В 1930 году его арестовали в последний раз. Священника привлекли по так называемому «делу графини Зарнекау», нелегально сбежавшей из Советского Союза. В эмигрантской печати она описала свой побег и назвала имена ленинградских знакомых, включая своего духовника отца Михаила. В числе десяти человек, обвиняемых по этому делу, священник был расстрелян. Матушка очень тяжело переживала гибель супруга. Её утешала только вера и письма отца Михаила, которые она постоянно перечитывала. В одном из них священник словно подвёл итог их семейной жизни: «Не нахожу слов, чтобы, дорогая моя, просить у тебя искреннего прощения. Бывали у нас и радостные и счастливые дни. Готовясь в тюрьме к смерти, я сознал, что всё время любил тебя искренне, глубоко и всецело».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер