В 1991-м году, после более чем полувекового отсутствия на родине, в отечество вернулся один престарелый русский священник. Имя его было тогда почти неизвестно: протопресвитер Александр Киселёв. Впрочем, те из наших верующих сограждан, кому в советские годы удавалось добывать редкие русские книги, изданные за границей, — так называемый «тамиздат» — знали печатные труды этого батюшки. Между серединой 1970-х и концом 1980-х годов он выпустил в Нью-Йорке исследования — «Что надо знать, сохранить, донести», «Пути России». Самой же первой книгой отца Александра Киселёва, выпущенной в Америке, стал труд «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории». В нашей стране эта книга вышла на следующий год после возвращения священника-эмигранта на родину — в 1992-м году, вышла в серии «Жизнь во Христе». На рубеже веков её переиздали.
Памяти русского пастыря и его заветной книги «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории», — я и хочу поклониться сегодня с помощью нашей «Закладки».
«Иногда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа наша истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, и мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуту умиления, в часы спокойной сознательной веры. И вот в эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией. Её мы не боимся! Мы знаем, что Её тихая святыня не отвернётся от нас, в каких бы язвах, в каких бы позорных пропастях мы к Ней ни пришли. Мы не видали Её. Но мы знаем и чувствуем, безошибочным внутренним чувством, что часто, часто задумчивый и заботливый взор чудной Матери-Девы останавливается на нас».
Фрагмент из книги протопресвитера Александра Киселёва «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории» нам читал Сергей Агапов. Этот воистину сыновний монолог священника мы взяли из страниц, завершающих его труд. Маленькая главка в конце издания названа просто и коротко: «Богоматерь».
Мало кто знает, что отец Александр Киселёв был последним человеком на земле, который к Святейшему патриарху Алексию II обращался «на ты». Просто перед тем, как Эстония утратила свою независимость, батюшка успел послужить настоятелем Николаевской церкви в Таллине, в алтаре этого храма прислуживал отрок Алексей Ридигер.
Прошло очень много лет, и они снова встретились: сначала за границей, а потом и здесь, на родной земле, когда по приглашению Патриарха Алексия II отец Александр вместе со своей верной матушкой переехал в Москву. Им нашли небольшое помещение в Донском монастыре, где они мирно прожили свои оставшиеся годы.
Отец Александр отошёл к Господу 3 октября 2001-го года. Ему шёл уже десятый десяток лет. В тот же день Святейший Патриарх Алексий совершил панихиду в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском мужском монастыре по новопреставленному протопресвитеру...
С вами был Павел Крючков, и давайте на прощание послушаем — в чтении Сергея Агапова — ещё один фрагмент из удивительной, доходящей до самого сердца книги — «Чудотворные иконы Божией матери в русской истории»...
«...Не страхом, не угрозами, а любовью, одною любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всё прощающим состраданием. Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
Повествование об иконах Богоматери — это повесть о милосердии Пречистой Девы к усыновлённому Ей на кресте человечеству, это — сказания о посещении Царицей Небес земных людей. И читая их, чувствуешь связь земного и небесного, и оживает в душе вера».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема