В 1991-м году, после более чем полувекового отсутствия на родине, в отечество вернулся один престарелый русский священник. Имя его было тогда почти неизвестно: протопресвитер Александр Киселёв. Впрочем, те из наших верующих сограждан, кому в советские годы удавалось добывать редкие русские книги, изданные за границей, — так называемый «тамиздат» — знали печатные труды этого батюшки. Между серединой 1970-х и концом 1980-х годов он выпустил в Нью-Йорке исследования — «Что надо знать, сохранить, донести», «Пути России». Самой же первой книгой отца Александра Киселёва, выпущенной в Америке, стал труд «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории». В нашей стране эта книга вышла на следующий год после возвращения священника-эмигранта на родину — в 1992-м году, вышла в серии «Жизнь во Христе». На рубеже веков её переиздали.
Памяти русского пастыря и его заветной книги «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории», — я и хочу поклониться сегодня с помощью нашей «Закладки».
«Иногда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа наша истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, и мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуту умиления, в часы спокойной сознательной веры. И вот в эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией. Её мы не боимся! Мы знаем, что Её тихая святыня не отвернётся от нас, в каких бы язвах, в каких бы позорных пропастях мы к Ней ни пришли. Мы не видали Её. Но мы знаем и чувствуем, безошибочным внутренним чувством, что часто, часто задумчивый и заботливый взор чудной Матери-Девы останавливается на нас».
Фрагмент из книги протопресвитера Александра Киселёва «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории» нам читал Сергей Агапов. Этот воистину сыновний монолог священника мы взяли из страниц, завершающих его труд. Маленькая главка в конце издания названа просто и коротко: «Богоматерь».
Мало кто знает, что отец Александр Киселёв был последним человеком на земле, который к Святейшему патриарху Алексию II обращался «на ты». Просто перед тем, как Эстония утратила свою независимость, батюшка успел послужить настоятелем Николаевской церкви в Таллине, в алтаре этого храма прислуживал отрок Алексей Ридигер.
Прошло очень много лет, и они снова встретились: сначала за границей, а потом и здесь, на родной земле, когда по приглашению Патриарха Алексия II отец Александр вместе со своей верной матушкой переехал в Москву. Им нашли небольшое помещение в Донском монастыре, где они мирно прожили свои оставшиеся годы.
Отец Александр отошёл к Господу 3 октября 2001-го года. Ему шёл уже десятый десяток лет. В тот же день Святейший Патриарх Алексий совершил панихиду в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском мужском монастыре по новопреставленному протопресвитеру...
С вами был Павел Крючков, и давайте на прощание послушаем — в чтении Сергея Агапова — ещё один фрагмент из удивительной, доходящей до самого сердца книги — «Чудотворные иконы Божией матери в русской истории»...
«...Не страхом, не угрозами, а любовью, одною любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всё прощающим состраданием. Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
Повествование об иконах Богоматери — это повесть о милосердии Пречистой Девы к усыновлённому Ей на кресте человечеству, это — сказания о посещении Царицей Небес земных людей. И читая их, чувствуешь связь земного и небесного, и оживает в душе вера».
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. Об оптинских старцах

Сегодня 24 октября. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Об оптинских старцах — игумен Назарий (Рыпин).
Оптинское старчество стало тем костром, у которого отогревала сердца вся Россия, как об этом говорил Концевич. И благодаря оптинскому старчеству произошёл во многом переворот в душах очень многих людей и возвращение к Богу, возвращение к Церкви нашей русской интеллигенции.
Во многом благодаря тому, что оптинские старцы, такие как Макарий Оптинский, Амвросий Оптинский, старец Нектарий, Иосиф, Иларион, Анатолий Старший, они, будучи людьми образованными, могли говорить на одном языке с образованными людьми. Это было очень важно для России, и поэтому значение оптинского старчества очень велико.
Помимо того, что, конечно же, они имели пример личной святости, пример любви, которую они проявляли к людям, и это привлекало очень-очень многих. Этот живой пример христианства, не отвлечённого, не умозрительного, реального христианства, людей, носителей Духа Христова, тех богоносцев, которых так сложно встретить нам на путях своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема







