На западной окраине Смоленска, на высоком холме над Днепром, стоит церковь Михаила Архангела – самая древняя в городе. В двенадцатом веке она украшала богатый двор князя Давида Ростиславича. Кажется, храм весь устремлен к небу. Это впечатление не случайно – именно такого эффекта стремились добиться древние архитекторы, придав церкви непривычную для византийской традиции столпообразную форму и подчеркнув ее готическими архитектурными элементами. Новое веяние пришло из Полоцкого княжества, откуда на Смоленщину были приглашены строительных дел мастера. Можно сказать, что с возведения Михайло-Архангельской церкви здесь, в верховье Днепра, начался новый период церковного зодчества.
Изначально храм был устроен так, что свет в него проникал, главным образом, через высокие просторные окна барабана, на котором держится единственный купол. Поток света, щедро льющийся сверху, подчеркивал богатое внутреннее убранство. Стены, своды, оконные откосы были полностью расписаны фресками – об этом говорят чудом уцелевшие фрагментарные остатки древней росписи. Иконы, как свидетельствует летопись, отличались не только особой техникой письма, но и щедро украшенными окладами – обилие золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга поражало воображение.
В начале семнадцатого века Смоленск взяли поляки, при них храм Михаила Архангела какое-то время был католическим. После освобождения города церковь уже не могла похвастаться прежним великолепием. На память об этом печальном периоде на хорах осталось специальное отделение для оргАна и пробитые в стене отверстия для распространения звука.
Во время войны с Наполеоном совсем недалеко от Михайло-Архангельского храма расположились вражеские батареи, пушечные ядра долетали до церковных стен, оставляя на них следы, сохранившиеся до наших дней. Церковь была варварски разграблена. После войны средств на ее восстановление взять было неоткуда, и долгое время она находилась в плачевном состоянии – так, окна были затянуты рыбачьими сетями.
В конце девятнадцатого века храм был восстановлен, но революция, а затем Вторая мировая война оставили на нем очередной печальный след. В семидесятых годах прошлого столетия реставраторы постарались вернуть древнему зданию прежнее величие. Ожил многострадальный храм в начале девяностых - здесь вновь стали совершаться богослужения. Говорят, во время службы под древними сводами чувствуешь себя по-особенному.
В Смоленск из Москвы, кроме прямого поезда, идут многие составы белорусского направления. Михайло-Архангельская церковь находится, можно сказать, в шаговой доступности от железнодорожного вокзала. Сначала нужно пройти по мосту через Днепр к улице Дзержинского – уже отсюда храм предстанет перед вами во всем своем величии. Останется еще пройтись минут двадцать по Большой Краснофлотской – и вы у цели!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.