Светлый вечер. Журнал с Аллой Митрофановой. Выпуск 86 (23.06.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер. Журнал с Аллой Митрофановой. Выпуск 86 (23.06.2017)

* Поделиться

Алла Митрофанова

  • 22 июня 1941 года: знало ли руководство страны о готовящемся нападении?
  • Не заботьтесь, что вам есть и что пить, — сказано в Евангелии. Стоит ли понимать буквально эти слова?
  • Если мы жертвуем на дела милосердия 50, 100 или 200 рулей, то как эти деньги могут спасти чью-то жизнь?
  • Деникин — командующий армиями Западного фронта, Колчак — больше не руководит Черноморским флотом... Во что вылились кадровые перестановки в армии 1917 года?
  • Выпускные у школьников: как помочь уже взрослым людям пережить переход в новую жизнь и не застрять в вечном детстве?
  • Интеллигенция и революция: новый курс лекций в Академии «Фомы»

Живая история.

А. Митрофанова

В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, чьими руками тогда делалась история. В июне 17-го года стояла густая жара, города плавились под солнцем. Хотя кипели они не только поэтому – революционные настроения в Петрограде, Москве и других крупных и малых городах не то что не стихали, а наоборот, набирали обороты. Большевистская риторика при этом становилась все более популярной. И все это происходило на фоне Первой мировой войны, в которой Россия по-прежнему принимала участие. Примерно в это время в армии произошли важные кадровые перестановки. Командующим западным фронтом был назначен Антон Деникин, а Александра Васильевича Колчака сняли с командования флотом. Что это значило и к чему привело? Узнаем у эксперта. И на связи с нами Василий Цветков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета и один из постоянных авторов журнала «Живая история». Добрый вечер, Василий Жанович.

В. Цветков

– Здравствуйте.

А. Митрофанова

– Что происходит, объясните, пожалуйста, в 17-м году в российской армии. И с чем связаны такие кадровые перестановки: адмирал Колчак больше не командующий черноморским флотом, а Антон Деникин, напротив, стал командующим армиями на Западном флоте.

В. Цветков

– Ну в общем и целом это уже остаточные явления так называемой первой волны чисток в армии. Первая волна, она началась еще в марте – в апреле и была связана уже с такими сугубо политическими причинами, прежде всего с степенью лояльности революционным преобразованиям, демократизацией армии. Поскольку как раз отставка Колчака была связана с событиями мая 17-го года в Севастополе, это знаменитый бунт, во время которого Александр Васильевич демонстративно выбросил свое наградное оружие с борта корабля в море, чтобы оно не досталось матросам. Это жест такой достаточно известный, знаменитый даже в чем-то. Ну и не сойдясь, таким образом, с демократическими матросами Черноморского флота, он отправляется в отставку. Но хотя отставкой это, может быть, в полном смысле назвать нельзя, потому что следующий за этим шаг как раз это отправка его в Соединенные Штаты Америки, в командировке с делегацией как раз офицеров, в том числе известный тоже сын адмирала Макарова, для консультации по вопросам проведения операции той самой, которую собственно сам Колчак и мечтал, и готовил ее. Поэтому, наверное, в чистом виде отставкой полной считать это не стоит. А вот что касается Деникина, то здесь несколько сложнее. Дело в том, что со стороны действительно, может быть, покажется, что назначение на должность главкома армиями Западного фронта это некий служебный рост. А на самом же деле нужно учитывать просто то, что Деникин до этого занимал должность начальника штаба верховного главнокомандующего, то есть это второе, по сути, лицо служебной иерархии, а верховным главнокомандующим в апреле – мае был генерал Алексеев. И как раз вот эта вот алексеевская команда, собственно Деникин стал, наверное, самым таким близким доверенным лицом генералу Алексееву. И отставка генерала Алексеева, которая тоже была связана с тем, что он не сумел договориться с Временным правительством в данном случае, ну и естественно, и с армейскими комитетами в том числе, и отставка Деникина, вернее ну как сказать, перевод вот его на должность строевую, то есть уже на командующего Западного фронтом – по сути это не столько усиление, сколько ослабление армии. И связано это вот, как я уже сказал, именно с политическими причинами. А вторая чистка, вторая волна, она еще будет впереди, это будет уже как раз связано с корниловским выступлением. И вот обе эти чистки по политическим мотивам, и апрельско-майская, и будущая августовско-сентябрьская, они окончательно добьют командный состав армии и, по сути, расколют русскую армию на две противоборствующие части, позднее уже ставшие «красными» и «белыми» в эту гражданскую войну.

А. Митрофанова

– Невероятно больно сейчас, конечно, это все осознать, потому что понимаешь, как иначе могла бы история повернуться, если бы эти люди, возможно, остались на своих местах и возможно, если бы им удалось предотвратить ту анархию или удержать в своих руках бразды правления, Колчаку на флоте, а Деникину соответственно в ставке. Это была бы другая война, другой итог войны. Возможно, другой итог войны гражданской.

В. Цветков

– Возможно, да. Потому что вообще оба они – и Деникин, и Колчак – это молодой генералитет, молодой, энергичный генералитет, это выдвиженцы, по сути, не столько революции, вот иногда их считают революционными выдвиженцами, а по большому счету это выдвиженцы еще вот тех событий, тех боевых операций, которые проводила русская армия в 16-м году. Это были периоды побед, это были периоды успехов. Неслучайно с Колчаком сам государь император связывал надежду на успех операции по присоединению к России Босфор и Дарданеллы, по взятие Константинополя, Стамбула. То есть это люди, которые имели таланты, безусловно, имели военные способности и имели, наверное, очень большое желание быть полезными нашему Отечеству, нашей родине, но вот они оказались невостребованными в такой ситуации. Но это еще не самое страшное, потому что самое страшное будет впереди, когда Колчак вообще окажется ненужным, за границей, а Деникин, как известно, окажется под следствием, заключенным в Быховской тюрьме по знаменитому делу Корнилова.

А. Митрофанова

– Ну что же, спасибо вам за комментарий.

В. Цветков

– Да, спасибо вам.

А. Митрофанова

– Василий Цветков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета и один из постоянных автором журнала «Живая история» был с нами на связи. До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем