Основные темы выпуска:
- Подработка на каникулах: как помочь подростку устроиться на работу, не нарушая Трудового кодекса?
- Праздник Пятидесятницы, или Троицы: сказано ли о нем в Евангелии?
- Уникальный детский сад: как детей с ДЦП учат общаться с большим миром
- Светлые идеи гуманной революции – или начало анархии: каким был май 1917 года по ощущениям современников событий?
- Итоги 70 Каннского кинофестиваля: какие идеи в этот раз привезли в Канны художники со всего света?
- Книжный фестиваль «Красная площадь» уже в эти выходные: что смотреть, кого слушать, за какими книгами туда приходить?
Живая история.
А. Митрофанова
– В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, руками которых в тот год совершалась история. Если читать дневники современников тех событий за текущую неделю (а числа и дни недели, напомню, сегодня и сто лет назад практически совпадают – если без поправки на новый стиль), то выходит несколько странная картина. С одной стороны, там, в дневниках, восторженные отзывы о характере русской революции: что она не такая, как во Франции, нет у нас рек крови, все мирно и все счастливы. А с другой стороны, снова и снова записи об анархии или вот как, например, у Михаила Пришвина, о речах какого-нибудь волостного оратора. «Изумительно бывает слушать, – пишет Пришвин, – как страстно призывает такой оратор к отказу от захвата вне страны и как страстно к захвату внутри страны. Это понятно, – продолжает Пришвин, – враг наш оказался не внешним, а внутренним, немец и война обращаются внутрь, война гражданская». Попробуем разобраться, как возможны такие полярные отзывы. И на связи с нами Федор Гайда, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Московского университета и один из постоянных авторов журнала «Живая история». Добрый вечер, Федор Александрович.
Ф. Гайда
– Здравствуйте.
А. Митрофанова
– Что скажете по поводу такой поляризации в оценках происходящего в мае 1917 года?
Ф. Гайда
– Ну, в самом деле, в начале мая мы имеем дело с созданием Коалиционного правительства, с тем, что социалисты, уже не один Керенский, а несколько человек вошли во Временное правительство, вроде как поддержали его со стороны Петроградского совета. Правда, на определенных условиях, потому что было уже заявлено в программе Коалиционного правительства, что оно не претендует ни на какие вот эти вот империалистические захваты, что никакой Константинополь и проливы нам не нужны, что мы ведем войну революционную, с германским милитаризмом и рассчитываем на то, что будет заключен демократический мир без каких-либо аннексий и контрибуций. И после этого восторжествует уже свобода и демократия во всей Европе. И вот именно такую войну, такое наступление, да, в рамках такой войны готовит новый военный министр Керенский. Но это создает определенную проблему, потому что, несмотря на всю подготовку, становится быстро ясно, что эта подготовка идет достаточно неэффективно. В частности, на это обращал внимание главнокомандующий тогдашний российскими войсками генерал Алексеев. В результате как реагирует Керенский? А он берет и отправляет Алексеева в отставку. И назначает, соответственно, Брусилова главнокомандующим. А Брусилов, ну, понятно, конечно – он герой, герой 16-го года, герой вот этого Брусиловского прорыва, но при этом в первую очередь он, конечно, человек, максимально лояльный к Керенскому. То есть, он готов, в общем, планировать любое наступление в любых условиях, как ему скажут. И если мы посмотрим, как, собственно, идет подготовка к наступлению – действительно идет опора на какой-то вот революционный энтузиазм. То есть вот, например, в это время, как раз в эти дни, во второй половине мая, проводится съезд флотских комитетов Балтфлота. И они принимают решение, что, да, конечно, они за войну до победного конца, но при этом действительно без аннексий и контрибуций, а самое главное, они провозглашают своей высшей инстанцией Центробалт. То есть такую организацию, которая, вот только она имеет право отдавать приказы по Балтийскому флоту, и больше они никому не подчиняются. А на Дону, например, тоже проводят съезд, и создается Донское войсковое правительство во главе с генералом Калединым, и тоже они больше никому не подчиняются. А в войсках тоже, так сказать, комитеты в это время активно обсуждают вопрос: будем принимать участие в наступлении или не будем, и это происходит на всех уровнях, начиная с фронта и заканчивая батальонами.
А. Митрофанова
– То есть, по сути, это и есть анархия – когда все подчиняются только самим себе, и нет никакого центрального руководства.
Ф. Гайда
– Да, и в этой ситуации действительно приходилось делать ставку просто на создание таких вот штурмовых частей, которые готовы были выполнить приказ. Они активно в это время тоже формируются. Ну, самая известная такая штурмовая команда – это, собственно, женский «батальон смерти» Бочкаревой знаменитый, но это далеко не единственная такая структура. Но, надо сказать, что при всем при том, что их было достаточно много, в целом-то они не многочисленны. И вот делается ставка на них. Ну, в общем, заведомо было понятно, что, скорее всего, это наступление ничем особенно хорошим не закончится. А одновременно с этим – вот, посмотрите, одновременно с этим революционным оборонничеством таким, революционным патриотизмом, идет и антивоенная линия. Проходит, скажем, 3-й съезд партии эсеров, и она там уже раскалывается на правых и левых, а левые эсеры – против войны. Ну точнее, так: они не говорят о том, что нужно немедленно из войны выйти, но они готовы обсуждать этот вопрос в некой такой перспективе. Проходит конференция партии меньшевиков – она тоже раскалывается в это время на оборонцев и интернационалистов, интернационалисты выступают за сепаратный мир. Или, например, проходит конференция заводских комитетов петроградских, рабочие, да, так они вообще принимают большевистскую резолюцию: немедленное заключение мира, выход из войны. И, в результате, действительно, страна в это время, она бурлит, она движется совершенно в иных направлениях, никакого единства нет, и ни у кого на самом деле нет такого четкого представления о том, как вообще можно такое единство обеспечить. Кроме революционных лозунгов, ничего не происходит.
А. Митрофанова
– Это, действительно, ситуация, которая, фактически, преддверие гражданской войны, если люди внутри страны настолько поляризованы в своих оценках и в своем видении будущего.
Ф. Гайда
– По сути, да. Я бы сказал, что это действительно преддверие гражданской войны, по одной, в общем-то, простой причине. Понимаете, плюрализм мнений, он, конечно, неизбежен, он есть, и, в общем-то, в нем ничего страшного нет…
А. Митрофанова
– Наоборот, это, в общем, даже и хорошо, если здоровая ситуация в стране.
Ф. Гайда
– Конечно, конечно! Но здесь проблема, скорее, в другом. Проблема в том, что эти точки зрения не только полярные и они, кстати говоря, все больше и больше расходятся в своей вот этой полярности. А самое главное это то, что в ситуации, действительно, безвластия приверженцы этих разных точек зрения, они готовы их реализовать здесь и сейчас. И вот это как раз и есть признак гражданской войны.
А. Митрофанова
– Да, есть о чем задуматься… Спасибо вам большое за комментарий.
Ф. Гайда
– Спасибо вам.
А. Митрофанова
– Федор Гайда, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Московского университета и один из постоянных авторов журнала «Живая история» был с нами на связи.
Псалом 65. Богослужебные чтения
Как известно, сколько бы верёвочка ни вилась, конец у неё обязательно найдётся. Это я к тому, что человек может, конечно, поэкспериментировать с Божественным терпением. Но рано или поздно оно закончится. И тогда экспериментатор в полной мере ощутит, что явно сделал что-то не то. Об этом, в частности, речь идёт в псалме 65-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 65.
Начальнику хора. Песнь.
1 Воскликните Богу, вся земля.
2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввёл нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрёк язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознёс Его языком моим.
18 Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь.
19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Услышанный нами псалом был составлен не Давидом. Его написал неизвестный автор примерно в седьмом веке до Рождества Христова. Поводом для создания произведения стало неожиданное и для древней Иудеи, и для всего Ближнего Востока поражение могущественного войска ассирийского царя Сеннахирима. Тот не просто стремился захватить те или иные земли, но делал это подчеркнуто цинично, вызывающе.
Однажды ассирийский правитель, так сказать, положил глаз на Иудею. Сначала Сеннахирим обложил её данью, а потому и вовсе решил разорить. Тогдашний иудейский царь Езекия, в общем-то, был готов к тем или иным компромиссам, но, когда огромное войско ассирийцев осадило Иерусалим, приготовился дать ему отпор. Хотя понимал, что шансов, на самом деле, почти нет. Езекия был хорошим царём и благочестивым человеком. Он не только сам старался жить в соответствии с заповедями Божиими, но и подданных к тому же призывал. Царь, например, постарался искоренить все языческие культы, которые в те времена существовали среди иудеев.
Во время нападения ассирийцев Езекия молился Господу об избавлении от страшной угрозы. Молился не только о себе, но и о народе. И люди тоже стали просить Бога о помощи. Она пришла. Неожиданно в ассирийском лагере вспыхнула какая-то тяжёлая и особо заразная болезнь. В итоге, без какой-либо битвы неприятели потерпели поражение и вынуждены были бежать. И автор псалма, наблюдая за торжеством Божиим, ликует. Он, в частности, пишет: «Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!» Так псалмопевец обращается к другим народам, призывая их признать могущество истинного Господа.
Для автора псалма неожиданная победа гармонично входит в череду тех чудес, которые Бог творил, защищая ветхозаветных евреев от различных опасностей. Мы, например, слышим такие слова в псалме: «Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём». Здесь речь идёт о переходе евреев через Красное море во время исхода из Египта. Тогда силой Божией пророк Моисей смог разделить морские воды, и иудеи прошли по дну морскому, как по суше.
Но Бог приходил на помощь древним евреям не в силу их какой-то гарантированной и объективной избранности, а потому что они стремились быть Господу верны. Об этом и пишет псалмопевец: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. ... Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего». Итак, и автор псалма, и царь Езекия, от лица которого были как бы произнесены прозвучавшие слова, и весь народ еврейский в то время жили в благочестии и верности заповедям Господним. Потому и спаслись, и стали свидетелями чуда.
Но прошло какое-то время. И всё изменилось к худшему. Преемник Ассирии, Вавилон, захватил Иудею и разрушил Иерусалим. Это случилось не потому, что Господь ослаб, а потому что ослабла вера Его народа. Древние евреи впали в идолопоклонство, стали жить в пороках и сами лишили себя защиты Божией. Что служит уроком и для нас, тех, кто в настоящее время является частью нового народа Божия — Церкви Христовой. Если хотим мы быть Господом хранимыми, будем Ему верны и словом, и делом.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 310 зач., IV, 1-13.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, в Землю Обетованную вошли совсем не те люди, которые вышли из Египта. За сорок лет странствования по пустыни сменилось поколение, и это не было какой-то ошибкой или случайностью, таков был замысел Бога, ведь вышедшие из Египта люди не имели должной веры, и сделать с этим ничего не смог даже Сам Бог. Эту историю нам сегодня во время литургии в православных храмах напоминает отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
9 Посему для народа Божия еще остается субботство.
10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Если мы не знакомы с библейской терминологией, то нас может несколько смутить много раз повторившиеся в только что прозвучавшем апостольском отрывке вариации словосочетания «войти в покой Его», то есть в покой Божий. Покой — это состояние, как в него можно войти? Это не дом, не комната, не какое-то другое физическое место. Но Послание к Евреям делает явный акцент на таковом вхождении, и не заметить настойчивость апостола попросту невозможно.
Так что же такое «покой Божий»? И каким образом в него можно войти?
Ответ на эти вопросы нам даёт Сам Спаситель мира Христос, который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:28–29). Для христиан покой Божий — это Сам Христос, это пребывание с Ним, и жизнь не по своей, а по Его воле.
Ветхий Завет, на который обильно ссылается прозвучавший сегодня отрывок апостольского послания, под покоем понимал конкретное место — Землю Обетованную, ведь в ней народ должен был обрести свой дом, место, в котором можно будет успокоиться после многолетнего странствования, место, в котором в покое можно будет жить и служить Богу.
Мы видим, что в конечном итоге и новозаветное, и ветхозаветное понимание покоя Божия сходятся в одном: человек тогда достигает покоя Божия, когда исполняет волю Божию, и это приносит человеку успокоение, так человек успокаивает свою мятущуюся душу, и никакого иного пути для обретения покоя не существует.
Однако есть та проблема, о которой предупредил прозвучавший сегодня отрывок Послания к Евреям: Бог указал нам и цель, и путь, Он призывает нас войти в Его покой — то есть обрести истинное счастье — но мы не спешим верить Богу, нам кажется, будто бы мы лучше Его знаем, что нам необходимо, и что счастье и покой близки, осталось ещё немного, ещё чуть-чуть, — новую должность, новую квартиру, здорового ребёнка, успешного мужа или красивую добрую жену, и счастье будет. Но это всё — постоянно ускользающий мираж, и достижение земных целей отнюдь не приводит к покою, напротив, с новым и вожделенным приходят неожиданные проблемы, и этот вал невозможно остановить.
Апостол и не призывает его останавливать. Он говорит о другом, о том, что наше предназначение не здесь, следовательно, и успокоение нужно искать не в земных достижениях, а в Боге, не забывая при этом, что служение Богу вовсе не означает отказ от земных целей, однако эти цели должны быть поставлены на служение не себе, а Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Три монахини возрождают монастырь, давайте им поможем

В древнем городе Юрьев-Польский Владимирской области есть Петропавловский женский монастырь, основанный в 1874 году. Когда-то он считался духовным центром и украшением города: с тремя церквями, высокой колокольней, школой для девочек и большим яблоневым садом. В XX веке монастырь разорили и от прежнего великолепия почти ничего не осталось... Он фактически превратилась в руины.
Но сегодня его история продолжается. С 2015 года в Петропавловской обители живут, молятся и трудятся несколько монахинь. Их любовь и забота подарила монастырю вторую жизнь. Понемногу он возрождается. «Люди нам всегда помогают, чем могут, — говорит игуменья Серафима, — Летом, например, снабжают дарами со своего огорода и косят траву, зимой чистят снег — в общем заботятся о нас, а мы за них молимся».
За 10 лет троим монахиням при участии добрых людей удалось сделать многое: огородить территорию, восстановить одну из церквей в честь Вознесения Господня, построить корпус для сестёр и сделать проект реставрации колокольни. В скором времени в монастыре откроется приют и духовное училище для девочек.

Петропавловский монастырь постепенно возвращается к жизни, но ему всё ещё нужна поддержка. Сегодня оплата коммунальных услуг — одна из насущных и трудных задач для сестёр. И если вы хотите в этом помочь, переходите на сайт фонда «Мои друзья», где открыт сбор для Петропавловского женского монастыря во Владимирской области. Собранная сумма обеспечит обитель теплом и светом на ближайшие полгода и даст возможность сёстрам спокойно молиться, трудиться и продолжать дело возрождения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












