Светлый вечер с протоиереем Сергием и Еленой Дикими (эф. 18.03.15) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с протоиереем Сергием и Еленой Дикими (эф. 18.03.15)

* Поделиться

прот. Сергий Дикий и Елена Дикая1У нас в гостях были протоиерей Сергий Дикий и его супруга Елена.
Мы говорили о жизни прихода при храме великомученика Георгия в Коптево, о детской капелле "Виктория" и о других направлениях работы с детьми и взрослыми, организованными при храме.

Ведущие: Елизавета Горская и Владимир Емельянов

В. Емельянов

— Здравствуйте! В эфире программа «Светлый вечер» и её ведущие Елизавета Горская и Владимир Емельянов.

Л. Горская

— И сегодня у нас в гостях сразу два человека. Протоиерей Сергий Дикий со своей супругой Еленой.

Наше досье:

Протоиерей Сергий Дикий родился в 1967 году в Твери. Учился в Тверском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении. Окончил Московскую Духовную Семинарию. С 1991 года служил священником в Тверской губернии, позднее переехал в Москву. Служит настоятелем в храме великомученика Георгия в Коптево. Супруга отца Сергия Елена родилась в Москве, окончила регентскую школу при Московской Духовной Семинарии. С 2003 года преподавала на Знаменских высших богословских курсах при Заиконоспасском монастыре, регент правого хора и куратор богословских курсов в храме великомученика Георгия в Коптево. У отца Сергия и матушки Елены пятеро детей.

Л. Горская

— Давайте определимся, матушка, как к вам обращаться. Мы перед программой сидели...

В. Емельянов

— Балагурили, я бы даже сказал.

Л. Горская

— Пытались выяснить. И обнаружили, что традиционное для обращения к жене священнослужителя обращение «матушка», оказывается, не совсем каноническое, простонародное. А как правильно?

Прот. Сергий Дикий

— Так и будем — матушка Елена.

В. Емельянов

— Попадьей, наверное.

Е. Дикая

— Да, пожалуйста, хоть горшком величайте, только в печку не сажайте.

Л. Горская

— Ну правда...

Е. Дикая

— Действительно. Давайте — матушка Елена, для меня это привычно и мне очень приятно.

В. Емельянов

— Матушка Елена, у меня в связи с матушкой вопрос и возник. Я прочитал не так давно письма старца Иоанна (Крестьянкина), кто-то спрашивает его относительно монашеской, священнической жизни. И у него такая фраза прозвучала: «Матушка — должность не простая, не легкая». Хотелось бы поговорить об этом: а что это за должность такая? Понятно, что не профессия, не призвание. Будучи юной девушкой, думали вы о том, что вы свяжете свою жизнь со священником.

Е. Дикая

— Вы знаете, мне кажется, что это не должность, это скорее образ жизни, образ мыслей, наверное, даже уже манера говорить, одеваться и ходить. Причем в сферу моих по попечений, я предполагаю, не только моих, но и других матушек, входит не только собственная семья, дети, муж, в первую очередь, но и приход. Так складывается жизнь. И я думаю, что это очень важно и для прихожан храма, когда жена священника, настоятеля старается помочь, старается поучаствовать, поддержать людей.

Прот. Сергий Дикий

— Мужа в трудах поддержать.

Е. Дикая

— Мужа, понятно. Просто транслировать, чтобы охватить такой большой приход как наш, приход в спальном районе Москвы, поэтому приходится, конечно, брать...

Прот. Сергий Дикий

— Тяжело тебе приходится.

Е. Дикая

— Нет, мне приходится хорошо, Слава Богу. Мне приходится хорошо (смеется). Несколько лет назад на каком-то из собственных дней рождений, когда меня поздравляли, говорили какие-то слова, добрые, хорошие. Как знаете, об именинниках, как о покойниках, или хорошо, или ничего. И я подумала, что прожив жизнь, я прожила её не свою, я прожила его жизнь, но это такое счастье.

В. Емельянов

— То есть никакого диссонанса у вас по поводу того, что вы проживаете не свою жизнь у вас не возникает?

Е. Дикая

— Не возникает. Я просто задумалась, почувствовала, что жизнь была не моя, я прожила его жизнь. Но это счастье, что я прожила его жизнь, жизнь была всегда наполнена...

Прот. Сергий Дикий

— Как прожила? Уже все?

Е. Дикая

— Все закончилось (смеется). Ну не будем так печально. К этому моменту, к моим определенным годам.

В. Емельянов

— Матушка Елена, ваш обычный день. Вы просыпаетесь... Чтобы нашим слушателям, да и нам были понятны чаяния, заботы матушки, у вас пятеро детей ведь...

Е. Дикая

— Да, у меня пятеро детей. Сейчас мой день больше принадлежит мне, чем, скажем, лет 5 назад. Поскольку дети мои собственные выросли уже, у меня уже в основном студенты, одна только школьница осталась. Мы уже бабушка с дедушкой, у нас уже внук один полуторогодовалый, чудесный малыш. Поэтому сейчас мое время принадлежит в большей степени мне, чем когда бы то ни было. Конечно, в первую очередь, это храм, поскольку я регент и я регента правого хора, приходится и учиться много, и заниматься много, чтобы поддерживать на хорошем, профессиональном уровне богослужение.

Л. Горская

— Чем регент правого хора отличается от регента левого хора?

Е. Дикая

— Амбициями.

(Смеются.)

Л. Горская

— Коротко и ясно.

В. Емельянов

— Вы сказали, что дети ваши уже студенты, я хотел у отца Сергия спросить: продолжается священническая династия в вашей семье?

Прот. Сергий Дикий

— В моей лично пока еще нет.

В. Емельянов

— А какие-то подвижки?

Прот. Сергий Дикий

— Молимся. Надеемся.

В. Емельянов

— А где они учатся, чем они занимаются?

Прот. Сергий Дикий

— Я сам со священнической семьи. У меня мой папа сейчас иеромонах в Оптиной пустыни, старший брат — протоиерей в Тверской губернии, окормляет тюрьму строго режима, у него три прихода под его окормлением. Младший брат — дьякон в Троице-Сергиевой Лавре, не монах тоже, женатый, как мы все, белое духовенство. И сестра — попадья. А мы надеемся, что наши дети будут продолжать наше дело.

В. Емельянов

— А учатся они сейчас где?

Е. Дикая

— Две дочери старшие учатся в университете — одна в МГУ, вторая — в Сеченовской академии. Мальчики учатся, один в строительном университете — МГСУ, второй — в художественном колледже. И младшая дочка школьница в 10 классе учится она. Она занимается французским языком активно и, скорее всего, свяжет свою жизнь с переводческой деятельностью.

Прот. Сергий Дикий

— Надеемся, что они сначала получат светское образование, по милости Божией, может быть, потом по собственному желанию...

В. Емельянов

— Потом врач в семье — это всегда хорошо.

Прот. Сергий Дикий

— И строить надо уметь.

Е. Дикая

— Да. Они поют все на клиросе, девочки у нас и работают в хоре, помогают активно. Младшая участвует в наших во всех молодежных делах приходских, старшие когда-то этим занимались.

Л. Горская

— А что у вас за молодежные приходские дела, давайте об этом поговорим.

Е. Дикая

— Наши молодежные приходские дела перечислять, боюсь, программы не хватит.

Л. Горская

— Давайте коротенечко.

Е. Дикая

— Давайте.

В. Емельянов

— Более 40 направлений у вас на приходе.

Е. Дикая

— У нас интересно на приходе, по-настоящему интересно. И порой в такие в выходные дни, в субботу, в воскресенье, приход напоминает муравейник — повсюду снуют детки. Самых разных возрастов — с 5 лет и до 25 лет, они перемещаются активно, чем-то занимаются. С чего начнем, батюшка, с каких?

Прот. Сергий Дикий

— Наверное, с хоровой капеллы.

Е. Дикая

— Любимое детище матушки.

Прот. Сергий Дикий

— Да, хоровая капелла...

Е. Дикая

— Номер один. Хоровая капелла. Хоровую капеллу мы задумали организовать в 2007 году, я сама когда-то начинала заниматься с детишками, собрали мы небольшой детский хор, целью поставили — участие в богослужении. Для того чтобы они начали петь, нужно было хорошо их учить. Для того чтобы хорошо их учить, нужно было набрать хороших профессионалов. И вот мы пригласили для работы с детьми выпускников хоровой академии имени Виктора Сергеевича Попова.

Прот. Сергий Дикий

— Они у нас и были, они в правом хоре у нас поют.

Е. Дикая

— Два моих баса, совершенно чудесных мальчика. И вот теперь у нас руководят хоровой капеллой два выпускника хоровой академии — Юрий Назаренко и Филипп Мещериков, девочки наши хоровые обожают их, своих молодых преподавателей, полной взаимопонимание и любовь, ну и результатом такого сотрудничества хоровой академии, храма и церкви стал хороший детский коллектив. С одной стороны, мы действительно достигли своей цели, дети регулярно участвуют в богослужении, поют вместе с правым хором, поют сами, это серьезный коллектив, который умеет петь на четыре голоса, даже если необходимо, то больше.

Прот. Сергий Дикий

— Лауреаты международных конкурсов.

Е. Дикая

— Стали участвовать в конкурсах, стали лауреатами в прошлом году, взяли очень хорошие места, второе, третье место в конкурсе «Звучит Москва». Серьезный престижный международный конкурс. Наравне с очень крепкими хорошими коллективами.

Прот. Сергий Дикий

— Лауреатами везде мы получали третье место.

Е. Дикая

— А, третье?

Прот. Сергий Дикий

— Первое место — хоровая академия получила, надо понимать, а третье — мы. 50 коллективов участвовало.

В. Емельянов

— А ваше капелла называется «Виктория»?

Е. Дикая

— «Виктория». Храм-то Георгия Победосносца.

В. Емельянов

— Логично.

Е. Дикая

— Как вы лодку назовете...

В. Емельянов

— Давайте послушаем хоровую капеллу «Виктория», которая существует при храме Георгия Победоносца в Москве, в Коптево.

(Звучит капелла «Виктория».)

Л. Горская

— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер» и у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий с матушкой Еленой Дикой. И мы послушали песню «Катюша» в исполнении капеллы «Виктория». Почему такой неожиданный выбор?

Е. Дикая

— Это не неожиданный выбор.

Л. Горская

— Мы-то детскую песню ожидали услышать.

Е. Дикая

— Вы знаете, как интересно. В прошлом году мы задумали такой серьезный проект: подготовить большой патриотический концерт и для детей, и для взрослых, и самое главное...

Прот. Сергий Дикий

— … Миссионерский проект.

Е. Дикая

— Миссионерский проект, конечно.

Л. Горская

— Это к 70-летию Победы.

Е. Дикая

— Тогда это было еще 69 лет. Мы его уже два года катаем.

Прот. Сергий Дикий

— Мы его проводили на площадке нашего района в театре «Без вывески», туда мы пригласили всех жителей, ветеранов нашего района и праздник назывался «Пасха — День Победы». То есть совместили два особых праздника. С Пасхой соединили и День Победы, потому что победа над смертью — Воскресение Христово. И праздник прошел на ура. И после праздника решили записать диск, чтобы могли все слышать эти песни.

Л. Горская

— А в этом году планируете концерт проводить?

Прот. Сергий Дикий

— Планируем. Если кто-то нас еще пригласит, мы готовы поучаствовать.

В. Емельянов

— А можно немножко поподробнее о театре «Без вывески».

Прот. Сергий Дикий

— В нашем районе есть театр «Без вывески». Он так и называется «Без вывески». И муниципалитет и администрация района нам предоставляет этот театр, безвозмездно для проведения Пасхальных, Рождественский праздников. И так же праздников, которые мы делаем к Дню Победы и другим датам.

В. Емельянов

— То есть это просто площадка, которую вам предоставляют?

Прот. Сергий Дикий

— Да, это хороший зал, на 400 мест.

Л. Горская

— А вы силами прихожан делаете праздник.

Прот. Сергий Дикий

— Воскресная школа, молодежные организации, сами участвуем.

В. Емельянов

— У вас есть еще и взрослый хор.

Прот. Сергий Дикий

— Есть и взрослые, у нас есть правый хор, левый хор, любительский хор взрослых.

В. Емельянов

— А все почему, уважаемые радиослушатели? Все потому, что отец Сергий имеет музыкальное образование.

Прот. Сергий Дикий

— Да, на этом диске есть песни, которые я тоже исполняю.

В. Емельянов

— В музыкальном училище, а по какому класс вы окончили музыкальное училище?

Прот. Сергий Дикий

— Я — дирижер-хоровик.

В. Емельянов

— Тогда понятно, почему такая любовь к хорам. Вообще, хоры — это прекрасно, особенно когда поют дети. Приоткрою тайну, я 6 лет проучился в Московской хоровой капелле мальчиков, такая была. Там сейчас после ухода из жизни её руководителя...

Прот. Сергий Дикий

— На Тверской.

В. Емельянов

— Она в переулке, Малый Палашевский переулок...

Прот. Сергий Дикий

— Там мои дети...

Е. Дикая

— Наши мальчики там учились. Наши мальчики закончили эту школу. У Баклушина Леонида Игоревича. Он ученик...

В. Емельянов

— Да. Я его смутно помню, потому что он старше меня. Я к тому, что детский хор — это вообще замечательно. Неважно девочки там поют, мальчики, это очень красиво. Я помню, в Литве я попал... В Прибалтике вообще хоровое движение развито... Она просто меньше сама по себе, поэтому такая концентрация.

Л. Горская

— Меньше, чем что?

В. Емельянов

— Чем Россия. У нас тоже развито хоровое пение. Но поскольку страна большое, оно все размыто. А там сконцентрировано. И где-то в начале 90-х, может быть, 92 год, 93-й, я попал на фестиваль, который между тремя прибалтийскими республиками Латвией, Литвой и Эстонией, они привозили детские хоровые коллективы. И я должен сказать, что это нечто. Это потрясающе по красоте. Мы сейчас заговорили о хоре, я вспомнил свою учебу в капелле мальчиков, которая успехом не увенчалась.

Е. Дикая

— Вы знаете, я хочу сказать, в продолжение темы о хоре. Тот, кто когда-то пел в хоре, никогда уже не будет одиноким. Это же достаточно известная фраза, по-моему, она принадлежит Павлу Григорьевичу Чеснокову.

В. Емельянов

— А если это солист хора?

Е. Дикая

— Тем более (смеется). Команда за спиной.

Прот. Сергий Дикий

— Он будет всегда солистом... Ваш вопрос о том, сколько у нас направлений в нашем приходе разных. Это обусловливается тем, что приход — это семья. А в семье, если много детей, много направлений, много интересов. Приходит человек: «Я бы хотел заниматься тем-то и тем-то», и мы помогаем этому человеку открыть, ну к примеру, кружок любителей кино.

Л. Горская

— У вас такой тоже есть?

Прот. Сергий Дикий

— Тоже есть. Приходят студенты и показываем им классику.

Л. Горская

— А где вы все это делаете?

Прот. Сергий Дикий

— В воскресной школе, у нас есть там зал, где показывают им фильмы.

Л. Горская

— То есть вы построили здание воскресной школы?

Прот. Сергий Дикий

— Ну у нас деревня, у нас московская деревня. У нас не московский храм. У нас большая деревня.

Л. Горская

— Как это все выглядит?

Прот. Сергий Дикий

— Приезжайте и посмотрите.

В. Емельянов

— Храм удивительной красоты. Во-первых, он деревянный, что уже располагает к нему априори, потому что дерево, даже если оно не живое.

Прот. Сергий Дикий

— И главное, что все у нас там временное.

Л. Горская

— Сколько лет оно у вас уже временное?

Прот. Сергий Дикий

— 18 лет. И будет временным, пока. Когда мы хотели получить лицензию для того, чтобы дети получали аттестацию, деревянное здание в Москве считается временным. И аттестацию получить нельзя. Поэтому уже сейчас делаем проект и собираемся строить еще комплекс, в который будет входить храм святителя Спиридона с духовно-просветительским центром. И уже, я думаю, все эти направления мы там будем дальше развивать. Потому что нам не хватает места. Нам негде расположить наших питомцев.

В. Емельянов

— Еще бы. Воскресная школа, хор детский и взрослый, центр социальной помощи, боевые секции, военно-патриотический кружок, клуб ВДВ, клуб кинолюбителей, дискуссионный клуб. Колоссальная работа...

Е. Дикая

— Богословские курсы для взрослых.

В. Емельянов

— И еще есть выездные лагеря — летние, зимние. Тоже можно немножко поподробнее об этом, может быть, наши слушательницы мамы заинтересуются.

Прот. Сергий Дикий

— У нас при нашем храме проходит множество лагерей разного направления. Один раз мы проводили хоровой лагерь в Болгарии. Дети участвовали в фестивале, а потом остановились на 10 дней на берегу моря, ходили купались утром, а днем пели, пели вечером. Это потрясающий был лагерь. После купания дети проходят по скверу и стоит пустая сцена. Они встают на эту сцену и начинают петь, мимо проходят отдыхающие. Конечно, не было никого там с шапкой (смеется), потому что тогда бы они окупили, я думаю, свою поездку. Но, к сожалению...

Л. Горская

— Не сориентировались.

Прот. Сергий Дикий

— Не сориентировались. И когда какое-то дело объединяет детей, им нету времени для безделья, в каждом лагере есть свое направление. Есть военно-патриотические лагеря, есть лагеря, как я уже сказал, хорового назначения, в военных частях проводятся лагеря, те лагеря, в которых дети могут почувствовать не только свою самостоятельность, но и также научиться на какой-то период, на эти 10 дней быть взрослыми. И получить свой духовный опыт. Потому что в лагере всегда проводится Божественная Литургия, все исповедуются, причащаются. Я могу рассказать один такой случай, приехали в один лагерь, который проходил на озере в Тверской губернии, под городом Вышним Волочком. Мы приехали туда с детьми, и вот два мальчика сцепились, как два петуха. Мы их разняли: «Что вы делаете?! Как, вы же братья, вы же понимаете, что так нельзя себя вести...» Один говорит: «Да, да, я, конечно, понимаю». Второй: «Нет, я его простить не могу, он такой-сякой». Говорю: « ТЫ понимаешь, что ты находишься в тяжелом духовном состоянии, ты заболел, ты ненавидишь, ты злишься, ты не можешь простить». «Да, я понимаю, но я простить не могу». «Но надо же с этим что-то делать». «А что делать?» «Молитву Отче наш знаешь?» «Да, знаю». «Давай с тобой так договоримся, ты хочешь исцелиться?» «Да, хочу». «Ты знаешь радиус нашего лагеря?» Там где-то километра полтора вокруг дорожка такая есть. «Давай, читай молитву Отче наш и делай крестный ход вокруг лагеря». «Хорошо». Ушел, где-то минут 15 его нет, 20, потом подходит ко мне. Я спрашиваю: «Ну как твои дела?» Говорит: «Знаете, батюшка, уже лучше, но надо еще». «Хорошо, давай дальше иди». Опять ушел еще минут на 15. Потом приходит, говорит: «Все, я готов примириться». Я опять их подвожу к друг дружке. Они просят друг у друга прощения. И дальше спокойно вдвоем играют. Такой духовный опыт они уже получили в этом лагере. Мы стараемся, чтобы дети учились собой управлять, своими какими-то привычками. И в большой семье, когда лагерь на 80, на 90, а особенно на 160 человек, он не может проводиться без дисциплины.

Эти лагеря они, в основном, военного направления — построения, общая молитва, общие послушания, спортивные, естественно, там разные направления.

Если лагерь в лесу, они у костра сидят, они через 10 дней приезжают счастливые, но как их ни моешь, все равно чумазые. И они сами становятся проповедниками истины, сами дети. Недалеко от города Вышнего Волочка находится детский дом. И нас попросили: «А вы не можете взять человек 20 детей в ваш лагерь». Я говорю: «Хорошо, ладно, пускай приезжают».

Ну и привозят нам где-то человек 20, 13, 14, 15 лет, вышли из автобуса...

Л. Горская

— Закурили.

Прот. Сергий Дикий

— Мы их построили, говорим: «А теперь, пожалуйста, ваши вещи к досмотру». «Да вы не имеете права, вы вторгаетесь в нашу личную жизнь...» «У нас такие правила». Выудили пачки сигарет через одного практически. Они стали возмущаться: «Мы хотим обратно к себе в детский дом». Мы говорим: «Мы вас никого здесь не держим». Но автобус-то уже уехал. Если сегодня идти, это где-то километров 40. Мы вам даем старшего и идете к себе в детский дом. Или можете до завтра здесь побыть, не понравится, автобус приедет и вы уедете. «Не, ну хорошо, до завтра мы побудем».

В. Емельянов

— Так и быть...

Прот. Сергий Дикий

— Вечер, костер, песни, молодежь такого же возраста, как они, никто не курит, матом не ругается, сидят вокруг костра, поют песни. Они попадают в эту атмосферу, добрую атмосферу, доброжелательную атмосферу, на следующий день приезжает автобус. Мы говорим: «Ну все, собирайте свои манатки и милости просим к себе, обратно». Говорят: «Батюшка, можно мы не будем не пить, не курить, матом не будем ругаться, а с вами останемся». Я говорю: «Милости просим». И не один год они приезжали к нам, уже знали, куда они приезжали, уже себя настраивали определенным образом. Я думаю, что это для них определенная правильная прививка, что жизнь она радостная, когда она строится не на тех ценностях, к каким они привыкли в своем детском доме.

В. Емельянов

— К сожалению, привыкли.

Л. Горская

— Я предлагаю послушать еще песню в исполнении детей капеллы «Виктория».

В. Емельянов

— Давайте.

Е. Дикая

— Баллада о солдате.

(Звучит песня в исполнении капеллы «Виктория».)

Л. Горская

— Оставайтесь с нами, вернемся через минуту.

Л. Горская

— Мы снова приветствуем наших радиослушателей, напоминаем, что в эфире программа «Светлый вечер», с вами в студии Лиза Горская, Владимир Емельянов и сегодня у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий со своей супругой Еленой.

Я, знаете, что хотела спросить. У меня, на самом деле, масса вопросов накопилось.

Первый, лагерь находится в лесу...

Прот. Сергий Дикий

— По-разному, и в лесу, и за границей лагеря проводим, площадку находим и прорабатываем то или иное направление.

Л. Горская

— Я так поняла, что вы в лесу тоже Литургию служите. Каким образом это делается?

Прот. Сергий Дикий

— Палатка, престол, семисвечник, у меня все есть для этого. И там был интересный случай, когда в этой палатке стоял семисвечник и я поставил туда, ну вы знаете, есть такие лампочки китайские, которые от солнышка заряжаются в течение дня, а потом всю ночь горят. И семь этих лампадок поставил, там дежурный, караульный стоит у храма, его сторожит всю ночь. И он прибегает: «Батюшка...» Я: «Что такое?» «Там кто-то приплыл!» «А что они?» «Они просто смотрят». «Ну хорошо, не заходят?» «Нет, просто смотрят».

Л. Горская

— А лагерь на берегу озера.

Прот. Сергий Дикий

— Да. И вот представьте. Рыбаки на лодке ловят рыбу и смотрят: в лесу семь светильников. Так они бросили свою рыбалку, приплыли туда, к берегу, выходят, а там стоит храм, престол, жертвенник, семисвечник, горят лампочки эти...

Л. Горская

— Дежурный стоит бледный...

Прот. Сергий Дикий

— Да, дежурный стоит рядом...

В. Емельянов

— Я думаю, они тоже бледные были. Представляешь, люди с перепоя едут на рыбалку и видят такое в лесу. Что уж тут скрывать, мы знаем чем заканчивается рыбалка.

Л. Горская

— «Особенности национальной охоты»...

Прот. Сергий Дикий

— Поэтому большая радость, когда эта Литургия совершается. Конечно, дети, которые приезжают из разных семей, из разных условий жизни, можно сказать, они уже когда проходят 2-3-4-5 дней, они уже на молитве стоят совершенно по-другому. И мы стараемся эти молитвы, утренние, вечерние совершать не полностью, а в таком сокращенном варианте, когда они и сами поют и Отче наш, и Символ веры, Богородицу, Достойно есть. И такое ощущение, что вот эти сосны, под которыми совершается молитва, они просто сами подымаются к небу. А когда совершается Божественная Литургия и ты понимаешь, что многие дети первый раз имеют этот опыт — исповеди, причастия, я надеюсь, что эта встреча с Богом, она останется яркой той звездой в жизни этих детей, которая потом будет вести к Богу.

Л. Горская

— У меня вопрос к матушке будет, можно?

Прот. Сергий Дикий

— Конечно.

Л. Горская

— Вот этот спектр досуга, который у вас в храме, и лагеря, складывается впечатление, что детский досуг он больше нужен родителям, а дети так немножко из-под палки, неохотно, вот опять, вот ваш хор, ваш кружок, а вам, я так понимаю, удается вовлечь детей, у вас там муравейник, все с горящими глазами, каждый на свой кружок, как получается?

Е. Дикая

— Наверное, все-таки дело в профессионализме руководителей.

Л. Горская

— Скромно сказала она.

Е. Дикая

— Так я ж не о себе (смеется). Я говорю о людях, которые любят это дело, которые помогают по-настоящему, умеют детей увлечь, умеют их научить, а дети видят отдачу, они видят, что у них получается, они видят, что есть результат их вложения, их труда. Это очень здорово. Поэтому, наверное, им хорошо здесь. Потом их же любят, а эта атмосфера любви... Я почему тоже очень люблю эти дни, когда этот муравейник вокруг, чувствуешь, что эта жизнь, её можно руками потрогать. Это движение, это бурление, эту потрясающую энергетику, любовь. Действительно литургия — общее дело. Она везде вот там получается в эти моменты. Это по-настоящему все, хорошо.

Л. Горская

— У вас получился мини-город, город в городе. Храм, при храме — приход, совершается Литургия, при этом досуг можно полностью занять, не выходя за пределы храмовой территории.

Е. Дикая

— Ну я думаю, что это не только у нас так. Я знаю много храмов и в Москве...

Л. Горская

— Я пытаюсь понять, как все устроено. Это необычно и непривычно.

В. Емельянов

— И хлопотно.

Прот. Сергий Дикий

— Конечно, необычно. Когда приходят прихожане к храму, а по территории храма мальчишки в маскировочной форме с автоматами бегают и отрабатывают ту или иную постановку, установку руководителя и командира. Конечно, это многих удивляет, кто первый раз приходит.

Е. Дикая

— А руководит ими настоящий офицер.

В. Емельянов

— Как это коррелируется?

Е. Дикая

— А вроде нет противоречия.

Прот. Сергий Дикий

— Потом все радуются. Радуются взрослые, родители. Главная цель всей этой деятельности, почему храм старается помочь родителям в воспитании детей, в чем эта главная помощь? Образование родители стараются дать своим детям, своих средств они не жалеют ни на обучение, ни на одежду, ни на питание, а окружение они им предоставить не могут. Часто в благополучных семьях, те дети, которые воспитывались в таких тепличных условиях, когда выходят на улицу, они теряются. А здесь создан микромир, своя семья, духовная семья, где дети в нравственном отношении, в желании служить Богу, родителям, ближним своим, они объединяются. И даже если в лагерях, например, возникают какие-то проблемы дисциплинарного характера, что понятно в наше время, то сами дети стараются участвовать в перевоспитании того или иного мальчика или девочки. Если ребенок сам хочет исправиться, то, естественно, все идут навстречу. А если говорит: «Вот вы ко мне пристали, я не хочу у вас здесь находиться», — то вызываются родители и ребенок едет к себе домой. Здесь в зависимости от желания самого ребенка.

В. Емельянов

— Он при этом становится изгоем в этом коллективе.

Прот. Сергий Дикий

— Он просто в этот коллектив не входит. Не вписывается. Если он хочет в этом коллективе быть, он начинает себя менять...

Л. Горская

— Ну как эти дети интернатские, они захотели остаться...

Прот. Сергий Дикий

— Они бросили свои дурацкие привычки, перестали ругаться, и они остались. И очень важно, чтобы эта альтернатива правильной жизни было для детей доступно.

Л. Горская

— Нет другой проблемы, что дети у вас, как в теплице, получаются? В этих приходских условиях.

Прот. Сергий Дикий

— Да какие же теплицы? Колючки-то всегда к нам попадают. Колючих полно.

В. Емельянов

— На голой земле в палатках...

Л. Горская

— Ну в Коптево не в палатках. Они в одной системе нравственных координат с вами, со своими сверстниками. А потом приходят в обычную школу, а там этой системы нет. Или она другая, и они беззащитными оказываются, потому что они не врут, не дерутся, не курят, не пьют.

Прот. Сергий Дикий

— Борьба уже начинается здесь, в лагерях. Дети-то разные приходят. Проблемы возникают, в любом случае. Мы берем со всех храмов города Москвы детей, желающих участвовать в лагерях. И бывает, что приходят родители, заполняют анкету, пишут, что да, он такой хороший, вредных привычек нет и пишут так, что в Царствие Небесное можно сразу ребенка отправлять, а на самом деле совсем не так. Естественно, возникают эти проблемы, которые мы стараемся решать вместе с поддержкой, конечно, и детей, его сверстников.

В. Емельянов

— Родители не знают своих детей, получается?

Прот. Сергий Дикий

— Они знают, но они хотят, чтобы взяли ребенка в этот лагерь. Поэтому, естественно, они не пишут, а потом что-то такое выявляется. Но, с Божьей помощью, если ребенок этого сам желает, то он становится участником не только одного лагеря, но уже и в следующие лагеря мы так же его приглашаем. Потом у нас есть еще Школа вожатых. Когда эти дети, когда становятся совершеннолетние, они проходят Школу вожатых и становятся руководителями в этих лагерях. А руководитель в лагерях ездят бесплатно, если если есть возможность, то даже как-то мы и премируем их за работу.

В. Емельянов

— Премия — это хорошо, но как вы наказываете хулиганов, проштрафившихся в этих лагерях? Один пример вы рассказали как мальчик ходил дважды...

Л. Горская

— Это не наказание было.

Прот. Сергий Дикий

— Это не наказание. Это он сам ходил.

В. Емельянов

— Повеление.

Прот. Сергий Дикий

— Это его духовный опыт, который он приобрел. Это борьба.

В. Емельянов

— Но вы же его подвигли к этому?

Прот. Сергий Дикий

— Я ему предложил, если ты хочешь... Если бы он сказал: «Я не хочу идти, эти круги мотать, пошли вы все лесом». Естественно, мы бы стали разговаривать с ними как-то, может, по-другому. Ты со мной или не со мной, с ними? Давай будем как-то этот вопрос... Поэтому, мы предлагаем, главное — ребенку предложить, чтобы он сам захотел. Это очень важно. Во всех направлениях, чтобы он сам захотел.

В. Емельянов

— Коли это военно-патриотическое, там, наверное, существуют какие-то наряды вне очереди?

Прот. Сергий Дикий

— Дети отжимаются, если надо, в основном, такие наказания. Отожмись 25 раз...

В. Емельянов

— А не может 25?

Прот. Сергий Дикий

— Сколько можешь.

В. Емельянов

— Давайте послушаем песню. Это будет песня «Соловьи» в исполнении капеллы под названием «Виктория». Еще раз напомню, что эта капелла, как и прочие объединения существуют при храме Георгия Победоносца в Коптево. Настоятель этого храма протоиерей Сергий и матушка Елена, его супруга, у нас сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Альбом этот называется «Песни военных лет», мы потом отдельно поговорим, где его можно взять, скачать, приобрести каким-то образом. И вот, что еще примечательно, в этой песне «Соловьи» солирует дочь отца Сергия и матушки Елены, зовут её Серафима Дикая. Послушаем.

(Звучит песня капеллы «Виктория».)

Л. Горская

— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер» и у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий с супругой Еленой Дикой. Мы послушали песню «Соловьи»... Матушка, скажите, такая песня серьезная, а дети вообще понимают, что они поют?

Е. Дикая

— Да. Понимают, поют очень осознанно, самое главное, что доносят это свое проникновение, свое понимание до слушателей, на мой взгляд, им это очень удается. Но мы и работаем над этим. Над тем, чтобы они у нас все понимали хорошо.

Прот. Сергий Дикий

— Я думаю, что то исполнение, которое вы слышали, оно говорит о том, что все им понятно.

Л. Горская

— Историю еще дополнительно изучаете?

Е. Дикая

— Да, конечно. Вообще, в капелле, помимо, собственно, хора, детки занимаются сольфеджио, занимаются музыкальной литературой, я преподаю у них литургику, то есть мы изучаем богослужение, историю богослужения, язык богослужения, стараемся дать широкий охват такой образовательный.

Л. Горская

— Это все происходит в выходные дни?

Е. Дикая

— Нет-нет, ни в коем случае, это происходит и в будни тоже, поскольку в выходные дни не хватает времени. Дети занимаются по вторникам, по субботам, в течение трех часов.

Л. Горская

— А богослужебный репертуар у них тоже есть?

Е. Дикая

— Очень серьезный репертуар, детки поют Чеснокова, детки поют Бортнянского, Мусоргского, произведения таких замечательных серьезных композиторов. Это, конечно, свидетельствует об определенном уровне.

Прот. Сергий Дикий

— На богослужении они часто и одни исполняют, и бывает в объединенном хоре, вместе со взрослыми. На архиерейских службах, когда владыка к нам приезжает, дети участвуют в богослужении, это очень радует, ангельские голоса, такой необычный колорит, когда нету потолка.

Л. Горская

— Что значит «нету потолка»?

Прот. Сергий Дикий

— В звучании нету потолка.

В. Емельянов

— Небо.

Прот. Сергий Дикий

— Небо. В детских голосах звучит небо. Если вы посмотрите в глаза ребенка, вы что там увидите? Небо. Так и голос ребенка дает возможность понять, как же ангелы славят Господа на небесах.

В. Емельянов

— Ой, как красиво. И сказано, и представляется.

Л. Горская

— Я оказалась в окружении хористов. Внезапно.

Прот. Сергий Дикий

— Может быть, что-нибудь споем? (Смеются.)

Л. Горская

— Такой у меня прагматический вопрос. Как вы все успеваете? Такая деятельность при храме, плюс батюшка благочинный.

Прот. Сергий Дикий

— Не успеваем. Если к себе относиться требовательно, как это и полагается, понимая, что ты многие вопросы не успеваешь, хотел бы сделать. Поэтому возможность в развитии у нас каждый день.

В. Емельянов

— Сколько же вы на сон себе отводите?

Прот. Сергий Дикий

— Любим спать, любим.

Е. Дикая

— Как повезет.

В. Емельянов

— Складывается ощущение, что все очень благостно, хорошо и радостно у вас все происходит, вы производите впечатление... не то, что впечатление, вы улыбчивые люди, с хорошим чувством юмора, какие-то проблемы существуют, которые пока не удается решить?

Прот. Сергий Дикий

— Помещения нет. Самая главная проблема — нет помещения. У нас все расписано с утра до вечера. И когда приходит человек: «Я бы хотел открыть еще такое направление при вашем храме». И я вынужден сказать: «Вы простите, где?» Вот когда будет где, мы бы с удовольствием.

В. Емельянов

— А когда будет?

Прот. Сергий Дикий

— Когда построим храм и просветительский центр. Мой храм, также наш приход занимается строительством этого храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца, он входит в программу «200». И отдельно строится храм и рядом духовно-просветительский центр.

Л. Горская

— Это там же в Коптево? Рядом?

Прот. Сергий Дикий

— На этом же Коптевском нашем бульваре. То есть здесь будет деревянный комплекс, а там будет каменный комплекс.

В. Емельянов

— А в каком сейчас состоянии стройка находится?

Прот. Сергий Дикий

— Прочли публичные слушания.

В. Емельянов

— То есть еще не приступали к строительству?

Прот. Сергий Дикий

— Нет. Только недавно прошли публичные слушания, с хорошим результатом: 1200 с лишним — за, 80 — против.

В. Емельянов

— Ну как обычно.

Л. Горская

— А почему против?

В. Емельянов

— Ну не могут же быть все за.

Прот. Сергий Дикий

— Кто-то хочет с собаками гулять, еще что-либо. Публичные слушания прошли и сейчас уже идет разработка проекта, после того, как пройдет экспертиза, пройдет сам проект, уже будет «рабочка» и разрешение на строительство. Еще бы спонсоров бы найти, инвесторов. Пока я один инвестор.

Л. Горская

— Вы еще и инвестор...

Прот. Сергий Дикий

— Потому что наш храм строит, наш приход строит, я думаю, что святитель Спиридон нас не оставит, поможет нам, ну через, конечно, добрых людей.

В. Емельянов

— Может быть, кто-то из наших слушателей тоже захочет помочь, вы приезжайте в храм Георгия Победоносца в Коптево, это улица Большая Академическая, владение 33. С отцом Сергием поговорите...

Прот. Сергий Дикий

— И диск вы можете там приобрести в нашей лавке, мы даже вам подарим.

В. Емельянов

— Кстати.

Прот. Сергий Дикий

— Да, милости просим. И посмотреть на нашу московскую деревню.

В. Емельянов

— И в заключение нашей программы хотелось бы, чтобы все вспомнили, что этот год 2015 — это юбилейный год, юбилей Великой Победы, 70-летие. И огромное количество мероприятий будет проводиться в нашей стране.

Л. Горская

— И уже проводится.

В. Емельянов

— И уже проводится. А мы предлагаем послушать вам песню под названием «День Победы». Всем она вам хорошо известна. Но я, например, в своей жизни никогда не слышал песню «День Победы» в исполнении священника. И отец Сергий на диске «Песни военных лет», который был записан капеллой «Виктория», исполняет эту песню «День Победы». Давайте её послушаем и попрощаемся с нашими гостями. Напомню, что у нас сегодня в студии радио «Вера» на программе «Светлый вечер» был отец Сергий и он настоятель храма Георгия Победоносца в Москве, вместе со своей супругой матушкой Еленой. Спасибо вам большое, что вы нашли время к нам прийти и спасибо за этот душевный разговор.

Л. Горская

— Спасибо.

Прот. Сергий Дикий

— Божией помощи в ваших трудах, храни вас всех Господь.

Е. Дикая

— Спасибо вам большое.

 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем