В гостях у программы "Светлый вечер" были Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент и писательница Олеся Николаева.
Разговор шел о Церкви и литературе, о литературном конкурсе "Лето Господне"
А. Пичугин
— Уважаемые слушатели радио «Вера», здравствуйте! Это программа «Светлый вечер». Здесь, в этой студии, Лиза Горская...
Л. Горская
— ...и Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— И приветствуем наших сегодняшних гостей. Этот час, этот «Светлый вечер» вместе с нами проведут митрополит Калужский и Боровский Климент — он председатель Издательского совета Русской Православной церкви, доктор исторических наук... Владыка, здравствуйте!
Митрополит Климент
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— ...и Олеся Николаева, известный писатель и поэт. Здравствуйте!
О. Николаева
— Здравствуйте!
А. Пичугин
— Первым делом хотели бы, конечно, поговорить про литературный конкурс «Лето Господне», который проводит Издательский совет Русской церкви. Мы уже около года назад мы с Вами собирались и проводили итоги прошлого конкурса. Пришло время подвести, ну, хотя бы какие-то, может быть, промежуточные итоги того, который проходит сейчас, поговорить о том, что есть, о том, какие произведения приходят на конкурс. Расскажите, пожалуйста. Кто первый начнет?
Митрополит Климент
— Ну, сейчас мы, в сентябре, начали второй сезон Международного детского литературного конкурса «Лето Господне» имени Ивана Шмелева. Интерес большой, скажу. И больше можем мы сказать — вот как с матушкой Олесей, по работам прошлого года. Эти работы мы еще пока только собираем. Интерес большой, из разных регионов приходят детские литературные произведения — я не говорю, сочинения, а произведения. Это действительно творчество детское. И те работы, которые они нам присылают, отличаются от простого школьного сочинения — здесь есть и внутреннее переживание, видение. Молодые люди описывают даже жизненные свои ситуации, но с творческой позиции. Это вдохновляет, вот лично меня — радует. Потому что я смотрю — конкурс нашел отклик в сердцах детей, школьников, старших школьников. Я напомню, что, во-первых, на конкурс литературных произведений свое детское, может быть, первое произведение можно подать до 15 декабря. Там у нас есть три возрастные группы — это 12-13 лет, 14-15 лет и 16-17 лет. По классам это 6-7 классы, 8-9 классы, 10-11, и там уже есть школы, где 12 классов, или соответствующие им учебные заведения. Дети этого возраста могут подать. И по разным направлениям. Там есть четыре направления. Три постоянных направления — это «Священное Писание как основание русской литературы», потом есть блок тем исторический, отдельные темы «Русские писатели» и особенно писатели, которые стали лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии. И одна тема меняется. Если в прошлом сезоне тема была посвящена князю Владимиру и истории Русской церкви, то в этом году, в связи с тем, что мы отмечаем в 2016 году тысячелетие России и Афон, тысячелетие русского присутствия на Афоне, тема о монастырях и монашестве и о связи с Афоном. Вот я скажу то, что пока я еще не читал... В том году я читал почти всю ночь детские произведения, а в этом году я посмотрел по темам — очень много интересных тем. Я полистал — я каждый день просматриваю, какие поступают работы, — я просмотрел там список тем. Очень много пишут и о монашестве, и о монастырях, и ставят вопросы для взрослых, может быть, даже необычные — как они, дети, понимают значение монашества для Руси, для России. Вот это интересно. Я думаю, матушка будет в конкурсной комиссии, среди экспертов. Тоже будет интересоваться, читать и смотреть. Но меня поражает отклик, радует этот отклик и интерес к темам. Темы разные.
Л. Горская
— Я смотрю, на сайте даже написано, что по любому из направлений тема может быть самостоятельно сформулирована автором, да?
Митрополит Климент
— Да. Юный писатель сам составляет... сам придумывает, сам свои переживания составляет.
А. Пичугин
— А Вы ожидаете, что детей младшей группы, например, 6-го класса, может заинтересовать тема монастырей и монашества, роли монастырей в истории?
Митрополит Климент
— Конечно!
А. Пичугин
— Они же, наверное, еще не очень хорошо понимают, что это за место, какое оно влияние оказывает, кто эти люди в черных одеждах?
Митрополит Климент
— Я думаю, мы неправильно представляем детей этого возраста — они прекрасно все понимают. Но чем отличается их мышление от более старшего, даже скажу, детско-юношеског
А. Пичугин
— Ну, дети редко в 10-11 лет грешат так, чтобы прям вот уж.
Митрополит Климент
— Ну, (нрзб.).
О. Николаева
— Потом еще знаете что? Я могу свидетельствоват
А. Пичугин
— Ну, я слышал такие истории, да...
О. Николаева
— Ему очень это нравилось. Это было совершенно... И невозможно было их от этого оторвать — именно в этом возрасте.
А. Пичугин
— Но это такая своеобразная романтика детей из воцерковленных семей...
Митрополит Климент
— Я скажу, не обязательно из воцерковленных семей.
О. Николаева
— Конечно, не обязательно.
Митрополит Климент
— В этом возрасте он же хочет быть как-то самостоятелен, как-то себя проявить. Потому что в возрасте 7-8 лет он очень привязан к родителям. А здесь, когда приезжает в монастырь, интересуясь, он хочет все познать. Вот это возрастное любопытство даже у него проявляется.
О. Николаева
— И жажда подвижничества. Жажда подвижничества, да.
Митрополит Климент
— Но что главное — сердце его не страстное еще. Грехи какие-то видел — видел, что курят, видел, что кто-то выпивает, это он знает и считает, что это плохо, а он хочет стать хорошим. Каждый ребенок в 10-12 лет еще говорит: «Я хочу стать хорошим». Вот это очень важно. И он ищет, где это хорошее. Его не пугает то, что... Даже вот когда ребенок в том возрасте приезжает в монастырь, его не заставляют ходить на все братские молебны, все службы выстаивать...
А. Пичугин
— Ну, еще бы!
Митрополит Климент
— Да. Он на праздники приходит и на службы — постоял, вышел... Ему нет такой жесткой дисциплины: «Ты стой, не пошевелись!» Но он чувствует вот этот особый мир. Сердце его чувствует. Ребенок в это время начинает определять в себе, как ему пойти. И, скажу: в том числе, как относиться к тем нравственным нормам. И он очень боится нарушить какую-то — я скажу, даже не то, что евангельскую заповедь, а вот законом предписано — он боится нарушить в этом возрасте. Уже больше, в 14-15-16 лет и старше он знает, что закон он может обойти. А в 12 лет законом запрещено — все. Он сразу переживает, как бы ему не нарушить. И, в том числе, это касается и духовных норм.
О. Николаева
— Кроме того, безусловно, вот в этом возрасте вот эта юная душа набежит всякой теплохладности. Хочется подвигов, хочется какой-то чрезмерности. И поэтому либо они выбирают себе какую-то дворовую компанию во главе с каким-нибудь хулиганом, или, если ребенок не растет таким беспризорным, то, конечно, ни какого-нибудь героя выбирают в качестве авторитета. Но таким героем может быть монах-подвижник. А я знаю вот этих ребят, которые на Святой Горке подвизались в Псково-Печерском монастыре. Как раз им было так лет по 10-12-13. И они — вот именно спанье на голой земле, пощение до полусмерти...
А. Пичугин
— Не страшно?
О. Николаева
— Нет, не страшно — почему-то никто не болел, никто не простужался. Вот эти подвиги — потом Великим Постом поклоны. И у них авторитетами были вот такие монахи-подвижник
Л. Горская
— Ну, вот кто-то в рыцарей играет, а кто-то в монахов — так получается?
О. Николаева
— Ну, играет — ну, я не знаю... Но вот потом уже все-таки Миша Асмус стал священником, мой сын стал дьяконом — не знаю, насколько это игра.
Л. Горская
— Я имею в виду, конечно...
О. Николаева
— Кто-то играет в войны, и потом становится каким-нибудь полковником.
Л. Горская
— ...о выборе героя.
О. Николаева
— Да, да.
Митрополит Климент
— Но ребенок выбирает героя всегда в этом возрасте. Он старается иметь перед собой какой-то пример. Я скажу, что очень важно сейчас, и для родителей — обратить внимание, что дети начали что-то упасть. Нам надо общество Пушкиных?
(Смеются.)
Митрополит Климент
— А чтобы написать, надо читать. Это связано.
А. Пичугин
— Друзья, напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня в программе «Светлый вечер» митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной церкви, и писатель-поэт Олеся Николаева. Говорим, в том числе, и о литературе, и о воспитании детей. А вот о литературе. Вы говорите, что можно подвести итоги (хотя конкурс уже завершился достаточно давно), но, тем не менее, мы здесь, в студии радио «Вера», об этом еще не говорили). Предыдущее лето Господня было посвящено тысячелетию со дня кончины князя Владимира. Какие работы наиболее запомнились? Естественно, не имена авторов, а вот посвящения сами.
Л. Горская
— А почему не имена авторов?
А. Пичугин
— Ну, мы сейчас назовем их...
О. Николаева
— Я вот не помню сейчас какие-то имена победителей.
А. Пичугин
— Вот так же и слушатели не запомнят. Ну, Ваня Иванов победил. 10 лет, 12 лет.
Л. Горская
— Ну, не надо нивелировать все-таки значение победы на литературном комплексе «Лето Господне». Авторы старались, добивались, стремились к победе. Какие... Вот что запомнилось из предыдущего конкурса? Самое яркое впечатление?
О. Николаева
— Ну, были там три возрастные группы.
А. Пичугин
— Ну, те же самые, что владыка (нрзб.).
О. Николаева
— Да-да. Но мне достались старше — 16 лет, 10-11 классы. И я хочу сказать, что я даже не ожидала, что это будет такая живая идея — вот с этим конкурсом. Потому что некоторые работы были замечательные, просто замечательные. И, причем, они были очень разнообразные. Были какие-то такие глубокомысленные философские рассуждения о Боге, о своем личном опыте... не то, что богообщения, но встречи с Богом. И очень талантливые были написаны такие эссе. Потом были какие-то рассказы, где у авторов разыгрывалось воображение, они переносились в эпоху князя Владимира и там присутствовали. Как бы они свидетельствовал
А. Пичугин
— Вот да, как раз я бы хотел развить эту мысль. Наверное, к Вам, Олеся, этот вопрос. Дети — что их побуждает писать? Потому что, казалось бы, в современном обществе достаточно много различной литературы и достаточно много авторов, и появляется каждый год немало новых.
Л. Горская
— Авторов, по-моему, даже больше, чем читателей.
А. Пичугин
— Кстати говоря, да, может быть. И постоянные выставки, ярмарки и какие-то литературные конкурсы, которые проходят, это наглядно показывают. Но, с другой стороны, даже, наверное, к Вам вопрос как к профессору литературного института: те дети, которые прислали свои работы на конкурс, Вы видите в них потенциал, хотя бы в ком-то, для того, чтобы стать действительно литераторами нового времени?
Л. Горская
— Как владыка сказал, Пушкиным новым?
А. Пичугин
— Пушкиным — да, вряд ли...
О. Николаева
— Нет, ну, новым Пушкиным — слушайте, Вы так высоко берете...
Л. Горская
— Это владыка, это не я.
О. Николаева
— Но я хочу сказать, что там была, например, одна работа просто прекрасная, просто великолепная. Она даже была литературно оформлена. Видимо, это девочка написала.
А. Пичугин
— А литературно оформлена — это?..
О. Николаева
— Она нашла форму, в которой выразить вот эти свои какие-то мысли — и как расположить свои эти описания, как там... Есть внутренняя какая-то композиция, сюжет, какие-то рефрены вот в этой работе. Она даже как-то музыкально переливалась вся. И просто можно было бы сразу сказать, что она может, конечно... у нее есть, безусловно, какое-то литературное дарование. Но почему пишут — ну как же, ведь это же на самом деле родители мучаются со своими детьми, когда они входят вот в этот переходный возраст! Но и детям этот период очень мучительный, потому что ребенку нужно понять, кто воистину есть аз, кто я такой. Вот это «я» — что это такое? Вот другой человек — он тоже я. И вон он — это тоже я. И они, каждый из этих «они» — это тоже я. И поэтому, конечно, эти подростки очень часто пишут, гораздо, может быть, чаще, чем мы даже это замечаем. Они ведут какие-то потайные дневники. Вот я до сих пор нахожу в каких-то своих архивах какие-то дневники моих детей. Я даже не подозревала, что это было когда-то, что они вели эти записи в 12-13 лет. Конечно, это нужно осмыслить и понять. И самое страшное для человека в этом возрасте — что он существует, но как бы его и нету. Он должен обязательно как-то проявиться. И это такой очень важный период для жизни каждой человеческой души, потому что происходит вот там становление личности.
Митрополит Климент
— Матушка, там было одно сочинение, если Вы помните, очень оригинально написанное, в стиле Шмелева, но о современной ситуации.
А. Пичугин
— А ситуация какая?
Митрополит Климент
— Ну, я сейчас сюжет не могу вспомнить, потому что... Отзывы были — это вот как бы новый Шмелев. Описала жизнь своего небольшого поселка. И приводила обычаи и традиции, которые есть, около храма, в народе. Все вот это прописать, осмыслить, понять, почувствовать — это тоже, знаете, очень важно.
О. Николаева
— Не случайно в этом возрасте — это я уже говорю о своих студентах... У меня сейчас студенты первого курса, которым 17 лет...
А. Пичугин
— Это вот вчерашние Ваши конкурсанты.
О. Николаева
— Это вчерашние мои конкурсанты, да. Им 17 лет. И их, конечно, волнуют, прежде всего, вот эти вопросы вообще человеческого бытия. У кого-то очень популярен среди определенного круга, безусловно популярен Ницше. И как раз для вот этого подросткового возраста главный такой соблазнитель...
А. Пичугин
— А Шмелев популярен?
О. Николаева
— Нет, ну, Шмелев... Про Шмелева я не знаю, нет...
А. Пичугин
— Ну, я понимаю, что это два разных мира — Ницше и Шмелев.
О. Николаева
— Нет, нет, нет. И я бы тоже Шмелевым в этом возрасте не очень увлекалась, в подростковом.
А. Пичугин
— А кто-то из русских писателей для 17-летних студентов, первокурсников, вообще авторитет из классической литературы?
О. Николаева
— Из русских писателей?
А. Пичугин
— Да. Ну, Достоевский — вот мы даже опускаем Достоевского, потому что многие любят его вспоминать...
О. Николаева
— Ну, как — конечно, Достоевский, прежде всего. Конечно, конечно, конечно! Для русского человека это просто, безусловно, Достоевский. «Человек из подполья»...
А. Пичугин
— Я тут порой предлагаю просто в студии повесить небольшую табличку: «Упоминание Достоевского — табу!»
О. Николаева
— Почему?
А. Пичугин
— Ну, просто потому, что всегда все вспоминают Достоевского.
О. Николаева
— Конечно.
А. Пичугин
— И да, это целый мир, это космос, это понятно.
О. Николаева
— Нет, и мы не можем без него обойтись.
А. Пичугин
— Нет, нет, мы его никуда не выводим. А я к тому, что Достоевский — это самый распространенный пример. Вот не Пушкин даже, а именно Достоевский. А помимо Достоевского? Ведь русская классическая литература знает гигантское количество авторов!
О. Николаева
— Ну, конечно, помимо — конечно, конечно...
А. Пичугин
— А вот для студентов 17-летних?
О. Николаева
— Ну, Ходасевич, безусловно... Но там тоже — вот эти у него же есть такие ницшеанские стихи. Но есть и очень такие верующие студенты...
Митрополит Климент
— Но я бы знаете еще что добавил, что влияет на ребенка? Семья и учитель, конечно. Сейчас, к сожалению, в семье мало читают. Почти не читают. Обычно, если взять традиционную городскую семью, она собирается вечером в квартире, поужинали (дай Бог, чтобы вместе поужинали), и каждый — в свой угол со своим гаджетом и сидит. Семья разделенная. Дети не видят пример родителей, чтобы те брали книгу и читали. Либо телевизор смотрят, либо сидят в Интернете. И ребенок сразу просит...
А. Пичугин
— Ну, с гаджетом они тоже могут читать что-то в этом гаджете. Они же тоже могут какую-то книгу в гаджете читать.
Митрополит Климент
— Быстрее всего играют или ведут переписку ВКонтакте.
Л. Горская
— Чатятся.
Митрополит Климент
— В соцсетях сидят. И еще что-то. Фильмы смотрят.
А. Пичугин
— Владыка, а мы говорим про конкурс «Лето Господне», а Калужская митрополия проводит какие-то внутренние литературные конкурсы?
Митрополит Климент
— Ну. мы литературные пока не проводим, но в рамках «Лета Господня» общецерковного мы проводим конкурсы. И проводим конкурсы. У нас есть такой конкурс — тоже я бы не сказал, что он чисто литературный, но обязательно необходимо написать произведение. Но произведение касается своей истории: «Мой род, мой народ».
А. Пичугин
— А это интересно.
Митрополит Климент
— Это мы проводим конкурс, и обычно в осенние каникулы дети собираются. У нас есть православный молодежный центр «Златоуст», это бывший пионерский лагерь где-то на 400 мест детей.
А. Пичугин
— Это за городом, да?
Митрополит Климент
— За городом, да. Они на три дня туда приезжают, и там уже заочный конкурс. Они присылают свои сочинения по теме «Мой род, мой народ». Кто знает больше о своем родословии, о своем месте, о родных, о знакомых людях — вот такое чтобы было описано. И там подводим итоги.
А. Пичугин
— А до какого колена современные дети знают свой род?
Митрополит Климент
— Ну, я скажу, и прабабушек описывают даже.
А. Пичугин
— Кто-то просто говорил, что в современном таком атомизированном обществе, если лет 20-30 назад люди действительно знали до прабабушек, то сейчас порой даже и бабушек с дедушками, если они ушли из жизни, не могут вспомнить.
Митрополит Климент
— Ну, 20-30 лет назад — может быть, знали. Но 40-50 лет о своих бабушках боялись говорить.
О. Николаева
— Да, да! Не заглядывали так глубоко.
Митрополит Климент
— Да. Потому что тогда... Ребенок не должен знать, кто его дедушка и бабушка, особенно если происходили из интеллигенции...
А. Пичугин
— Да, конечно.
Митрополит Климент
— Если кто-то, не дай Бог, скажет где-то, что он из дворянского рода, то он...
А. Пичугин
— Но, справедливости ради...
Митрополит Климент
— Потом появился интерес — это уже где-то 90-е годы, это тоже мы. В начале 90-х годов, в конце 80-х годов, когда отметили Тысячелетие Крещения Руси, обратились к своей истории, стали интересоваться. Но в советское время это только на кухне взрослые говорили, чтобы дети не услышали.
А. Пичугин
— Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной церкви, и писатель, поэт Олеся Николаева сегодня у нас в гостях проводят вместе с нами «Светлый вечер». Лиза Горская, я — Алексей Пичугин. Через минуту — снова здесь.
А. Пичугин
— Итак, еще раз здравствуйте, друзья! Это программа «Светлый вечер». Здесь, на радио «Вера», Лиза Горская...
Л. Горская
— ...Алексей Пичугин...
А. Пичугин
— И у нас сегодня в гостях митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной церкви, и писатель, поэт Олеся Николаева. Говорим о литературе.
Л. Горская
— Вот Вы знаете, что интересно — все эти замечательные произведения, которые так или иначе подбирались в течение прошлого конкурса «Лето Господне» и будут подбираться в течение этого, они как-то издаются? Какова дальнейшая судьба произведений и их авторов, в том числе? Может быть, Вы отслеживаете литературную судьбу Ваших «звездочек» внутри конкурса, или?..
Митрополит Климент
— Ну, у нас пока истории такого архива большого нету, но, наверное, более двух десятков работ было опубликовано в разных изданиях, притом, литературных изданиях — бумажных изданиях, Интернет-издания
А. Пичугин
— А, только так? А я как раз хотел спросить, почему Вы каждый год не собираетесь издавать альманах для лучших работ?
О. Николаева
— Ну, а кто, для кого?..
А. Пичугин
— А как? Например, Калужская земля — и мне сразу вспоминается город Таруса. Тарусские страницы альманаха, который — я не знаю, выходит он сейчас или нет, — по крайней мере, до ближайшего, последнего времени, еще лет 15 назад, выходил на протяжении многих десятилетий. Это же все напрямую связано с Калужской землей. Кому, как не Вам, например, продолжить какую-то такую?..
О. Николаева
— Вот я больше склоняюсь к этой идее, которую владыка высказал, — что за несколько лет посмотреть и самое лучшее отобрать. Самое лучшее. Все-таки вот какую-то такую планку качества нужно держать, нельзя ее опускать. Не количеством брать.
Митрополит Климент
— Я объясню еще, почему. Почти все работы — они небольшие, 4-5-6 страниц печатного компьютерного текста. Это чтобы хороший большой журнал, солидный журнал издать, туда надо, наверное, сотни полторы работ. Таких достойных за один конкурс трудно набрать.
А. Пичугин
— Не набираются, да?
Митрополит Климент
— Да.
А. Пичугин
— А встречи какие-нибудь планируется проводить с участниками, собирать их где-то вместе? Ну, чтобы была такая зримая реальность действительно такого взрослого литературного процесса?
Митрополит Климент
— Но Вы поймите, что это же дети.
А. Пичугин
— Это дети, но...
Митрополит Климент
— Они сами не приедут, их надо везти с родителями.
А. Пичугин
— Но это все материально, конечно...
Митрополит Климент
— Да. И у них есть такое творческое — он побыл и написал, он сочинил. Вот такое, чтобы создать детский литературный клуб — ну, на перспективу, может быть... Я знаю, что у нас в Литературный институт несколько человек из участников конкурса поступило в этом году.
А. Пичугин
— Это конкурс, интересно, их подтолкнул? Ну, я думаю, что это сложно судить, конкурс ли их подтолкнул, или они сами собирались туда поступать.
Митрополит Климент
— Ну, я не знаю. Естественно, у них было желание и раньше. Потому что это не сразу — одно сочинение написали. Быстрее всего — эти дети, которые и раньше писали, и у них есть определенный интерес. Я, кстати, скажу: было одно сочинение, тоже из нашей группы, кажется. Она свои дневники, которые вела 5-6 лет назад, изложила в литературной форме, в художественной форме. Дневники о возрасте 10-12 лет. И очень интересно. Значит, ребенок с этого возраста уже вел какие-то свои дневниковые записи. Но тот факт, что несколько человек поступило в Литературный университет, это говорит о том, что у молодежи есть интерес, и конкурсы как бы подталкивают, поддерживают их в этом. Но скажу самое главное: задача конкурса — обратить внимание детей на русскую литературу, на русское творчество. Потому что у нас ведь есть отдельная тема — русские писатели, и номинанты, и лауреаты Патриаршей литературной премии. Обратить вот именно к этим писателям свое внимание, взять их книги, почитать, осмыслить и как бы принимать эстафету литературного творчества.
А. Пичугин
— То есть получается, что школьник должен как-то осмыслить произведение, ну, например, Юрия Бондарева, который получил Патриаршую премию в этом году, и попытаться все лучшее из его произведений как-то воплотить в своем творчестве, или это литературоведчес
Митрополит Климент
— Скорее всего, литературоведчес
Л. Горская
— Ну, да, вот я как раз и хотела спросить — у Вас на сайте конкурса в числе жанров для конкурсных работ обозначена «литературно-кри
Митрополит Климент
— Ну, а почему... Видите, было бы для взрослых интересно услышать критику или, точнее, понимание... Критика — это не обязательно раскритиковать..
Л. Горская
— Ну, конечно.
Митрополит Климент
— Это сделать анализ — что они видят там хорошего, что они принимают.
Л. Горская
— А часто вообще дети именно это жанр выбирают?
Митрополит Климент
— Я скажу, в прошлом году было 1 тысяча 300 детских сочинений, произведений. Где-то десятка два-три было таких, на эту тему.
А. Пичугин
— Но это же большая проблема у взрослых... Мы с Вами, Олеся Александровна, когда-то обсуждали здесь, в этой студии, что литературная критика — это какой-то очень ушедший, к сожалению, жанр.
О. Николаева
— Да, увы. Увы.
А. Пичугин
— Ну, а если дети выбирают, то, может быть... Может быть, в литературный... А ведь в Литературном институте есть направление?..
О. Николаева
— Да, у нас есть отделение критики, и очень маленькая кучка людей там учится.
А. Пичугин
— Но ведь каждый год набираются новые?
О. Николаева
— Набираются, но очень мало — несколько человек.
А. Пичугин
— И они себя зачастую с литературой не связывают в дальнейшем?
О. Николаева
— Ну, в общем, я не знаю, чем они занимаются дальше. Я просто их не вижу и не понимаю.
А. Пичугин
— Значит, не связывают.
О. Николаева
— Мы занимаемся, наоборот, на семинаре поэзией. У меня вот сейчас какой-то очень большой, в этом году, набрался семинар, и у меня человек 30, наверное, сидит. И вот мы что делаем? Мы когда обсуждаем стихи какого-нибудь нашего семинариста, у него два оппонента, которые выступают с такими аналитическими докладами. Они дома готовятся, очень часто пишут, и когда пишут, замечательно получается, совершенно замечательные эссе — иногда даже лучше, чем собственные стихи. Вот это поразительно в некоторых случаях. А к концу очень многие начинают, к 4-му курсу, многие мои поэты начинают потихонечку писать прозу.
А. Пичугин
— Хотя обычно наоборот...
О. Николаева
— Как бы начинают со стихов... Нет, наоборот никогда не может быть. Не может быть прозаик, который начал бы писать стихи, и это было бы удачно. Я таких случаев не знаю. Или критик, который решил: чего я так тут сижу, напрягаюсь — я лучше стихи сочиню, и меньше труд... Не получается, никогда! А вот этот ход — он абсолютно ограничен: начинаешь со стихов, потом проза, потом какая-нибудь философско-литер
А. Пичугин
— Но у нас же ведь есть писатели, которые, может быть, не одинаково успешно публикуются в разных жанрах, но всегда начинается с поэзии, да?
О. Николаева
— Всегда начинали со стихов, да.
А. Пичугин
— А в конкурсе «Лето Господне» есть поэтическое направление?
О. Николаева
— Есть. Очень плохие стихи.
А. Пичугин
— Да?
О. Николаева
— Да. Потому что задана какая-то тема, какой-то есть шаблон. Очень рационально... Стихи были все неудачные. Ну, во всяком случае, может быть, были хорошие и непосредственные среди более таких маленьких детей, но вот среди подростков были неудачные стихи все.
Митрополит Климент
— Там из Екатеринбурга один мальчик прислал свое сочинение — половина была проза, половина — стихотворение. И очень интересно. О князе Владимире — он посвятил ему, князю Владимиру.
Л. Горская
— Маленький мальчик?
Митрополит Климент
— Где-то ему 13 лет.
А. Пичугин
— Интересная форма. А вот с точки зрения литературы — тут Олеся Александровна говорит, что нет хороших...
Л. Горская
— А вот с точки зрения литературы, раз уж мы заговорили о жанрах, вот как бы так спросить корректно... Не наметилась ли — чуть не сказала «мутация» — эволюция литературных жанров вместе вообще с эволюцией восприятия информации в сторону малых форм, может быть, какой-то клиповости, визуализации?
О. Николаева
— Да, именно что, да.
Л. Горская
— Вот в сторону подписей к фотографиям, если совсем так утрировать? Потому что иногда кажется, что мы даже разучиваемся воспринимать информацию, если она сформулирована более чем в трех предложениях. Или это иллюзия, и литература, как прежде, осталась этим неприкосновенным запасом, и ее это не касается?
О. Николаева
— Нет, конечно, это повлияло, безусловно. Во-первых, романы... Знаете, как во французском — «roman» — это совершенно «il est nouveau»(?). То, что называется романом в современной англоязычной или франкоязычной, это то, что у нас называется «повесть». То есть совершенно... И роман русский — он тоже сдвинулся в эту сторону. Я не говорю, что абсолютно все, потому что какой-нибудь Иванов все равно такие свои огромные пишет... или Шаров, или Варламов. Но я говорю вообще о том, что такая тенденция есть. Потом, повестью называется просто большой рассказ. И все время, конечно, к такому... Знаете, какие формы сейчас очень популярны?..
А. Пичугин
— Востребованы.
О. Николаева
— Да, и востребованы. Дневниковых записей, такие какие-то, я не знаю, мозаики, арабески...
А. Пичугин
— Ну, это тоже определенное клиповое отношение.
О. Николаева
— Такая... Да, да, да...
А. Пичугин
— Но оно бывает очень талантливое.
Л. Горская
— «Взгляд и нечто»?
О. Николаева
— Ну, как Розанов, скажем, Розанов Василий Васильевич.
А. Пичугин
— Ну, это совсем старый пример, это пример еще из начала ХХ века.
О. Николаева
— Да, Василий Васильевич Розанов — это совершенно, конечно... Да...
А. Пичугин
— Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной церкви, и Олеся Николаева, писатель, поэт, сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер». Продолжаем беседовать о литературе и о клиповости. Но ведь клиповость произведения — вот в этом... Клиповость — ну, как? Это же любая форма сюда может быть отнесена. Даже роман, написанный в жанре таких небольших зарисовочек, может... Тот же Шаров, которого Вы упомянули, — у него же совсем маленькие отрывочки, по крайней мере, в его последнем произведении, которое он публиковал и за которое получил «Большую книгу». Там же тоже совсем маленькие зарисовочки, которые в итоге выстраиваются в такую единую повествовательну
Л. Горская
— Мы же говорим о тенденции.
А. Пичугин
— Ну, тенденции — они тоже бывают...
О. Николаева
— Нет, ну это просто переключение, как, вот знаете, кинематографичес
Л. Горская
— Монтаж такой.
О. Николаева
— Нет, ну, все-таки это не совсем такой подходящий пример. Потому что у Шарова все-таки есть нарратив какой-то такой явный. А вот это вот... Я говорю о клиповом сознании — это, скорее, какие-то мало имеющие друг к другу отношения какие-то кусочки, которые так перемежаются, потом складываются. Ну, сейчас даже не могу себе представить, кто это.
А. Пичугин
— Говорили о преподавании литературы, о том, что все зависит от родителей и от учителей. Мы начали об этом говорить, но как-то тему не развили. Владыка, Вы говорили, что...
Митрополит Климент
— ...да, от семьи многое зависит.
А. Пичугин
— ...от семьи многое зависит, мы об этом часто говорим, а вот от школы...
Митрополит Климент
— И от школы. Если преподаватель любит свой предмет, в частности, литературу, то он будет отдавать этому предмету всего себя и передавать вот именно свою любовь к детям. Тогда дети тоже полюбят. Если преподаватель просто пришел, выполнил, знаете, как товарная накладная — я провел, все это сдал...
А. Пичугин
— С литературой очень сложно. В школе произошел вот этот перелом, когда огромное количество учителей литературы не смогли перестроиться в новую систему, что ли, в начале 90-х годов. Они сами просто не были знакомы с огромным корпусом книг, которые не издавались в советское время, и не смогли это все преподнести своим школьникам. И отсюда, мне кажется, тоже идет незнание многими детьми огромного количества произведений. Они включались, какие-то произведения, в школьную литературу, а для самого учителя это было откровение, и он не знал, как детей знакомить с тем или иным... Солженицыным, например, (нрзб.).
Митрополит Климент
— Ну, это проблемы вообще школы, не только литературы. Это история...
А. Пичугин
— В меньшей степени, все равно...
Митрополит Климент
— И эта история преподавалась тоже под определенным таким наклоном в сторону понимания, как там...
Л. Горская
— ...правильного понимания, в кавычках правильного.
Митрополит Климент
— Да. Она была вычищена полностью. И даже я скажу, когда я учился в школе, во всем, что было до 1917 года, хотели показать: вот начало Русской революции 1917 года, вот протест крестьян, вот протест порабощенного народа, за освобождение. Во всем. Вплоть до Восстания декабристов, и Пугачева, и Разина — это все как бы буревестники революции были.
А. Пичугин
— Ну, простите, у меня на полке стояла и до сих пор где-то стоит книга Бориса Александровича Рыбакова «История СССР с древнейших времен до начала XVIII века».
Митрополит Климент
— Вот. История вычищала все, что хорошего было до 1917 года. История... Ну, это не сама история, я имею в виду, а были определенные службы, которые занимались этим, была цензура, которая — что можно, что нельзя. Вот я даже скажу такую вещь: работая над своей диссертацией, я держу архивный документ. Текст 1 этот документ напечатан где-то в 1956 году, в шестьдесят каком-нибудь году. Текст скорректирован. Все, что упоминается о Церкви, убрано.
А. Пичугин
— Сам исторический источник?
Митрополит Климент
— Да.
А. Пичугин
— То есть в оригинале это остается?
Митрополит Климент
— В архивном документе это есть, в напечатанном этого нет.
А. Пичугин
— Но это логично... вернее, это нелогично, но...
Митрополит Климент
— Да, даже названия кораблей было «Святой Константин и Елена», напечатано: «Корабль «Константин и Елена». Корабль «Николай», а не «Святитель Николай».
А. Пичугин
— Ну, это то, о чем знаем.
Митрополит Климент
— Нет, это мы знаем, но я о том говорю, что до какой степени все проверялось. И, естественно, история давалась совсем другая.
А. Пичугин
— Но это еще и подчеркивает скрупулезность советских исследователей, которые все проверяли...
О. Николаева
— Нет, Вы знаете, вот проблема с преподаванием литературы еще вот в чем: что тут даже бы не количеством брать, а именно глубиной и анализом произведений. Лучше меньше взять каких-то произведений, изучать в школе, но очень подробно. Это было бы очень полезно для детей, и, главное, это очень интересно — рассматривать психологию героев, мотивацию их поступков, вот это все. Потому что у нас очень многие люди просто даже не умеют читать. То есть они читают художественные произведения как газету. А какой-нибудь рассказ они читают как статью, не понимая подтекста. А ведь подтекст очень важен в литературе, это же художественный текст. Это самое, может быть, важное, да? Вот изучение текста и подтекста. И это было бы очень интересно самим школьникам. Вот этого не делается, к сожалению.
А. Пичугин
— Но это тоже, к сожалению...
О. Николаева
— А не просто вот так вот взять и, ну, знаете, как... Это даже, между прочим, когда была студенткой моя дочь, она тоже участвовала в этом проекте, когда пересказывали какие-то литературные произведения. В ее случае это были западноевропейск
А. Пичугин
— Ну, это было в 90-е очень распространено.
О. Николаева
— Да, это было, да.
А. Пичугин
— Но интересно, что сейчас ситуация меняется очень сильно, потому что из школ исчезают учителя русского и литературы. То есть люди остаются...
О. Николаева
— Ужасно, ужасно.
А. Пичугин
— Нет, наоборот, мне кажется, разделены предметы. То есть разные люди ведут русский язык и литературу.
О. Николаева
— А, русский язык и литературу? Угу.
А. Пичугин
— Разные люди ведут. И в этом, кстати говоря, возможно, большое благо для изучения литературы, потому что у учителя остается гораздо больше времени на раздумья над тем или иным произведением, над тем, как его правильно преподать, и на проверку диктантов и изложений.
Л. Горская
— Ну, кстати, спорный вопрос.
О. Николаева
— Ну, если преподают русский язык, то как раз примеры очень хорошо брать из литературы.
А. Пичугин
— Но люди-то образование получают от учителя русского и литературы, а уже в школе их разделяют. Вот я с этим постоянно сталкиваюсь в последнее время. Мне кажется, что...
Митрополит Климент
— Ну, это, наверное, в школах, где много параллельных классов.
А. Пичугин
— Не знаю. Я это то в одной, то в другой школе встречаю.
Митрополит Климент
— Потому что в провинциальных городах и даже в небольших городах мало школ, где, допустим, три параллельных класса, четыре параллельных класса, то там преподаватель русского языка и литературы один.
А. Пичугин
— Ну, все меняется. Сейчас, я думаю, эта тенденция из больших городов будет выходить куда-то в провинцию, потому что совсем недавно у нас были ребята, которые работают и проходят переподготовку по программе «Учитель для России». Есть такая программа, где люди, которые получили непрофильное педагогическое образование, но в результате своих каких-то размышлений решили пойти в школу, проходят переподготовку, и их отправляют по распределению в школы, которые работают по этой программе. Вот молодой человек, Игорь — он учитель как раз литературы. Не русского языка, а литературы. Его отправили в маленькую сельскую школу — подмосковную, правда, но в не самую ближайшую к Москве школу. Вот он, пожалуйста, в сельской школе учитель именно литературы. Так что...
О. Николаева
— Ну, это, вообще-то, интересно. Если это любитель, это невероятно интересно — с детьми говорить о литературе.
Митрополит Климент
— Ну, есть какой-то определенный смысл. Если человек будет вести только русский язык, он больше будет вникать в него. Русский язык непростой. И то же самое — литература.
А. Пичугин
— Ну, да, да!
Митрополит Климент
— Но этот преподаватель должен иметь полную нагрузку, сколько там положено. Сейчас вот эта проблема. Малокомплектные школы страдают из-за того, что преподаватель имеет неполную нагрузку по сетке своей. И тогда ему дают вообще не знаю какой предмет.
А. Пичугин
— Да я наблюдаю рядом с Калугой школу — она, правда, в Тульской области, но в 20-30 километрах от Калуги, в Суворовском районе. То ее откроют, то закроют, то наберут детей на несколько классов, то их не набирают, школу закрывают. И вот уже на моих глазах несколько раз это происходило туда-сюда.
Л. Горская
— А самим детям каково, вот интересно?
А. Пичугин
— Ну, не знаю.
Митрополит Климент
— Но это неправильно. Надо помогать таким школам.
Л. Горская
— Ну, это не только в Калужской области. И в Тверской области я знаю такие истории.
А. Пичугин
— Везде это — Россия-то матушка большая.
Л. Горская
— Может быть, к конкурсу вернемся? У Вас же еще идет прием работ, насколько я поняла, да?
Митрополит Климент
— Да. До 15 декабря принимаются работы.
Л. Горская
— А дальше что? Все, затаив дыхание?..
Митрополит Климент
— Дальше будет уже с 15 декабря первый этап проверки — это по формальному признаку.
Л. Горская
— Ошибки?
Митрополит Климент
— Проверяем, чтобы не было плагиата.
А. Пичугин
— А как Вы это сделаете?
Митрополит Климент
— Ну, есть программа «Антиплагиат».
Л. Горская
— Да-да.
Митрополит Климент
— Да. это сейчас не проблема. А потом экспертная группа — это преподаватели русского языка и литературы. Каждое сочинение проверяют три педагога, которые выставляют оценки по пятибалльной шкале, по пяти признакам оценивают — и самостоятельност
Л. Горская
— Здорово!
Митрополит Климент
— Тоже утешение такое... (Смеется.)
Л. Горская
— А вообще, Олеся, вот к Вам вопрос: что в современном литературном процессе и, в частности, в этом конкурсе (как-то странно было бы его отделять от литературного процесса в целом) вселяет оптимизм?
О. Николаева
— Ну, оптимизм вселяет только то, что все-таки в России очень много талантливых людей. Знаете, как: «талант — единственная новость, которая всегда нова». Вот это, безусловно, очень всегда... С этим не поспоришь.
А. Пичугин
— Давайте в конце программы расскажем нашим слушателям, если кто-то заинтересовался, у кого-то дети хотят принять участие или взрослые хотят, чтобы их дети приняли участие в конкурсе, куда можно отправлять работы.
Митрополит Климент
— Ну, работы... Есть сайт http://letogospo
А. Пичугин
— В одно слово — letogospodne.ru?
Митрополит Климент
— Да. И то же самое — можно выйти на сайт Издательского совета, там тоже есть ссылки на этот сайт. Там оформляется... такой обычной почтой ничего не пересылается, там электронной почтой... Заполняется форма и прикладывается файл с сочинением, больше ничего.
А. Пичугин
— Да, здесь очень просто все это с технической точки зрения выглядит. Я сейчас зашел на сайтhttp://letogospo
Л. Горская
— «Детям и молодым людям от 12 до 17 лет».
А. Пичугин
— Спасибо большое, что сегодня пришли и рассказали нам о конкурсе, поговорили о литературе. Напомню нашим слушателям, что в гостях у радио «Вера» сегодня в программе «Светлый вечер» принимали участие митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной церкви, и писатель, поэт, профессор Литературного института имени Горького Олеся Николаева. Спасибо большое.
О. Николаева
— Спасибо! До свидания.
Митрополит Климент
— Всего доброго! Любите литературу, любите читать!
Л. Горская
— Спасибо!
А. Пичугин
— Лиза Горская, Алексей Пичугин. Будьте здоровы!
Л. Горская
— Всего доброго!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема