Светлый вечер с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) (эфир от 03.12.14) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) (эфир от 03.12.14)

* Поделиться

архим. Мелхиседек (Артюхин)2В гостях у программы "Светлый вечер" был настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Разговор шел о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Отец Мелхиседек рассказал об истории праздника, о значении храма в жизни человека, а также о Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

Ведущий: Алексей Пичугин

В гостях: Архимандрит Мельхиседек (Артюхин)

А. Пичугин

— Друзья, здравствуйте! Меня зовут Алексей Пичугин, у нас наступил «Светлый вечер», здесь на радио «Вера» мы приветствуем архимандрита Мельхиседека (Артюхина), настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Наше досье:

Архимандрит Мельхиседек (Артюхин) родился в 1962 году в Москве, в 1984 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, еще во время учебы в Троице-Сергиевой Лавре был пострижен в монахи и стал священником. В 1988 году указом Патриарха Пимена переведен в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, где участвовал в возрождении разрушенной обители. В 1997 году назначен настоятелем в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в московском микрорайоне Ясенево. Вскоре в этот храм было переведено подворье Оптиной Пустыни. Позднее стал настоятелем строящегося в Ясеневе храма Покрова Пресвятой Богородицы.

А. Пичугин

— Храм апостолов Петра и Павла — это подворье Оптиной Пустыни, правильно?

Архим. Мельхиседек

— Есть такой монастырь. 250 километров от Москвы, 70 километров от Калуги, знаменитый город Козельск. 3 километра от Козельская находится Свято-Введенская Оптина Пустынь.

А. Пичугин

— Вы сказали Введенская Оптина Пустынь, а беседуем мы с вами как раз накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому, конечно, первый вопрос. Что же это за событие в нашей христианской истории, чем оно для нас важно, а самое главное, откуда мы знаем про праздник Введения? Вернее про это событие, ведь Писание нам ничего про это не рассказывает.

Архим. Мельхиседек

— Есть такое понятие «откровение свыше». Этот праздник не описан в Священном Писании, но он пришел к нам из древнего предания. Основной момент такой — сама сущность этого события была таковой. Мы празднуем этот день, когда впервые трехлетняя Мария была введена в храм для воспитания в Иерусалимском Храме. Это была определенная традиция, когда люди, посвящавшие свою жизнь Богу, они жили при Иерусалимском Храме какое-то количество времени. Давали обет. Это известно из Предания, поэтому для нас важно то, что та, которая должна была стать матерью воплотившегося Бога Нашего Иисуса Христа, была воспитана не на спортивной площадке, не в детском саду, не в каком-то просто доме, а в доме Божием. Поэтому для нас это тоже пример. Когда человек хочет в своей жизни соединиться с Богом, для этого и существуют храмы Божии, которыми наполнена наша Москва, наша Россия. Кто-то сказал из людей: «Неужели я не могу просто дома помолиться, в душе, зачем идти в храм, Бог же везде, Он слышит...» Но Он сам сказал, что есть простые человеческие дома, а есть Дом Божий. И в Писании Он так и сказал: «Дом Мой — домом молитвы наречется». И однажды, когда Он вошел в Иерусалимский Храм, увидел, что там меняли деньги с разных стран, продавали жертвенных животных, Он был возмущен. Не самому этому действию, а обману, который происходил во время этой торговли жертвенными животными и во время обмена денег. Это тоже был своеобразный обмен валюты, потому что приходили иудеи из разных стран для поклонения Богу.

А. Пичугин

— Здесь важно отметить, что Иерусалимский Храм — это не просто церковь, храм, это был единственный Храм, вообще один, туда приходили со всей земли. И других не было.

Архим. Мельхиседек

— На Пасху, на большие праздники, на Пасху Ветхозаветную. Когда сейчас задают вопрос... И Он взял бич, изгнал меновщиков, опрокинул их столы, выгнал их из Храма, сказал: «Не делайте дома Моего домом купли...» И сейчас, когда возникают такие моменты и говорят: «Подождите, сейчас в храмах то же самое, свечи, записки, иконы, не то же ли это самое...» Священное Писание и Предание Святых Отцов нам говорит о том, что это была не просто продажа, а продажа с обманом. На разнице на курсах...

А. Пичугин

— Очень актуальная сейчас тема... Батюшка, давайте про праздник все-таки поговорим. Праздники, которые мы отмечаем в христианской Церкви, возникли далеко не все в первые века христианства. Как я понимаю праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — это тоже один из тех праздников, который появился с течением времени.

Архим. Мельхиседек

— Если говорить о хронологии и логическом вступлении в церковный год. Он начинается с сентября. И начинается со всей библейской, евангельской истории, он начинается с Рождества Божией Матери, которая Православная Церковь отмечает 21 сентября. А следующий какой праздник? После Рождества вспоминается, когда она была впервые посвящена Богу, когда она впервые переступила порог Иерусалимского Храма и была оставлена на воспитание в этом Храме. Когда этот праздник вошел в церковный обиход это VI-VII век. Поэтому неважно время прихода его в нашу Церковь. А смысл его в том, чтобы каждый из нас, понимая то, что Ее жизнь началась с храма, и жизнь христианина должна начинаться с храма, и она сопровождается на протяжении всей его жизни, сопровождается храмом. Крестины, Исповедь, Святой Причащение, Венчание, Соборование и, итог человеческой жизни, Отпевание, все сопровождает жизнь христианина, сопровождает храм Божий. Насельник Оптиной пустыни митрополит Трифон (Туркестанов), который, кстати, похоронен в Москве на Введенском кладбище, оно же и немецкое в Измайлово.

А. Пичугин

— На Семеновской.

Архим. Мельхиседек

— На его могильном памятнике есть потрясающая надпись. «Дети (обращается он к своим духовным чадам), любите храм Божий. Храм Божий — небо на земле». Для Богородицы введение в храм — ее посвящение небу. Именно там могла быть воспитана та, из которой воплотится Сын Божий, Господь Наш Иисус Христос.

А. Пичугин

— Но храм ведь был другим. Расскажите, как выглядел этот Храм. Что там было? Он же сильно отличался от привычных нам церквей, куда мы часто или не часто заходим.

Архим. Мельхиседек

— Есть в Библии подробное описание Храма, как он выглядел. Он делился на притвор, где приносились жертвы, делился на собственно храм, где совершались то или иное чин, моление священников, первосвященников и левитов. И еще было таинственное место, которое называлось Святая Святых, в которое первосвященник раз в год мог заходить. Если перевести на наш язык, то только Патриарх. Хотя в ветхозаветном Храме Патриарха в церковном понимании не было, он именовался первосвященником. И раз в год приносилась жертва, приносился агнец и кровью агнца окроплялся народ... Храм назывался еще и скинией. Окроплялся народ. И по Преданию на праздник Пасхи отпускались грехи народу, те грехи, в которых они каялись. Конечно, ветхозаветный Храм был другим. Но у нас сейчас речь не об этом, а речь о том, чтобы через этот праздник вернуть мысль тех, кто нас слушает, мысль православного человека или христианина вернуть к значению храма в его повседневной жизни. Если он был так нужен и так был необходим Пресвятой Деве, праздник которой мы вспоминаем, ее первое вхождение в этот храм. И мы мыслим, что жизнь православного христианина не мыслима без храма. Почему? А потому что это есть напрямую заповедь Господа, который сказал: «Шесть дней работай, а седьмой — Господу Богу Твоему». Воскресный день — это для нас день праздничный, день Богослужения, в который мы благодарим за неделю, которая прошла, испрашиваем благословения родным и близким, о своей работе, о своем внутреннем состоянии, чтобы мы и на следующую неделю, которая будет начинаться, чтобы она принесла нам благословение. Чтобы она была освящена и благословлена Богом. Потому что мы служим Богу, а Бог служит нам в эти святые, праздничные дни.

А еще такая мысль. Задают вопрос, неужели нельзя дома, встал, перекрестился, помолился. Есть такая мысль, насельник Оптиной Пустыни, которого убили на Пасху в 93 году, я был свидетель этих событий, такой был отец иеромонах Василий (Росляков), который в свое время закончил факультет журналистики МГУ. Когда он водил экскурсии по Оптиной Пустыни, на одной из экскурсий у него спросили: «Батюшка, а зачем храм, неужели нельзя дома помолиться?» Он говорит: «Вообще-то можно, но вы знаете, как сравнить молитву в храме и молитву дома? Молитва дома — это все равно, что грести в лодке одному, а молитва в храме — это плыть в лайнере. И поэтому, если вы хотите переплыть житейское море, лучше это совершать не в лодке, а быть в храме Божием». Поэтому для верующего человека, для нас является это вековой традицией — праздники, воскресные, субботние дни они для нас являются днями священными.

А. Пичугин

— Я правильно понимаю, что вы через какое-то время, как вас постригли в монашество, стали насельником Оптиной Пустыни?

Архим. Мельхиседек

— Да, монахом и священником я стал в Троице-Сергиевой Лавре, когда учился в Духовной Академии. И в 88 году, когда я вспоминаю этот счастливый момент...

А. Пичугин

— Мы об этом чуть попозже поговорим. Я хотел спросить, какое именно для вас имеет значение праздник Введения, ведь Оптина Пустынь — Введенская, как мы выяснили.

Архим. Мельхиседек

— Для меня это совпадает с моим личным выбором в жизни. Я в свое время сделал выбор — служение Богу в священном сане и в сане именно монашеском. И для меня этот праздник как пример всецелой посвященности своей жизни Богу, настолько насколько возможно. Поскольку Она была в храме, и по долгу своей службы нашим домом и местом пребывания большей частью каждого дня или недели является храм Божий. Поэтому лично для меня это и пример, и поддержка, и конкретный в жизни идеал. Как Писание говорит: «Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих». Пророк Давид говорил: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». А пример для нас – Пресвятая Дева Мария.

А. Пичугин

— Архимандрит Мельхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе у нас сегодня в гостях.

Батюшка, теперь давайте поговорим про Оптину Пустынь. Мы теперь узнали, что в конце 80-х вы стояли у истоков возрождения этого монастыря. Завтра у обители престольный праздник. Чем важна Оптина Пустынь для нашей России. Это один из самых известных русских монастырей. Если спросить про русские монастыри, то сразу назовут Троице-Сергиеву Лавру, где вас постригали, и Оптину Пустынь, насельником которой вы до сих пор являетесь, если я правильно понимаю, раз вы настоятель подворья...

Архим. Мельхиседек

— Подворье — это означает посольство, если перевести на наш современный русский язык. Я сейчас нахожусь в посольстве в Москве.

А. Пичугин

— Так вы дипломат, дипломатический работник.

Архим. Мельхиседек

— Наверное, так и есть.

А. Пичугин

— Почему мы говорим об Оптиной Пустыни как об одном из двух-трех известных русских монастырей?

Архим. Мельхиседек

— Ее история и значение для России уникально.

А. Пичугин

— Я помню из далекого-далекого курса истории, что Оптина — это совместное жительство.

Архим. Мельхиседек

— От слова оптом?

А. Пичугин

— Нет, я помню из истории Русской Церкви, наверное, что первые монастыри были общежительными, не было такого разделения, как сейчас.

Архим. Мельхиседек

— Монастыри были общежительными... Но это уже тонкости...

А. Пичугин

— Оптина Пустынь. Опт...

Архим. Мельхиседек

— Предание говорит, что основал этот монастырь один из покаявшихся разбойников, которые промышляли в районе Козельска. Их звали Опта, Добрый и Лютый, такие были их имена. И предание говорит, что он принял монашеский постриг с именем Макарий, а его языческое имя было Опта. И река Жиздра, на которой находится Оптинский монастырь, тоже имеет свое интересное происхождение. Когда они промышляли разбойнически на тех дорогах, которые находились рядом с городом Козельском, один — на одной стороне реки, то есть они были поделены на сегменты, каждый крышевал свой участок козельского района. Тогда сотовых телефонов не было, факсов не было, они выходили на связь таким образом. По воскресеньям не грабили народ. Это как раз и было христианское влияние России, даже на таких разбойников...

А. Пичугин

— Во все слои жизни проникало.

Архим. Мельхиседек

— Они выходили на связь в воскресный день. В условленный час они выходили на реку и кричали, узнавая о состоянии друг друга: «Жив, брат? Здрав, брат». И крестьяне, которые были напуганы этими душегубцами, они слышали эту перекличку и река получила название Жиздра.

А. Пичугин

— Это такие красивые предания. А на самом деле как?

Архим. Мельхиседек

— Это легенда, до конца никто не знает. Но суть в том, что монастырь основал покаявшийся человек, это является самым главным, основным. Какая дальше ее судьба, ее история? Она огромна история. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона говорит нам о том, что в России на 1914 год было около 1000 монастырей мужских и женских. Именно в этом монастыре своих духовников имели великие писатели, которые повлияли на культуру России. Николай Васильевич Гоголь имел своим духовником старца Макария, в своей переписке пишет: «Передайте поклон отцу настоятелю и скажите ему, что моя рука и мое перо не может двигаться без осенения свыше. Я каждую минуту своей жизни должен быть выше житейского дрязгу. Мысленно я должен быть постоянно в Оптиной». И своему товарищу пишет письму о том, что обязательно побывать в Оптиной. «Думаю, что на самой Афонской Горе не лучше. Подъезжая к монастырю, уже чувствуешь участие к человеку все больше, внимание повсюду. Я не говорил с монахами, кто и как из них живет, сам их взгляд делал их подобными ангелам. Человеку внимания все больше и добра. Обязательно побывайте в Оптиной Пустыни, она для меня оставила неизгладимое впечатление». И не раз он бывал в Оптиной Пустыни и советовался со старцем Макарием (Ивановым), который оказал положительное влияние на всю его жизнь.

Федор Михайлович Достоевский после трагедии, когда он теряет единственного сына Алексея, он из Санкт-Петербурга по совету жены приезжает, получается более 1000 километров, в Оптину Пустынь, встречается со старцем Амвросием Оптинским. И он имел до встречи с ним потрясение, не мог пережить смерть своего сына, хотя был глубоко верующим человеком, но такое навалилось, как могильной плитой накрыло его. И потом после разговора со старцем Амвросием в «Братьях Карамазовых» знаменитый старец Зосима. Как раз прообразом старца Зосимы был образ конкретного человека, духовника Оптиной Пустыни, старца Амвросия. И потом он имел переписку, был в монастыре. Лев Николаевич Толстой, его родная сестра, Мария Николаевна, она была монахиней соседнего женского монастыря, который находится в Шамордино. В 15 километрах от монастыря. И он несколько раз был в монастыре. И мало того, в Оптиной Пустыни, его путешествие из Ясной Поляны не куда-нибудь, а именно в Оптину Пустынь.

А. Пичугин

— Там биографы спорят, куда он выехал, но то, что это было как-то связано с Оптиной Пустынью...

Архим. Мельхиседек

И он даже своей родной сестре под конец жизни говорил: «Ты знаешь, Машка, так он обращался к ней, я бы согласился пойти в монастырь (имеет в виду Оптину Пустынь) простым послушником и делать там любую работу с одним только условием, чтобы эти монахи не заставляли меня молиться». Такая глыба, лишь бы только не заставляли молиться. Такое смешение понятий. Но готов был идти. Когда он лежит при смерти, то посылает не куда-нибудь, не за врачами, а посылает за духовником Оптиной Пустыни старцем Иосифом. А Иосиф сам престарелый человек и не может поехать под Тулу, посылает старца Варсонофия, он приезжает на эту станцию, но окружение не исполняет волю графу. Его личный секретарь такая многозначительная фамилия – Чертков и родная дочь не допускает священника до одра графа. Случись это, тогда великий бы ересиарх, который сам себя отлучил от Церкви, своими действиями, своими писаниями. 1000 монастырей, но вокруг Оптиной Пустыни крутится вся история культурная и духовная. Славянофилы братья Киреевские Иван и Петр, Апухтин, Соловьев посещали Оптину Пустынь, старец Макарий оказал на них очень большое влияние. И не в каком-то монастыре, именно это. Один из историков говорит, что Саров и Оптина Пустынь — это были те два духовных костра, вокруг которых грелась вся православная Россия. И еще он сказал, что Оптина Пустынь была золотой чашей, в которую сливалось лучшее духовное вино России. Такая характеристика Оптиной Пустыни была в 19 веке, потому что в 20 веке, она претерпела судьбу всех православных монастырей.

А. Пичугин

— А вы помните, как вы сами первый раз приехали в Оптину?

Архим. Мельхиседек

— Это забыть невозможно. Это был 88 год, 3 июня 88 года на праздник Владимирской иконы Божией Матери. Мне посчастливилось, мы как-то с вами говорили, у нас была передача о счастье, это тоже был момент счастья. А что тогда было, наместник монастыря, которого назначил еще Патриарх Пимен... Я уже два года был священником в Троице-Сергиевой Лавре, и на праздник Святой Троицы зачитали указ, что четыре человека, насельника Оптиной Пустыни, иеромонах Феофилакт, иеромонах Мельхиседек, иеродьякон Иннокентий и Панхарий, я помню эту братию, указом Патриарха Пимена направляются на несение послушания в Введенскую Оптину Пустынь. И наместник монастыря архимандрит Евлогий...

А. Пичугин

— Сейчас он митрополит Владимирский и Суздальский.

Архим. Мельхиседек

— Духовный десант высадился на эти руины. А перед этим несколько месяцев там трудился архимандрит Иосиф из Даниловского монастыря. Даниловский монастырь имел положительное влияние на возрождение монастыря. Полгода они неофициально начали реставрацию монастыря и подготовили первый храм для богослужений.

А. Пичугин

— Вы когда туда ехали, вы знали что-то об истории обители?

Архим. Мельхиседек

— Что интересно, промысел Божий о жизни человека. Когда я поступил в семинарию, в первый класс в 84 году, буквально через два месяца у нас почему-то объявили три дня праздников. Знаете, какие это были праздники? 7 ноября, день октябрьской социалистической революции. И мы в семинарии были вынуждены в этот день не учиться, поскольку это был общенародный выходной. И когда у меня появилась такая возможность, оказалось три выходных дня. И пришла в голову мысль: «А как правильно и полезно использовать эти дни?» И вдруг мне приходит в голову мысль, потому что я когда-то видел фильм о старце Амвросии, возникла идея: «А почему бы в эти дни не поехать в Введенскую Оптину Пустынь?» Разузнал, где она находится, с Киевского вокзала до Калуги на поезде проходящем, ночь переночевали на вокзале, на автобусе поехали в разрушенную Оптину Пустынь. Это было за 4 года до этого. Но впервые Господь взял за шиворот и привел в Оптину Пустынь. И я увидел этот монастырь, храмы, место погребения старца Амвросия, сделал фотографии, начал читать об истории этого монастыря и спустя неделю в семинарии устроил лекцию «Значение Введенской Оптиной Пустыни в жизни Православной России» как специалист, хотя там побывал всего полдня. Это заочное знакомство, мы думаем, что-то происходит случайно, а оказалось не случайно, когда я услышал озвученный указ Патриарха Пимена, куда я направляюсь для дальнейшего своего долга... Для меня, с одной стороны, это было потрясение, потому что я понимал, что я еду из благоустроенной Троице-Сергиевой Лавры, в которой надеялся еще после семинарии учиться в Академии, там продолжать свой путь, и вдруг я еду на руины. Митрополит, тогда архимандрит Евлогий, поручил мне получить в патриархии антиминс, священный предмет, без которого невозможно совершение Литургии, освященный плат с частицей святых мощей. И я вез его на своей груди, это было все очень памятно, потому что полдороги я плакал. Что я еду на какие-то руины. Я себе не представлял, во что это потом выльется. И когда я проехал Боровск, древний город с монастырем, вдруг у меня на груди, антиминс я вез в специально расшитом бархатном мешке, вдруг меня что-то стало греть и у меня сложилось образное представление... Я раньше работал на Скорой помощи, до армии, у меня было такое представление: «Сейчас, туда везется сердце, живое сердце, с которого забьется пульс, жизнь этого монастыря...» Слезы прошли, только радость, надежда. С этого момента, когда мы туда приедем, начнется Литургия впервые за 70 лет разрухи, начнется новый виток, новая страница Оптиной Пустыни. Это памятно, как будто это было совсем недавно, это была огромная радость.

А. Пичугин

— Друзья, архимандрит Мельхиседек (Артюхин) вместе с нами в «Светлый вечер» на радио «Вера», вернемся через несколько мгновений.

А. Пичугин

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья! Вместе с нами в студии радио «Вера» настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

Отец Мельхиседек, давайте поговорим про тот храм, где вы служите сейчас уже 17 лет, как я прочитал в Интернете. Храм святых апостола Петра и Павла в Ясеневе — это подворье Оптиной Пустыни. Вы говорили, что подворье — это представительство монастыря. Сразу представляется подворье где-нибудь в деревне, хозяйство у монастыря подсобное, куры, козы, коровы, а зачем в городе подворье?

Архим. Мельхиседек

— Его значение — представительство, мы сейчас находимся в огромном микрорайоне Ясенево, это 180 тысяч жителей.

А. Пичугин

— В наших реалиях московских можно сказать «огромный микрорайон».

Архим. Мельхиседек

— Микро, а 180 тысяч жителей, это половина областных городов, которые окружают Москву. Половина Рязани, половина Тулы, Калуги.

А. Пичугин

— Это население всех городов Калужской области кроме Калуги.

Архим. Мельхиседек

— Наверное. А функция подворья очевидна. Во-первых, монастырь насчитывает огромное количество братии на сегодняшний день это около 150 человек, из них 60 только священников, 40 дьяконов. Процентов 80 из них учится в семинарии или училось в Московской или Калужской, большинство в Московской. И все они проходят через подворье, приезжают на экзамены, на сессии, на лечение. У нас взаимодействие со структурами власти, которые связаны с реставрацией монастыря, очистные проекты, озеленения проекты, реставрация, все равно все это проходит через Москву. И подворье служит монастырю для успешного препрохождения его дальнейшей реставрации, жизни. Мало того, с подворья каждую субботу-воскресенье, каждую субботу отправляется по два автобуса с паломниками, которые формируются на подворье. Здесь такая взаимосвязь, как мы сказали, с большой землей.

А. Пичугин

— Что в данном случае большая земля?

Архим. Мельхиседек

— Монастырь все-таки.

А. Пичугин

— А вам самим часто удается в монастырь приезжать?

Архим. Мельхиседек

— У меня есть счастливая обязанность, возложенная на меня настоятелем, появляться там каждый месяц. С отчетами о духовной жизни, о реставрации, о том, как проходит служение на подворье. И для меня это большая радость вернуться к братьям, подзарядиться. Одно дело Москва, другое дело – монастырь, о котором, кстати, старец Варсонофий, почти без пяти минут генерал, он тоже был одним из духовников, старцем, прославленным в лике святых, об Оптиной Пустыни писал, он стихи писал и написал такие строчки:

Ясней здесь небеса и чище их лазурь,

Мирской ярем нося и скорбный совершая

Тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск рая...

Такие слова написал он об Оптиной Пустыни – «отблеск рая». И когда приезжаешь, такое ощущение, что время остановилось, как будто XIX век, потому что здесь, неся послушание и трудясь, такое впечатление, что все время в машине на четвертой скорости, приезжаешь в монастырь, там скорость первая.

А. Пичугин

— Сразу тишина, размеренность...

Архим. Мельхиседек

— Хотя и она полна паломников.

А. Пичугин

— Мне тоже казалось, что в Оптиной Пустыни, наверное. У вас только раз в неделю два автобуса уезжает, а так со всех регионов едут.

Архим. Мельхиседек

— Потому что любят и историю Оптиной Пустыни, и Оптинских старцев, которые оставили после себя громадное духовное наследие. Ни один монастырь, даже Троице-Сергиева Лавра или Киево-Печерский монастырь не оставил трудов. Мы знаем жизнеописания Киево-Печерских святых, но трудов у нас нет. Кстати, у отца Иоанна (Крестьянкина) спрашивали, как нам жить, как нам подвизаться, как нам ориентироваться сейчас в духовных проблемах, которые испытывает каждый христианин. У него в письмах есть такая фраза: «Читайте труды и письма Оптинских старцев, в них вы найдете ответы на все свои духовные вопросы и проблемы». Четырнадцать старцев причислено к лику святых, у каждого из них остались труды и жизнеописания. Это огромное духовное наследие, из которого черпает вся православная Россия. И знают Оптинских старцев, и любят, пытаются жить по ним. Чего только стоят эти краткие афоризмы, которые они оставили. Говорили про жизнь, про счастье: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и...

А. Пичугин

— ...всем мое почтение».

Архим. Мельхиседек

— Чтобы быть истинным христианином надо быть железным или золотым? Железным — это иметь большое терпение, а золотым — иметь большое смирение. Сестра Минодора, держись среднего тона, возьмешь выше — будет нелегко, возьмешь низко — будет склизко, а ты, Минодора, держись среднего тона. Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного. Мы все сейчас все замудрили. Жизнь простая, а мы замудрили, сделали из нее очень сложную. В одном из писем было: «Умная женщина никогда не будет повторять чужих ошибок, она обязательно наделает своих». Когда не придерживается советов старших, и когда не вникает в смысл духовной жизни.

А. Пичугин

— Советы Оптинских старцев...

Архим. Мельхиседек

— в пересказе...

А. Пичугин

— Архимандрита Мельхиседека (Артюхина), настоятеля храма Петра и Павла в Ясеневе. Про ваш храм рассказывают много интересного, что меня поразило, это то, что у вас практически модель Святой Земли воссоздана. Как это? Почему? Зачем?

Архим. Мельхиседек

— Это не совсем в храме Петра и Павла, а в соседнем храме, он находится в 2 километрах от нашего подворья, я являюсь настоятелем двух храмов. В свое время Патриарх Алексий благословил строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

А. Пичугин

— Это там Святая Земля?

Архим. Мельхиседек

— Верно. Во вновь устроенном Покровском храме. В свое время Патриарх Алексий благословил начало строительства этого храма, а Патриарх Кирилл благословил эту идею, чтобы в нижнем храме. Там два уровня. Нижний уровень в честь архангела Михаила, верхний — Покровский храм. Так вот в нижнем храме собраны копии семи величайших христианских святынь. Это место Рождества Христова, точная копия, как это выглядит в Вифлееме, Голгофа, камень помазания, кувуклия, Гроб Господень, как она выглядит эта часовня. Кувуклия переводится с греческого языка, мы слышим это слова, когда смотрим репортажи о Сошествии Благодатного Огня, именно в этом храме, именно в этой часовне совершается это величайшее чудо в Великую Субботу. Кувуклия переводится — царская опочивальня. Почему царская, потому что Христос три дня находился в этой пещере, в которой был похоронен. Тоже копия есть темницы. Даже копия есть благодатной колонны рассечения и водоносы из Канны Галилейской. То есть наглядно люди могут увидеть...

А. Пичугин

— А храм уже действует?

Архим. Мельхиседек

— Нижний храм уже действует в течение четырех лет, с этими святынями, мало того, что еще сближает со святой землей – это точные размеры. Как это все во Святой Земле. Все эти святыни были выполнены на одной из фабрик в Израиле, которая называлась «Иерусалим Марбл», она находится в 17 километрах от Иерусалима. Потом контейнером их везли в Финляндию, а из Финляндии доставляли уже грузовыми машинами сюда. У нас, получается, прямая связь с Иерусалимом. И люди, которые побывали в Иерусалиме, об этом говорят. Такое впечатление, когда заходим, как будто возвращаемся в Иерусалим.

А. Пичугин

— А есть же Новый Иерусалим.

Архим. Мельхиседек

— Это тоже превосходная идея патриарха Никона. Но чем отличие нашей идеи. Патриарх Никон, ему удалось сделать точную копию Иерусалимского Храма. У него не было Вифлеема, потому что это не Иерусалимский Храм, это 15 километров от Иерусалима, не было гробницы Божией Матери, которая находится в Гефсимании, буквально километр от Дамасских ворот от Иерусалима. Там была другая идея. У нас эта же идея, только получила расширенное воплощение. И как мы знаем с вами, что есть иконы, как сказано «глядя на образ, мы переносимся мыслью к первообразу». Когда мать смотрит на фотографию сына или сын на фотографию матери, он прекрасно понимает, что фотография — это не мать, но фотография напоминает нам о близких нам людях. Так же и икона напоминает нам о Спасителе, Богородице, тех святых людей, которые изображены на иконах, чтобы наша мысль брала пример с того святого, которого чествует наша душа. Когда мы видим иконы, образы этих святынь, то умом переносимся в тот самый Вифлеем, к той самой Голгофе или к тому самому Гробу Господню, в которое произошло Воскресение Спасителя.

Мало того, в нашем храме совершается богослужение по Иерусалимскому чину.

А. Пичугин

— А что это значит?

Архим. Мельхиседек

— Праздник Рождества мы служим на Рождественском престоле, перед иконой Рождества, внизу под престолом серебряная звезда с четырьмя концами, свидетельствующая о том, как говорит Писание, от сотворения мира до Авраама было 14 родов, от Авраама до переселения в Вавилон — 14 родов и от переселения в Вавилон до Рождества Христова было 14 родов. И на этой серебряной звезде, которая там в Вифлееме, отмечено место Рождества Христова. На этой звезде надпись «На этом месте от Девы Марии родился Господь Наш Иисус Христос». А на нашей серебряной звезде надпись такая «Отроча дадеся нам». То есть это текст Священного Писания из праздника Рождества Христова. А когда совершается Пасха, то мы с плащаницей Спасителя не как в обыкновенных храмах кладется, потом выносится на середину храма. А она кладется в гробницу, запечатываются двери как в Иерусалимском Храме, восковая печать и до Светлого Воскресения Христова, когда из этой гробницы выносится икона Воскресения Христова. И крестный ход начинается с этого уникального момента, когда снимается печать, открываются двери этой часовни, кувуклии Гроба Господня и выносится икона Воскресения Христова.

А. Пичугин

— Друзья, архимандрит Мельхиседек (Артюхин), настоятель храма Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы, оба эти храма находятся в Ясеневе.

Отец Мельхиседек, я зашел на страницу вашего храма в Интернете, там довольно подробно расписана вся социальная работа, которую проводит ваш храм, здесь и помощь бездомным, и окормление дома престарелых, и миссионерская работа. Расскажите подробнее. Скажите, я правильно понимаю, что если ехать по улице Островитянова, от Юго-Западной к Профсоюзной улице, с правой стороны маленькая часовня, непонятная, то ли часовня, то ли храм, я всегда проезжал, на протяжении многих лет не мог понять, что это, это тоже ваше?

Архим. Мельхиседек

Не совсем так. Это как раз находится рядом с тем домом престарелых, на улице Островитянова, дом 6, где у нас как раз домовой храм в честь Воскресения Христова. А это маленький действующий храм в честь святителя Льва папы Римского, там служит отец Александр.

А. Пичугин

— Это обычный приходской храм?

Архим. Мельхиседек

— Да. Это по улице Островитянова. А до нас добираются, в основном, по Севастопольскому проспекту.

А. Пичугин

— А нет, просто дом престарелых, там тоже есть небольшой храм домовый.

Архим. Мельхиседек

— А он домовый.

А. Пичугин

— А, это внутри. Вот, расскажите нам про то, как вы окормляете...

Архим. Мельхиседек

— С 98 года братья подворского храма несет послушание каждый четверг, там около 300 людей, которые там имеют помощь и заботу государства, ветераны труда или инвалиды, или люди, нуждающиеся в уходе. Каждый четверг совершается один раз молебен и панихида, а через четверг совершается Божественная Литургия. На каждом этаже сестры милосердия со священниками, священники причащают, исповедуют, а сестры милосердия в этом помогают. Там есть целая община — около 30-40 человек.

А. Пичугин

— А сестры милосердия откуда?

Архим. Мельхиседек

— Это прихожанки нашего храма, волонтеры.

А. Пичугин

— То есть у вас еще сестричество есть?

Архим. Мельхиседек

— Сестричество без громкого названия. Никакого официального наименования. Мы живем по принципу лучше не называться и быть, чем называться и не быть.

А. Пичугин

— Они имеют какое-то медицинское образование?

Архим. Мельхиседек

— Нет. Что касается ухода, с этим благополучно справляется персонал. Кстати, уход идеальный. То, что касается попечения государства об этих людях. У нас забота именно такая — подготовить человека к исповеди, причастию, личные просьбы, которые касаются духовной жизни, иногда материальной. А само служение абсолютно добровольное. Это наши сестры, волонтеры, есть и мужчины, которые там помогают. Там есть и молодежь, которая оказалась в инвалидной коляске и наше молодежное движение тоже...

А. Пичугин

— Молодежное движение есть?

Архим. Мельхиседек

— Есть. Их около 100 человек молодых людей, которых объединяет общая идея служения Церкви и людям. Различные сферы их деятельности, но одна из таких основных — ежегодно молодые люди вместе со священником ездят на Урал, проводят там около двух недель и доезжают до самых трудно доступных деревень, где не бывала нога священника, Евангелие, слово Божие и Крещение. Каждый год летом совершаются такие миссионерские поездки. А подготовка занимает около полугода. На праздник Рождества, Пасхи, мы дружим с 5-6 детскими домами, которые находятся в Вышнем Волочке, Торжке, Тульской области, привозим ребят в Москву, здесь у них бывает однодневная экскурсия и потом праздничный концерт в доме культуры, который находится рядом с нами — 800 мест, потом они смотрят эту программу, потом тоже экскурсия, общение, подарки, чтобы люди из глубинки повидали Москву, побывали в храме. Многие из них, впервые побывав в Москве, были на исповеди первый раз в жизни, причастились. Насколько возможно человеческое общение с людьми, которые лишены или не имеют такой возможности. Поэтому храм вышел за свои пределы помощи только себе, но еще тем людям, которые в этом нуждаются. И всем этим занимается молодежь. Переписка с заключенными, дистанционное обучение, когда они проходят Основы Православной Культуры, сдают экзамены, самое главное — у нас есть переписка с 16 колониями, высылаем литературу, ладан, свечи, переписка с ответами на вопросы. Кстати, интересное письмо было. Отношение к друг другу. Он пишет: «Я вас попрошу, дорогие братья храма Петра и Павла в Ясеневе, у меня все есть, моей жене, которая находится в колонии в Рязанской области, пришлите то-то и то-то...»

А. Пичугин

— А пишет человек, который находится на свободе?

Архим. Мельхиседек

— В тюрьме.

А. Пичугин

— А жена на свободе?

Архим. Мельхиседек

— И жена в тюрьме.

А. Пичугин

— А...

Архим. Мельхиседек

— И он не о себе просит, а просит о ней. А я не думаю, что у него там все есть. Там не может все быть. Это к той теме про отношение к жизни. Он считает, что у него все есть.

А. Пичугин

— Думает о близком человеке.

Архим. Мельхиседек

Еще интересное было письмо: «Дорогие, братья, Петр и Павел».

А. Пичугин

— Мне рассказывали историю. В университете святого апостола Иоанна позвонил кто-то по телефону: «Здравствуйте, это университет святого апостола Иоанна Богослова? А будьте добры его к телефону».

Архим. Мельхиседек

— Да... Это наше пока еще неведение. Предваряю вопрос. Мы о Покровском храме не сказали самого главного, верхний храм...

А. Пичугин

— Это мы сейчас. Я сразу слушателям напомню, что мы говорили сейчас о храме Петра и Павла, при котором существует все социальное служение, подворье Оптиной Пустыни, а отец Мельхиседек настоятель еще и храма Покрова Пресвятой Богородицы, там, где воссоздана модель Святой Земли.

Архим. Мельхиседек

— Верхний храм почти готов к завершению. Убранство этого храма выполнено в технике мозаичного убранства, по византийским канонам и площадь самого убранства насчитывает 2500 квадратных метров, это уникальное явление в России, огромный собор. Больше мозаики есть в России только в храме Спас-на-Крови в Петербурге.

А. Пичугин

— Я видел этот храм, по-моему, он больше, чем Спас-на-Крови.

Архим. Мельхиседек

— Это такое впечатление. Потому что он находится на возвышении. На стилобате. На стрелке. Это доминанта культурная, духовная всего этого района.

А. Пичугин

— А когда все работы будут закончены?

Архим. Мельхиседек

— С Божией помощью, надеюсь, в районе Рождества.

А. Пичугин

— Уже вот-вот.

Архим. Мельхиседек

— Осталось полы и иконостас, утварь церковная. Мозаика и роспись этого храма закончены. Наших слушателей, которые сейчас находятся в машине или дома, приглашаю посетить, прийти посмотреть, думаю, на Рождество будет богослужение.

А. Пичугин

— А в верхнем храме еще не служили?

Архим. Мельхиседек

— Один раз, на Покров была совершена первая Божественная Литургия. 14 октября.

А. Пичугин

— А как вы успеваете служить?

Архим. Мельхиседек

— Я не успеваю.

А. Пичугин

— Я понимаю, что у вас есть помощники, но вы служите и там, и там.

Архим. Мельхиседек

— Через воскресенье. И я очень благодарен, что рядом со мной близкие друзья, братия, священники, которые трудятся добросовестно и в том, и в другом храме. И поэтому мы по полной программе, насколько это возможно, служим Богу и людям.

А. Пичугин

— Отец Мельхиседек, мы уже заканчиваем нашу программу, я напоминаю, что программа наша выходит в эфир в преддверии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, вы можете что-то нашим слушателям пожелать.

Архим. Мельхиседек

— Чтобы храм стал родным домом, насколько это возможно, чтобы мы не забывали, что есть наши квартиры, наши дома, а есть еще Дом Божий, место встречи с Богом, место благословения, особое присутствие Бога на земле, которое, мы вернемся к этому замечательному выражению митрополита Трифона (Туркестанова), «дети любите храм Божий, храм Божий — небо на земле». И если мы хотим прорыва к вечности, прорыва к бессмертию, к святыне, мы от храма освящаемся, которое делает нас ближе к небу, ближе к друг другу, добрее, святее, чище. Когда мы соприкасаемся со святыней, а святыня, будем надеяться на это, будет просвещать и освящать каждого из нас, кто приходит с верой, надеждой и любовью в храм Божий.

А. Пичугин

— Архимандрит Мельхиседек (Артюхин) провел с нами этот «Светлый вечер», спасибо, с вами был Алексей Пичугин, до новых встреч.

Архим. Мельхиседек

— Мир вам и Божие благословение.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем