
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
Александр Сергеевич Пушкин в знаменитом отрывке своей поэмы «Полтава» перечисляет соратников царя Петра Первого — «птенцов гнезда Петрова»: Якова Брюса, Родиона Боура, Никиту Репнина. Описывает он и ещё одного сподвижника царя: «счастья баловень безродный, полудержавный властелин». Пушкин не называет его по имени, однако историки точно знают, о ком идёт речь: о светлейшем князе Александре Даниловиче Меншикове. «Из всех современников Петра, не было никого ближе к государю», — писал о Меншикове историк Николай Костомаров. По его словам, внимание всей Европы того времени было приковано к удивительной личности и судьбе Александра Меншикова.
Происхождение Александра Даниловича историкам точно не известно. Однако есть предположения, что он был из простолюдинов. По некоторым сведениям, мальчишкой он торговал пирогами на улицах Москвы. Один из главных современных биографов Меншикова, историк Николай Павленко так описывает ранние годы будущего светлейшего князя: «Когда Петр приблизил его к себе, Алексашка Меншиков не владел ни клочком земли, ни одной крепостной душой». В юности Меншиков стал солдатом петровского Потешного полка. Так случилось, что именно в этом пареньке, несмотря на пропасть в происхождении и положении, юный государь нашёл искреннего единомышленника и верного товарища. Вскоре Александр стал царским денщиком — то есть, личным слугой. Товарищи были неразлучны. Меншиков сопровождал Петра в Азовских походах, в составе Великого посольства отправился в Европу, где вместе с Петром изучал корабельное дело. Когда в 1700-м году началась Северная война со шведами, Меншиков был уже офицером, и командовал крупными силами пехоты и кавалерии. С его именем связан ряд побед русской армии. Меншиков разбил шведов в битве при Калише. Участвовал в Полтавской битве, после которой преследовал отступающего неприятеля и взял в плен остатки шведской армии. Александр Данилович помогал Петру Первому во всех его славных делах. Так, например, именно Меншиков был строителем Олонецкой верфи, с которой в 1703-м году сошёл первый большой корабль русского флота — фрегат «Штандарт». Для вооружения флота на олонецких медных рудниках Меншиков основал два крупнейших литейных завода — Петровский и Повенецкий. Огромный вклад внёс Александр Данилович в строительство Санкт-Петербурга. Историк Николай Костомаров писал: «Новая столица обязана своим созданием столько же творческой мысли государя, сколько деятельности, сметливости и уменью Меншикова». Неудивительно, что именно Меншикова царь назначил обер-комендантом Петербурга и генерал-губернатором Петербургской губернии. И пожаловал высокий титул светлейшего князя. Влияние Меншикова при дворе было огромным — вплоть до того, что, отправляясь в заграничные поездки, Пётр в своё отсутствие именно ему поручал руководить государством.
Однако слава земная проходит. После смерти Петра Первого, в царствование его внука, Петра Второго, Меншиков лишился всех своих титулов, богатства и влияния. Наладить отношения с новым императором-подростком у него не получилось. Виной тому — дворцовые интриги, да и сам Александр Данилович был не безгрешен. Молодой монарх сослал Меншикова в Сибирь. Там, в крепости Берёзов, у некогда могущественного вельможи началась новая жизнь. Неожиданно для многих, Александр Данилович смирился со своим новым положением. К власть имущим с просьбами о помиловании обращаться не стал. А начал... строить храм. Своими руками. Так в Берёзове появилась деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Через полтора года после приезда в Березов светлейший князь обрёл последний приют под стенами этой церкви. Преподобный оптинский старец Варсонофий в беседах с духовными чадами не раз приводил историю Меншикова как пример христианского смирения. Ну, а историки и сегодня продолжают изучать биографию этого удивительного человека.
Все выпуски программы Открываем историю
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.