Писательница Светлана Коппел-Ковтун руководит клубом православных литераторов «Омилия», пишет сказки, и ощущает себя… пятилетним ребенком. Не в том, конечно, смысле, что не может сама о себе позаботиться, а в том, что с годами не разучилась видеть мир во всех его самых ярких красках и чудесных проявлениях. Состояние ребенка, искренне радующегося тому, что он существует, стремящегося познавать не только мир вокруг, но и собственное бытие, Свелана Коппел-Ковтун считает идеалом. И чтобы напомнить об этом утраченном большинством из нас состоянии гармонии с миром и самим собой, иногда пишет сказки для взрослых. Философская притча «Высекательница искр» - одна из них.
Об этой небольшой по объему книге, состоящей из семи маленьких новелл, написано несколько серьезных статей, её анализируют профессиональные психологи, а читатели с восторгом отзываются о ней в литературных блогах. Некоторые даже пытаются сравнивать эту сказку с произведениями Льюиса и Толкиена. По всей видимости, знаменитые создатели необыкновенных миров действительно оказали влияние на писательницу. В своей «Высекательнице искр» Светлана Коппел-Ковтун тоже создает другую реальность, весьма своеобразно отражающую и преломляющую в себе привычную для нас действительность. Однако в стилистике текста явно звучат нотки из «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Как и там, автор обозначает глубины человеческой души предельно простыми словами и образами, не боясь правды, даже если она оказывается жестокой. Сказка-то ведь - для взрослых.
«Высекательница искр» - это добрая старушка с волшебным фонариком на голове, которая открывает маленькой девочке удивительные вещи об окружающем её мире. В нём, оказывается, живут три писателя. Они выдувают шары: у одного шар наполнен смеющимися людьми, цветущими лугами и прохладными реками; у другого там - буквы, газетные вырезки и книжные цитаты; а у третьего шар постоянно лопается, и оттуда выпадают скверно пахнущие рыбьи кости… В этом мире есть Город Кривых Дорог, где люди добровольно подчиняются змеям, растущим у них из груди. Здесь живет Собирательница миров - её муж постоянно разбивает чистое голубое небо на мелкие кусочки, а она раз за разом складывает из черепков новые горизонты.
Добродетели - любовь, жертвенность и смирение, и пороки - гордыня, гнев, осуждение – предстают перед читателем, облечённые в непривычные формы, но все равно, легко узнаваемые. И, как ребенок, еще не разучившийся чутко воспринимать мир, Светлана Коппел-Ковтун дергает читателя за рукав, призывая увидеть среди толпы добрую старушку с фонариком – «Высекательницу искр».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.