
Фото: Anna Barsukova/Unsplash
Когда в 1882 году на пост барнаульского городского головы был избран один из самых богатых в городе людей — купец Дмитрий Сухов — жители Барнаула ёрничали — мол, прибавит теперь Дмитрий Никифорович к своим миллионам казённое жалованье. И ведь, между прочим, не маленькое! Не зря, пожалуй, говорится — деньги к деньгам льнут... Однако в день своего вступления в должность городской голова посрамил шутников: Дмитрий Никифорович официально заявил, что своё жалованье — всё до копейки — намерен употребить не на собственные, а на общественные нужды!
Сделать в Барнауле требовалось многое, а на небогатые средства из городской казны — в этом новый голова быстро убедился — особенно рассчитывать не приходилось. С привлечением личных средств Дмитрий Сухов надеялся на более скорое решение самых насущных вопросов. Таковыми для Барнаула к тому моменту оказались открытие гимназии и устройство нового кладбища. Разговоры о них велись уже довольно давно, а вот до дела у предыдущих градоначальников всё как-то не доходило. Дмитрий Никифорович не стал дожидаться финансирования из губернской казны. Он согласовал все необходимые документы и сразу же приступил к работе, вложив в дело личные средства. За три года, в течение которых Дмитрий Сухов возглавлял Барнаул, он таким образом успел завершить устройство гимназии и нового кладбища.
После смерти Дмитрия Никифоровича его сыновья — Василий и Прокопий — продолжили дело отца. Родителя они уважали и старались во всём следовать его примеру. Помня о том, как много сил и средств употреблял их родитель ради помощи людям, они взяли за правило и в этом от него не отставать. Вступив во владение отцовскими предприятиями, огромную долю прибыли Василий и Прокопий Суховы передавали на благотворительные цели. В 1895 году братья пожертвовали 10 тысяч рублей на строительство здания для Николаевского училища и содержали учебное заведение за собственный счёт.
Особенно отличился в делах благотворительности Василий Дмитриевич Сухов. Когда в 1907 году в Барнауле открылось Торговое училище, он обеспечил обучение и содержание беднейших его учащихся. Все необходимы пособия, учебники и прочее оборудование также было приобретено им на личные средства.
Для строительства в Барнауле здания Нагорной школы в 1885 году Василий Сухов пожертвовал строительные материалы и 400 рублей на приобретение книг в школьную библиотеку. Он постоянно заботился о неимущих учениках школы: безвозмездно предоставлял им ткань на пошив ученического платья, оплачивал обеды в школьной столовой, наиболее одарённым назначал стипендии. Василий Дмитриевич был постоянным членом барнаульского «Общества попечения о начальном образовании», на нужды которого пожертвовал в общей сложности 5 тысяч рублей.
Вступив в 1902 году в должность городского головы Барнаула, Василий Дмитриевич, вслед за отцом, передал своё жалованье на общественные нужды. На эти средства, в частности, была открыта городская больница. 1902-й год выдался неурожайным, и Сухов сверх жалованья выделил из личных денег три тысячи рублей на закупку зерна для нуждающихся горожан. Постоянные пожертвования направлял Василий Сухов в барнаульские храмы.
За свою широкую благотворительную деятельность Василий Дмитриевич Сухов в 1909 году удостоился звания Почётного гражданина Барнаула. И его, и Дмитрия Никифоровича Сухова по сей день считают одними из лучших градоначальников за всю историю города.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема