
Фото: Anna Barsukova/Unsplash
Когда в 1882 году на пост барнаульского городского головы был избран один из самых богатых в городе людей — купец Дмитрий Сухов — жители Барнаула ёрничали — мол, прибавит теперь Дмитрий Никифорович к своим миллионам казённое жалованье. И ведь, между прочим, не маленькое! Не зря, пожалуй, говорится — деньги к деньгам льнут... Однако в день своего вступления в должность городской голова посрамил шутников: Дмитрий Никифорович официально заявил, что своё жалованье — всё до копейки — намерен употребить не на собственные, а на общественные нужды!
Сделать в Барнауле требовалось многое, а на небогатые средства из городской казны — в этом новый голова быстро убедился — особенно рассчитывать не приходилось. С привлечением личных средств Дмитрий Сухов надеялся на более скорое решение самых насущных вопросов. Таковыми для Барнаула к тому моменту оказались открытие гимназии и устройство нового кладбища. Разговоры о них велись уже довольно давно, а вот до дела у предыдущих градоначальников всё как-то не доходило. Дмитрий Никифорович не стал дожидаться финансирования из губернской казны. Он согласовал все необходимые документы и сразу же приступил к работе, вложив в дело личные средства. За три года, в течение которых Дмитрий Сухов возглавлял Барнаул, он таким образом успел завершить устройство гимназии и нового кладбища.
После смерти Дмитрия Никифоровича его сыновья — Василий и Прокопий — продолжили дело отца. Родителя они уважали и старались во всём следовать его примеру. Помня о том, как много сил и средств употреблял их родитель ради помощи людям, они взяли за правило и в этом от него не отставать. Вступив во владение отцовскими предприятиями, огромную долю прибыли Василий и Прокопий Суховы передавали на благотворительные цели. В 1895 году братья пожертвовали 10 тысяч рублей на строительство здания для Николаевского училища и содержали учебное заведение за собственный счёт.
Особенно отличился в делах благотворительности Василий Дмитриевич Сухов. Когда в 1907 году в Барнауле открылось Торговое училище, он обеспечил обучение и содержание беднейших его учащихся. Все необходимы пособия, учебники и прочее оборудование также было приобретено им на личные средства.
Для строительства в Барнауле здания Нагорной школы в 1885 году Василий Сухов пожертвовал строительные материалы и 400 рублей на приобретение книг в школьную библиотеку. Он постоянно заботился о неимущих учениках школы: безвозмездно предоставлял им ткань на пошив ученического платья, оплачивал обеды в школьной столовой, наиболее одарённым назначал стипендии. Василий Дмитриевич был постоянным членом барнаульского «Общества попечения о начальном образовании», на нужды которого пожертвовал в общей сложности 5 тысяч рублей.
Вступив в 1902 году в должность городского головы Барнаула, Василий Дмитриевич, вслед за отцом, передал своё жалованье на общественные нужды. На эти средства, в частности, была открыта городская больница. 1902-й год выдался неурожайным, и Сухов сверх жалованья выделил из личных денег три тысячи рублей на закупку зерна для нуждающихся горожан. Постоянные пожертвования направлял Василий Сухов в барнаульские храмы.
За свою широкую благотворительную деятельность Василий Дмитриевич Сухов в 1909 году удостоился звания Почётного гражданина Барнаула. И его, и Дмитрия Никифоровича Сухова по сей день считают одними из лучших градоначальников за всю историю города.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер