Жизнь и деяния святых вдохновляли писателей и поэтов всех времен в творчестве, зачастую давая импульс новым идеям.
«Книга судей» в Библии описывает тот период в истории еврейского народа, когда после смерти Иисуса Навина израильтяне остались без вождя. Теперь они управлялись своими старейшинами или как их называли — судьями.
Одним из таких судей был живший приблизительно в 11 веке до нашей эры Самсон — человек необычайной физической силы и такой же силы духа.
Самсон происходил из колена Дана, которое постоянно воевало с соседним племенем филистимлян. Ко времени рождения Самсона израильтяне без малого сорок лет находились в порабощении у соседей.
Само появление на свет Самсона было чудесным.
Вот как рассказывает об этом в поэме Мильтона «Самсон-борец» Маной, отец Самсона.
МИЛЬТОН:
« Я о потомстве
Молил творца, и у меня родился
Сын —да какой! — сородичам на зависть.
Но кто из них судьбою поменялся б
Со мной теперь? О, для чего господь
Мне внял, взыскав меня безмерным счастьем?
Зачем его щедроты нам желанны,
Коль скоро, словно жалом скорпион,
Нас каждый дар его язвит бедою?
Зачем два раза ангел низлетал,
Велев вскормить ребенка чистой пищей,
Как редкое священное растенье,
Что всех дивит в дни краткого расцвета?»
О чем же теперь горько стенает старый Маной? Впрочем, обо всем по порядку. При рождении Самсона Ангел предсказал: «И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян». Самсон с детства был назореем, то есть посвященным Богу. Он не пил вина, не стриг волос и всегда помнил о своем высшем предназначении.
Сила Самсона была так велика, что он однажды растерзал, как козленка, встретившегося ему на дороге льва. В другой раз Самсон убил в один день тысячу филистимлян ослиной челюстью. Он свободно мог разрывать самые прочные веревки и оковы.
Однажды Самсон пришел в город Газу и остался там ночевать. Филистимляне решили там его убить и закрыли городские ворота. В полночь Самсон проснулся и решил уйти из города. Придя к воротам, он обнаружил, что они замкнуты. Тогда он схватил городские двери вместе с косяками и засовами, положил их на плечи и отнес на гору.
Но теперь это все в прошлом. Судья Самсон сидит в оковах в темнице — он стал рабом филистимлян.
В поэме Мильтона героя навещают друзья и соплеменники, представляющие собой Хор, наподобие хора античных трагедий — они пытаются найти хоть какие-то слова утешения.
МИЛЬТОН:
«Ужель глаза не лгут? Ужели это он,
Тот прославленный воин,
Тот Самсон, что сражал, безоружный,
Самого грозного зверя и недруга,
Льва растерзал, словно лев козленка,
Шел на врагов с руками голыми.
В строй их железный,
Блещущий бронями халибской выделки,
Острыми копьями ощетиненный,
Смело врывался, презрев опасность;
Тот, чей единый взмах
Сеял смерть во вражьих рядах;
Тот, чья поступь неодолимая
В бегство язычников обращала?»
А случилось вот что. Филистимляне давно хотели узнать: в чем же секрет необычайной, сверхъестественной силы Самсона? И подговорили за деньги красавицу-филистимлянку Далилу, чтобы она выведала у Самсона его секрет.
В конце-концов Самсон открылся коварной женщине.
«Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…», - рассказывается об этом в Книге Судей. Когда Самсон заснул, Далила велела состричь с его головы волосы и позвала филистимлян. Самсон хотел с ними сразиться, но силы оставили его. Так герой Самсон оказался в руках врагов. Филистимляне заковали его в цепи, выкололи ему глаза и заставили в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов.
Мильтон не жалеет красок, чтобы показать всю силу раскаяния Самсона.
МИЛЬТОН:
«Заслужены мной все мои несчастья -
Лишь я виновник и причина их.
Да, мой позор безмерен, но безмерно
И безрассудство: я обет нарушил
И выдал хананеянке коварной,
Язычнице и нашему врагу,
Мне Господом доверенную тайну...»
Приходит отец Самсона с известием — он почти договорился с кем-то из филистИмлян, что Самсона за выкуп отпустят домой. Но Самсона не радует эта новость — он знает, что еще не выполнил своего главного предназначения, о котором когда-то возвестил Ангел.
МИЛЬТОН:
«Чем могу я, ослепленный,
Поруганный, раздавленный, бессильный,
Полезен быть народу своему
И делу, мне порученному небом?
Не тем ли, что сидеть у очага,
Как трутень, буду, жалость возбуждая
В прохожих людях кудрями густыми,
Нагробьем жалким сил моих былых...»
Следом в темницу является посыльный от филистимлян: Самсона зовут на торжество в честь языческого бога Дагона. На пиру будут игры, пляски и традиционное сражение силачей — всем интересно посмотреть на силу Самсона.
МИЛЬТОН:
«Ответь, что не приду я. Мне, еврею,
Закон моей страны не дозволяет
На празднествах языческих бывать.
Я быть для вас могу животным вьючным,
Но скоморохом стать и, перейдя
Предел последний срама и позора,
Ломаться на потеху нечестивцам
Пред истуканом!.. Нет, я не приду.»
Но Самсон все-таки пошел на пир и совершил подвиг. Ведь никто не заметил, что у него уже отросли волосы и вернулась былая сила.
С помощью мальчика-поводыря Самсон подошел к двум столбам, на которые опирался храм и уперся в них руками. Воскликнув «Умри, душа моя, с Филистимлянами!», Самсон напряг все свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами три тысячи филистимлян, которые там веселились и… самого Самсона.
Так слепой Самсон в одиночку, ценой своей жизни на много лет освободил израильтян от власти филистимлян.
В финале поэмы Мильтона старый Маной с гордостью обещает взять тело сына...
МИЛЬТОН:
«И с почестями схоронить в земле
Отцов и дедов, где над ним воздвигну
Я памятник, вечнозеленым лавром
И пальмами обсаженный. На них
Развешу я сыновние трофеи
И свитки со сказаньями о нем.
Там будут наши юноши сходиться,
Дабы воспоминанье о Самсоне
На подвиги воспламеняло их.»
Ветхозаветный герой Самсон вдохновлял на подвиги и английского поэта, политического деятеля и мыслителя 17 века Джона Мильтона, автора трагической поэмы «Самсон-борец».
Джон Мильтон тоже был борцом — сподвижником вождя английской буржуазной революции Оливера Кромвеля. И тоже все потерял, когда была восстановлена монархия Стюартов. Поэт чудом избежал политических репрессий, поселившись в уединении вдали от общества.
Он был стар, болен, одинок и к тому же ослеп — почти как библейский Самсон. Но как раз в этот период жизни Джон Мильтон совершает своей жизненный подвиг и пишет одну за другой грандиозные эпические поэмы на библейские сюжеты: «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и «Самсон-борец».
Пушкин написал о Мильтоне: «В злые дни, жертва злых языков, в бедности, в гонении и в слепоте сохранил непреклонность души и продиктовал «Потерянный Рай».
Прибавим сюда и поэму о библейском герое Самсоне.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе: «Прообразы: святые в литературе».
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












