Сады, парки и скверы в Самаре имеют особую ценность. Город наш степной и летом южные ветры несут бесконечные клубы пыли и песка. Мы с вами просто задохнулись бы, если бы не живой фильтр, заботливо создаваемый самарцами на протяжении столетий. Постепенно город заключили в зеленое кольцо Николаевский, Покровский, Вокзальный и, конечно же, старейший самарский сад – Струковский. Вы, кстати, знаете, почему он так называется?
Ответ простой – по фамилии первого владельца. В 1813 году генерал в отставке Григорий Струков купил участок земли на крутом берегу Волги и разбил здесь фруктовый сад. Григорий Никанорович частенько собирал в своем саду цвет самарского высшего общества и устраивал званые ужины с фейерверками.
В Струковской усадьбе останавливался даже Александр Первый во время своего путешествия из Симбирска в Оренбург. Дело в том, что в молодости Григорий Никанорович состоял у императора флигель-адьютантом и у них сложились доверительные отношения. Ночуя в доме Струкова на походной постели – соломе, покрытой ковром, - царь жаловался своему старому другу на меланхолию и делился желанием «удалиться от мирской суеты». Перед тем, как покинуть Самару, Александр Первый горячо помолился в храме Казанской иконы Божией Матери. Через год с небольшим он умер в Таганроге. Но загадочные обстоятельства его смерти послужили возникновению легенды, что царь инсценировал свою кончину, став скитальцем Христа ради под именем Федор Кузьмич.
В 1848 году Струковский сад достался титулярному советнику Обухову за относительно небольшие деньги. У дальнейшего развития событий есть разные версии: то ли город выкупил сад обратно, то ли Обухов подарил его городу… Неважно. Струковский сад стал городским, постепенно превратился в парк и начал расширяться – на средства городской казны выкупались окрестные частные владения. В саду построили так называемый «воксал» – здание, предназначенное для развлечений. В нем образовалось что-то вроде клубного общества, участвовать в котором можно было за небольшую плату. Доход от деятельности этого клуба позволил содержать садовника и сторожа. Вскоре в парке была устроена своя оранжерея и несколько парников, в которых выращивались цветы и овощи на продажу. Год от года парк выглядел все богаче и роскошней. Здесь появлялись все новые аллеи, беседки, павильоны и фонтаны. Со временем, у Струковского парка даже появилась своя особая миссия – большая часть средств, которые он приносил в казну, шла на благотворительность.
В советское время парк, естественно, был переименован в «Парк культуры и отдыха имени Горького». К счастью, недавно ему вернули прежнее название – «Струковский». Но в любые времена, под любым именем парк оставался излюбленным местом отдыха горожан.
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.
14 декабря. О пророчествах Пророка Наума
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Пророка Наума, жившего в седьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы смотрим на икону пророка Божия Наума, то можем увидеть его изображенным со свитком. Так всегда в церковной иконографии изображаются пророки Божии. Каждый пророк держит в своих руках свиток со своей книгой.
Самой полезной формой почитания пророков Божиих будет для нас в день памяти пророка Наума открыть его книгу в Священном Писании и прочесть.
Все выпуски программы Актуальная тема