Мне довелось несколько раз активно искать работу. Я просмотрел сотни объявлений. С тех пор прошло уже много лет, но до сих пор осталось странное послевкусие от текстов работодателей. В описаниях вакансий очень часто встречалось одно и то же слово — «стрессоустойчивость». Такое ощущение, что стресс — это важная, необходимая характеристика жизни компаний.
Много раз мне приходилось выступать представителем работодателя при подборе кадров. Десятки резюме читал и перечитывал прежде, чем назначал встречи кандидатам на вакансии. И заметил удивительный факт. В списке своих лучших личных качеств соискатели почти всегда указывали на устойчивость к различным форс-мажорам.
Создаётся впечатление, что стрессоустойчивость и работа — это сёстры- близнецы. С одной стороны, можно понять, почему возникла такая тема. Темп жизни всё время возрастает, в том числе и на работе. Многие руководители стремятся решить как можно больше задач и как можно быстрее. Тем самым они стремятся обогнать конкурентов или выстроить собственную успешную карьеру. И поэтому требуют от подчинённых умения работать в условиях многозадачности. С другой стороны, хроническая спешка, непрерывное сиденье на двух-трёх, а то и десяти стульях, переработки как раз и рождают стресс.
Я сам неоднократно работал в условиях форс-мажора. И пришёл к выводу, что пользы от многозадачности гораздо меньше, чем вреда. А требование стрессоустойчивости от сотрудников выдаёт несостоятельность самого работодателя. Как правило, это означает, что руководство не может организовать свою деятельность, не может правильно выстроить приоритеты, грамотно распределить ресурсы.
Сотрудники, которые сделали из себя «железных людей» и вроде бы стали эффективными менеджерами, на самом деле сильно рискуют. Они не просто превращаются в человека-машину. Они начинают духовно страдать.
Старец Паисий Святогорец, известный афонский подвижник 20 века, однажды сказал слова, прямо обращённые к нам, менеджерам-многозадачникам и к работодателям: «Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно-два дела, подобающим образом доводить их до конца и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то ещё. Ведь если ум твой рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Делая какую-то работу со спешкой, мы приобретаем нервозность. А труд, совершаемый с нервозностью, не освящается».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема