«Страсти в жизни человека: что может помочь побороть зависимость?» Священник Алексей Дудин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Страсти в жизни человека: что может помочь побороть зависимость?» Священник Алексей Дудин

* Поделиться

Священник Алексей Дудин

У нас в гостях был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.

Разговор шел о том, что такое страсть, чем она отличается от зависимости, и каким образом духовная жизнь может помочь в борьбе с тем, что завладевает человеком и вредит ему.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья. Меня зовут Александр Ананьев. Сегодня в программе «Вопросы неофита» у нас непростой, тяжелый, я бы даже сказал, мучительно полезный разговор, потому что он будет касаться вещей, о которых мы стараемся не говорить вслух, если они есть. А если их нет, то что о них говорить. Зависимости, наши страсти, алкогольная зависимость в частности. Откуда она берется, как с ней бороться, каковы ее духовные истоки и причины, в чем заключаются наши ошибки, как от этого избавиться и кто может нам в этом помочь? Как попросить Бога, чтобы Он дал нам силы победить эту страсть. Об этом и многом другом мы поговорим сегодня с настоятелем храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области, руководителем социального отдела Гатчинской епархии священником Алексеем Дудиным, который не впервые у нас здесь, на Радио ВЕРА. Это очень приятно. Добрый вечер, отец Алексей. Здравствуйте.

Священник Алексей Дудин:

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели.

Александр Ананьев:

— Особенно приятно видеть за стеклом Радио ВЕРА вашу семью, которая тоже пришла поддержать папу в эфире Радио ВЕРА.

Священник Алексей Дудин:

— Да действительно в этот раз каникулы, они позволяют мне взять семью вместе с собой и, слава Богу, что есть возможность и им показать Москву и быть вместе с семьей, потому что семья это малая церковь, и служение в малой церкви является основой служения в Церкви Великой.

Александр Ананьев:

— Учитывая то, насколько вы заняты, не так часто им достается внимание и компания отца.

Священник Алексей Дудин:

— Бывает по-всякому, я стараюсь.

Александр Ананьев:

— Понятно. Вы знаете, я хочу с вами в начале нашего разговора поделиться своим пониманием того, что такое грешная природа человека. Как бы вы объяснили то, что говорится: я грешный, ты грешный, мы все грешные, рождаемся грешными и грешными же умираем. Как вы как священник объяснили бы это? А я потом поделюсь с вами своим соображением. Мне ужасно любопытно, что вы скажете на сей счет.

Священник Алексей Дудин:

— Я думаю, что все наши радиослушатели прекрасно знают, что Господь человека грешным не творил. Что это была та опция, которая появилась у человека в процессе его самостоятельной, вольной... Потому что мы сотворены по образу и подобию Божию, обладаем свободной волей в рамках своего вольного бытия человек приобрел эту черту, до этого природа человека была безгрешной, и мы жили немножко в другом варианте. Господь, когда селил человека на земле, поселил его в Эдемском, то есть в райском, саду. И жизнь человеческая должна, по Промыслу, замыслу Божию, протекать немножко не так, как она сейчас протекает. Поскольку человек свободен, соответственно, с одной стороны, велик, с другой стороны, за счет этой свободы уязвим и, будучи уязвлен в свое время грехом... Вы же знаете, кто первый грех делал и первый грех себе изобрел. И потом этим грехом по ненависти к человеку, как к высшему творению Божию, заразил его, предложил ему этот грех. И потом уже человек обзавелся этой поганой, липучей, противной сущностью, которая присутствует во всей его жизни и, к сожалению, даже передается по наследству.

Александр Ананьев:

— Я понимаю, когда ты обнимаешь младенца, родившегося только что, когда чувствуешь, как пахнут его волосы, только что родившегося младенца, у тебя не укладывается в голове, что он такой же грешный, как и ты. Разве ж это возможно? Он же а-ангел. У него даже помыслов грешных нет. А, поди ж ты, тоже грешный. Как это объяснить?

Священник Алексей Дудин:

— «Яко семя тли во мне есть». В человеке все заложено, в человеке изначально заложен и ангельский потенциал. Как пророк Давид говорит: «Умалил мало чем от ангел» Господь человека, и в человека заложен такой потенциал и грешный. В этом отношении я бы хотел рассказать такую историю одного художника, который в свое время писал картину, ему понадобился младенец для того, чтобы написать ангела. Он нашел светлого голубоглазого младенца, с которого он написал ангела, и этот ангел украсил картину и был великий радостью на этой картине, самым светлым ее пятном, самой светлой ее частью. А потом через много-много лет этот же художник в рамках своего творчества имел необходимость взять прототип для демона. И для того, чтобы выбрать этот прототип спустился в самую мрачную, темную тюрьму, где сидели самые страшные злодеи, нашел такого человека, который действительно больше всего походил на демона, попросил его стать для него образцом натуры для написания картины. Человек согласился, а в конце сказал: когда-то очень-очень давно один художник написал с меня ангела, а теперь он написал с меня демона. Человек имеет в себе и то начало и другое, в рамках жизни реализуется или одна сторона его бытия или другая сторона его бытия. Человек меняется каждый день, меняется каждый час. Конечно, светлый радостный младенец это прекрасно, это одно из высших доказательств того, что Бог есть и Бог благ. Но, тем не менее, этот младенец может расти и развиваться не в ту сторону.

Александр Ананьев:

— Позволю себе вольность поделиться с вами своим соображением, что ж такое грешной природы человек, я это понял сегодня. Может быть, это ошибочное представление. Мы не так давно говорили с, по-моему, это был священник Владислав Береговой из Мосальска Калужской области, мы с ним говорили о том, что такое грех на примере эклера, который я страшно люблю. Я говорю: отец Владислав, эклер это грех, люблю его? Он говорит: смотри, если ты без эклера так же счастлив, как с эклером то никакой это не грех, съешь ты свой эклер и все, пусть тебе будет хорошо. Но если без этого эклера тебя ломает, мучает и отрывает от Бога, если ты зависим от этого эклера, то тогда это грех. Если эклер становится тебе ближе, чем Господь Бог. Все, что тебя от Бога уводит, есть грех. То, без чего ты не можешь, это грех. Точно таким же грехом становится вино, без которого ты не можешь. Точно таким же грехом становится смартфон, если ты без него не можешь. Не важно, что, любая зависимость делает тебя дальше от Бога, это и есть грех, понимаете? Я сегодня понял, что в жизни человека, что бы мы с собой ни делали, есть много вещей, без которых мы не-мо-жем. Мы можем прожить без воды? Не можем. Мы можем прожить без еды? Не можем. Мы можем прожить и не заболеть? Не можем. Мы можем жить и не умирать? Не можем. Мы зависим от всего этого. Именно поэтому мы грешные, потому что есть в нас неизбежная зависимость. А Господь создал человека без зависимостей. Зависимости от воды, от еды, тех самых, которые жили в Эдемском саду без воды, без еды, без болезней, без смерти. Ни одной зависимости у них не было, кроме одной — их Отец, Бог. А все остальное было опцией, которые могли быть, эклерами, которые просто могли доставлять радость. А потом вдруг в виду этого грехопадения все стало зависимостью. Как вам такая гипотеза?

Священник Алексей Дудин:

— Тут можно ее рассмотреть. Во-первых, то, что человек жил в раю без воды и без еды, я не знаю, напрямую об этом в Священном Писании не сказано, ел ли там человек или пил. Но мы, например, знаем, что когда Господь сотворил человека, Он ему сказал, не добро быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему. Сам по себе человек изначально был ограничен и все равно ему нужно было дополнение, какая-то...

Александр Ананьев:

— Прекрасно, что вы вспомнили. Зависимости-то не было.

Священник Алексей Дудин:

— Зависимости не было.

Александр Ананьев:

— Не было такого, что, ах, я не могу жить без Екатерины Степановны. Да нет же, вполне жил без Екатерины Степановны, но просто нехорошо человеку жить одному, давайте создадим ему помощника, просто помощника, зависимости не было.

Священник Алексей Дудин:

— Да, действительно, как таковой зависимости в понимании страстности не было, потому что человек есть такое существо, которое имеет совокупность зависимостей и естественных и безгрешных. Мы зависим от воды и от воздуха, мы зависим от пищи в том плане, что не можем ее не принимать. Но любая наша страсть по сути дела является извращенной формой вот этой естественной зависимости. Мы, например, можем есть, но не должны объедаться. Мы можем иметь какое-то имущество, но не должны прилепляться к этому имуществу. Мы можем принимать какую-то славу и благодарность от других людей, но мы не должны искать этой славы и благодарности. Потому что все, что в этом мире есть в плане зависимости, возникает из похоти чрева, похоти очес и гордости житейской. Мы об этом знаем. И в этом отношении от этих похотей Адам был свободен, и пока он не открыл свое сердце для греха, вы прекрасно помните, как это все произошло, он фактически имел всего-навсего одну заповедь. Я все ждал, что вы скажете, он зависел только от одного, исполнит он заповедь Божию не прикасаться к древу познания добра и зла или не исполнит ее. Я что бы хотел сказать на этот момент. Господь, безусловно, заботился о воспитании и духовном росте человека и этот духовный рост наверняка бы не ограничился одной заповедью. Эта заповедь была первая, самая понятная, самая простая. Так получилось, что до того, как принять священный сан, я некоторое время трудился в МГПУ имени Герцена, в том числе, был там на кафедре, где помогают воспитывать людей слепо-глухо-немых. Представляете слепо-глухо-немой ребенок, к которому нет никакого контакта, тем не менее, педагоги находят эту возможность и с этим человеком начинают как-то общаться, и он начинает их понимать. Меня спросили: а как ты думаешь, с чего начинается это общение, с какого первого понятия, что является азбукой? Я говорю: я не знаю. А мне говорят: самое главное первое понятие, которое ребенок должен для установления контакта принять, это слово «нельзя». Как только человек понимает слово «нельзя», появляется возможность с ним дальше коммуницировать, и дальше его воспитывать, и дальше его развивать как личность. Именно поэтому Господь в Эдемском саду это слово, первое понятие «нельзя» в виде этого запретного плода древа познания добра и зла человеку и дал. И если бы человек выполнил бы эту заповедь, путь развития рода человеческого был бы одним. А поскольку он ее не выполнил, то путь развития рода человеческого стал другим, и человек уже исходит из других системных данных, которые он вынужден здесь на земле иметь тягу не только к доброму, светлому... Добро человек и так знал. Что значит древо познания добра и зла? Человек знал Бога, он с Ним общался напрямую, он слышал Господа, не только он говорил Богу, как мы сейчас говорим в молитве, но и Господь говорил человеку. Он являлся ему, и человек имел прямую коммуникацию с Господом. А потом он эту коммуникацию прямую утратил. Одним из следствий грехопадения и стало так, что мы зачастую не слышим Бога, мы потеряли Его. Нам, чтобы к Богу вернуться, надо пройти гораздо более длинный и сложный путь, но этот путь опять начинается с того же самого, понимает человек слово «нельзя» или не понимает.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин сегодня отвечает на эти вопросы. Я Александр Ананьев. Со словом «нельзя» как точно вы попали. Мне даже не приходило в голову. У меня есть собака, первое, с чего мы начали общение с собакой, да, действительно, не «какой ты молодец» или «какой ты красивый», а нельзя. Чтобы собака научилась остановиться, сказать нет, дорогу переходим, это нельзя, это нельзя брать. Да, действительно, это очень точно. И, по сути, отсутствие этого «нельзя» и приводит нас ко всем тем бедам, которые потом приводят нас в свою очередь к сектору по противодействию алкоголизма и наркомании Гатчинской епархии, именно туда. Я хотел бы попросить вас рассказать в двух словах об этой важной составляющей вашего служения, о работе с зависимыми. Вы возглавляете в частности сектор по противодействию алкоголизму и наркомании под Питером. В чем заключается ваша работа? Много ли у вас подопечных? В чем трудности и в чем радости этой работы?

Священник Алексей Дудин:

— Ох, как много сразу вопросов. Попробую на них ответить. Конечно, если человек соблюдает слово «нельзя» или, говоря языком трезвости, если человек соблюдает границы, то он никогда не станет человеком зависимым. Мы с самого нашего детства знаем, что нельзя употреблять наркотики, нельзя. Нельзя идти играть в казино в игровые автоматы. Нельзя упиваться вином, в котором есть блуд и другие страсти, нельзя. Нарушая эти границы, человек попадает в опасную зону, в зону зависимости и дальше приобретает... Ее можно назвать болезнью, потому что страсть зависимости можно рассматривать как страсть, а можно рассматривать ее и как физиологическую болезнь, потому что у человека происходят физиологические изменения, в том числе изменения и на уровне головного мозга.

Александр Ананьев:

— Это то, что называется химической зависимостью. Но от нее довольно просто излечиться, если я правильно понимаю механизм, психологически от этого излечиться практически невозможно, но химическую зависимость победить довольно просто.

Священник Алексей Дудин:

— Химическую зависимость победить довольно просто тоже не всегда, а что касается изменения в головном мозге и центральной нервной системе, то они в большинстве своем необратимы, а просто поддаются определенной коррекции. Человек перестает разрушаться дальше, но те разрушения, которые в нем уже произошли, будут вместе с ним всю его оставшуюся жизнь. Зависимость в этом плане штука очень страшная. Когда человек начинает употреблять психоактивные вещества, он перестает развиваться как личность, поэтому многие пьяницы и наркоманы застревают на уровне подростка. В каком возрасте они начали активно употреблять психоактивные вещества, в таком возрасте они и остаются, в возрасте такого развития. И дальше человеку очень трудно что-либо в себе поменять. Когда мы начинаем бороться с такими тяжкими страстями, нужно понимать, что, во-первых, человек уже смертельно болен. Это смертельная болезнь; алкоголизм, наркомания это официально смертельная болезнь, прогрессирующая болезнь; болезнь, которую можно приостановить. Человек может находиться в состоянии ремиссии всю свою оставшуюся жизнь, он может закончить жизнь трезвенником, но все время будет находиться в зоне особого риска. Малейшее употребление или те люди, которые рядом с ним будут употреблять психоактивные вещества, могут стать триггером, и человек, который уже эту Богом данную защиту потерял, находится в дополнительной зоне риска. И в этом отношении можно было бы провести аналогию. Как человек, находящийся в райском Эдемском саду преслушанием впал в худшее состояние, в то состояние, которое мы имеем здесь на земле, точно так же и люди, которые начинают активно использовать психоактивные вещества, впадают в следующий уровень падения, и им становится целая проблема жить так, как живут обычные люди. Они падают, проваливаются еще на один уровень ближе к смерти, ближе к болезни, ближе к аду, им оттуда уже тяжелее вылезать. Необходимо выполнять целый определенный комплекс защитных упражнений, мер, задач. Они все время вынуждены часть своего душевного внимания, своего умственного потенциала держать на страже тех границ, которые этой страстью уже были пробиты. Если враг зашел, разрушил крепость, то на месте этой крепости тебе всегда придется держать определенные воинские силы для того, чтобы он дальше не прошел на твою территорию. И в этом плане человек, впавший в такую зависимость, остается ограниченным на всю свою жизнь. И это очень больно, тяжело, но это надо принять как факт, и, исходя из этого, можно человеку с этой зависимостью бороться.

Александр Ананьев:

— Вопросов больше, чем ответов. Как вы назвали, это психически активные вещества?

Священник Алексей Дудин:

— Да.

Александр Ананьев:

— Хорошая бутылка вина из Кахетии это психически активное вещество?

Священник Алексей Дудин:

— Безусловно, да.

Александр Ананьев:

— Я должен выбросить этот бесценный дар Грузинских гор и моей подруги из Грузии Вали Семилет в мусорное ведро, потому что это дорога в ад?

Священник Алексей Дудин:

— Это может стать дорогой в ад, если вы не дай Бог откроете это замечательное вино рядом с тем человеком, для которого пьянство является проблемой, вы станете невольным убийцей.

Александр Ананьев:

— Нет, я понимаю, в отношении него, да. В отношении себя? Я пытаюсь понять. С точки зрения медицины, мы можем пригласить врача, поговорить с врачом. Когда, по мнению врача, вот это прекрасное кахетинское вино становится алкоголизмом? С духовной точки зрения, в какой момент это наступает? Я вам сейчас об этом рассказал. Может быть, это уже, у меня уже нарисовалась какая-то радужная картинка, и меня к ней тянет и это уже какая-то зависимость. Может быть, с духовой точки зрения я «уже», и как христианину мне, наверное, следовало бы забыть про это все, потому что не должно быть в моей жизни ничего такого, что затмевало бы важное.

Священник Алексей Дудин:

— Тут очень тонкая существует грань. Давайте попробуем разобраться. Во-первых, существует определенное количество, довольно большой процент людей, для которых норма алкоголя составляет ноль. И никто из людей достоверно не может сказать, является ли он, или его родственники, или его дети тем «счастливым» в кавычках человеком, который вытащит этот билет и станет алкоголиком на всю свою оставшуюся жизнь. И эта проблема будет проблемой его лично, проблемой его семьи и проблемой всех его родственников, родителей, детей и всех остальных, никто не знает. Поэтому когда человек откупорит бутылку этого замечательного вина, он вступает на определенный скользкий путь. Скорей всего, ничего лично ему дурного не будет, но, может быть, и будет.

Александр Ананьев:

— А что же делать?

Священник Алексей Дудин:

— Что же делать. Тут надо смотреть, во-первых, на что. Если мы говорим о северных народах, у каждого человека есть своя физиология, этот «счастливый билет» в кавычках зависит от того, какая физиология у человека. Если человек относится к северным народам, то вероятность того, что он станет алкоголиком даже с небольшого количества выпитого, очень велика. Поэтому наши северные народы, чукчи, один раз выпили пятьдесят грамм водки и стали кончеными алкоголиками. Если человек относится к южным народам, где прием этого алкоголя является частью национальной традиции, частью национальной кухни, то, конечно, вероятность того, что человек станет алкоголиком, будет в разы или в десятки раз ниже. Вытянуть этот «счастливый билет» может каждый, поэтому пить или не пить решает каждый человек сам для себя. Но если у вас в семье есть алкоголик, то ради него ваша норма употребления алкоголя должна быть ноль. Если рядом с вами есть человек, который от этого страдает, ваша норма употребления алкоголя должна быть нулевой. Я абсолютно не имею каких-либо проблем, у меня никогда не было проблем с зависимостью, слава Тебе, Господи, ни с алкоголем, ни с наркотиками, ни с азартными играми. Но с учетом того, что я руковожу двумя реабилитационными центрами и занимаюсь этим направлением, как только я стал этим заниматься, я ввел у себя на приходе сухой закон и ввел этот сухой закон для себя. Потому что когда я говорю человеку: слушай, дорогой, я не пью, и ты не пей, я должен быть честным. Люди это всегда чувствуют, они это всегда знают, и если я буду в этом отношении лукавить и выдумывать, это всегда считывается. Люди, которые начинают употреблять психоактивные вещества и зависеть от них, становятся очень эмоционально восприимчивыми. И в этом отношении, если хотите слышать, алкоголь, наркотики делают человека более эмоционально чутким, с одной стороны, правда, только в одну сторону, в рамках своей собственной пользы и в рамках поиска очередной дозы этого психоактивного вещества. Но если такая проблема есть, а у нас в стране она есть, я не буду сейчас называть все эти цифры миллионов людей, которые у нас погибают, к сожалению, от злоупотребления алкоголем, наркотиками, это действительно миллионы. Если для них это проблема, то, может быть, нам, как христианам, стоит воспользоваться принципом, как говорил апостол Павел, что если ближнего моего смущает, мяса вовек не буду есть. Не будем мы пить вино. Мы же от этого ничего не потеряем. Нет, конечно, потеряем в том плане, что оно будет стоять, оно будет пахнуть, мы его будем желать, это такая радость. Может быть, кто-то нас начнет уговаривать: давай выпьем, ты меня не уважаешь или ты не уважаешь мой кахетинский народ. Или в Грузию мы приезжали, так получилось, что в Грузии группа оказалась, я ее специально не выбирал, это не были наши паломники-трезвенники, но так получилось, что вся группа отказывалась от вина. Нас, конечно, не понимали, но прощали. Когда надо было сказать тост, я поднимал чашу с вином, но просто ее не пил.

Александр Ананьев:

— Когда не было возможности в старину давнюю обеззараживать воду, ее же обеззараживали спиртом, именно вином. Но не чтобы упиться, а чтобы обеззараживать воду из природных источников, ее смешивали с вином и так пили. Просто чтобы быть здоровыми и не болеть.

Священник Алексей Дудин:

— В этом отношении культура употребления и во времена Господа на Востоке была. И она была направлена на то, чтобы не претерпевать вреда от той богатой бактериологической и иной природы, которая в этой воде разводилась. Но при этом при всем, пить вино не разбавленное, не говоря про иудеев, в Древней Греции, в Древнем Риме считалось жутким моральным преступлением. Можно привести строки: человек был жуткий пьяница настолько, что он пил неразбавленное вино. Вино наливали третью часть, отнюдь не спирта. Будем понимать, что крепость вина, которое еще разбавлено двумя третями воды, это совсем не тот алкогольный напиток, к которому мы сейчас привыкли и которым сопровождаем наши трапезы и застолья. Это все-таки немножко другая вещь. Здесь Господь не сотворил ничего дурного. Я прекрасно помню, как мы с бабушкой посыпали табаком от всяких гусениц, вредителей на огороде все, что эти гусеницы, вредители пытались сожрать. И они благополучно от этого табака уходили и, по сути дела, эта вещь приносила определенную пользу. Но можно начать этот табак курить и будет эффект с точностью до противоположного. В этом отношении и вино тоже, в зависимости от того, как его употреблять, с какой целью. И как только человек начинает пить вино и чувствовать, что оно меняет его психоэмоциональную природу, восприятие и действительность его меняет, так он сразу становится на путь греха, как вы уже сказали, путь страсти. Он начинает пить вино не для того, чтобы обеззаразить воду, а для того, чтобы веселить свое сердце. Оно, конечно, веселит сердце человека. Но там же, где сказано, что оно «веселит сердце человека», есть и предостережение: «не смотри как оно играет, не смотри как оно переливается, оно ужалит тебя как змея в тот момент, когда ты не ждешь».

Александр Ананьев:

— Сейчас мы прервемся ровно на минуту, у нас полезная информация на Радио ВЕРА. А через минуту мы продолжим разговор о том, что нас разрушает, какие страсти пагубные ведут нас в ад, как от них излечиться, а что может быть безвредно. В частности человек, который со всей своей страстью пишет картины, а на картинах пишет закаты, горы, море, он такой же наркоман, как любой другой? Или же, может быть, есть там отличия. Об этом мы продолжим разговор через минуту.

Александр Ананьев:

— Мы возвращаемся в «Светлую студию» Радио ВЕРА. Это «Вопросы неофита». Я Александр Ананьев. Адресую сегодня свои вопросы неофита настоятелю храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священнику Алексею Дудину. Тело и Кровь Христовы, хлеб и вино. Если бы вино было опасно, Христос не поставил бы вино на стол и не сказал бы, что это Кровь Моя. Само явление вина напрямую связано со Христом. Сейчас я пытаюсь сформулировать вопрос правильно, чтобы не выглядеть... хотя о чем я говорю. Кто мы такие, чтобы запрещать вино, которое Сам Спаситель поставил на стол.

Священник Алексей Дудин:

— А мы его в данном случае не запрещаем. Все трезвенники и все люди, которые приняли обет трезвости, у нас есть священники, которые имели проблему с алкогольной страстью и ушли от этой проблемы. Они служат Божественную литургию. Надо понимать, что во время евхаристии происходит это самое великое чудо, когда это самое вино превращается в Кровь Христову и эта Кровь Христова действительно человека животворит. Она его не убивает, не является ему соблазном. Она является для него тем средством очищения и соединения с Господом, которое дает человеку самое главное, что в этой жизни может быть — Богообщение, соединение с Богом. Поэтому никогда Православная Церковь, в отличие от сектантов... мы знаем, что огромное количество сект существовало, с первых веков они существовали, мы же прекрасно знаем секту энкратитов, то есть таких воздержников, которые специально и служили на воде вместо вина.

Александр Ананьев:

— А это не нарушение?

Священник Алексей Дудин:

— Это догматическое нарушение, Церковь не признает такого служения. Хотя мы знаем, что в каких-то стесненных условиях, когда Сергий и Герман Валаамские служили литургию, служили ее на клюкве, просто за отсутствием винограда. В этом отношении сказать, что евхаристию можно служить только на винограде, нет, это больше дань традиции. Сказать, что вино нельзя использовать, что это что-то проклятое, что это что-то бесовское. Нет. Господь ничто проклятого и бесовского не творил.

Александр Ананьев:

— А в отношении зависимых тогда как?

Священник Алексей Дудин:

— Я вам только что ответил. У меня, например, есть замечательный батюшка, который в свое время избавился от этой зависимости, он служит литургию и служит ее часто. В этом отношении надо понимать, что такое святое причастие и что такое пьянство и вино. Это абсолютно разные вещи, если хотите, они диаметрально противоположные. Состав вещества физически один и тот же, а по сути дела, то чудо, которое происходит во время евхаристии, полностью меняет и физические свойства вещества. Иначе бы люди зависимые все время бы срывались от того, что служат литургию, или от того, что причащаются святых Христовых Тайн, и даже тот, кто выбрал для себя нормой алкоголя абсолютный ноль, все равно причащаются и служат, это нормально, естественно. Это просто одно из доказательств всемогущества Божьего, для меня это одно из тех чудес, которые Господь являет нам слабым и малодушным здесь на земле, чтобы явить с одной стороны, свою силу, а с другой стороны, поддержать всех немощных, кто здесь страждет от этого недуга.

Александр Ананьев:

— А то, что Спаситель превращает воду в вино на той самой свадьбе?

Священник Алексей Дудин:

— Это человеколюбивый акт заботы о бедной семье, которая не имела достаточно средств для того, чтобы этого вина купить, необходимого для брачного пира.

Александр Ананьев:

— Неужели брачного пира не получилось бы без вина?

Священник Алексей Дудин:

— Вы знаете, в то время... Это было бы минусом, который негативно бы отозвался на общем фоне радости, на том, что эта бедная семья не смогла принять всех гостей, обеспечить им, как мы уже выяснили в предыдущем нашем разговоре, то самое вино, которое разбавляли и которое по сути было напитком... Мы сейчас пьем кефир, там есть какие-то градусы, полпроцента спирта, соответственно ничего в этом страшного нет. Если в где-то содержится небольшой процент спирта, от этого это вещество не становится ядом сразу. То вино, которое было на браке в Кане Галилейской, немножко отличается от того вина, которое есть в наших магазинах. Хотя в общем и целом это тот пример, на который ссылаются многие желающие выпить и использовать вино для того, чтобы менять свое сознание. Но Господь ничего худого не творил. Господь человеку давал только доброе и полезное. А то, что человек это использует в каких-то других целях. Самый простой пример — не буду называть название этих капель, про них наркоманы все знают — есть глазные капли, которые можно начать вместо того, чтобы капать в глаза, использовать внутривенно, и это становится наркотическим веществом, в аптеке продается.

Александр Ананьев:

— Безумие какое-то.

Священник Алексей Дудин:

— Тем не менее, это безумие в свое время было очень популярным. Еще раз говорю, хорошая, в общем-то, вещь начинает использоваться по-другому назначению, с другой коннотацией, с другим смыслом и соответственно с другими последствиями.

Александр Ананьев:

— Да, и человек доводит себя до состояния полнейшего ада. Алкогольная и наркотическая зависимость это беда, которая разрушает жизнь, семьи, здоровье, и на борьбу с этой бедой направляют силы и Церковь, как рассказывает отец Алексей, и государство. Есть национальный проект «Демография», который в частности направлен на преодоление этой беды, на сохранение здоровья и жизни людей. По всей стране существуют центры здоровья, где можно поговорить со специалистом, наметить путь на здоровую жизнь, может быть, пройти по двенадцати шагам, о которых мы, надеюсь, еще успеем поговорить сегодня, отец Алексей, который у вас в центре реабилитационном практикуется. Адреса можно найти на официальном портале Минздрава России о здоровом образе жизни takzdorovo.ru. И церковных центров помощи людям с зависимостями тоже очень много. В частности, в Гатчинской епархии сектор по противодействию алкоголизму и наркомании.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин у нас в гостях, руководитель социального отдела Гатчинской епархии и священник, который возглавляет сектор по противодействию алкоголизму и наркомании под Санкт-Петербургом. Именно там можно пройти 12 шагов, которые отделяют ад зависимости от нормальной жизни здорового человека без зависимостей, как вы называете их, психически активные вещества. У меня сразу эта пыльная бутылка из Кахетии в голове. Мне самому надо у вас лечиться. Расскажите, что такое эти 12 шагов.

Священник Алексей Дудин:

— 12 шагов — это программа, которая пришла с Запада, но она выстроена на Евангелии. Мы не будем сейчас подробно рассказывать про все двенадцать шагов. Для того чтобы понимать, что это такое, я бы сказал, что это пошаговая реализация притчи о блудном сыне, о человеке, который понял, что он ушел от Отца, он пришел в себя, и первый шаг, когда человек признает собственное бессилие перед этой страстью, что он не может без Отца справиться. Это как раз и есть первый шаг признания собственного бессилия, первая ступень этих 12 шагов, которые пришли к нам как определенная методология, но были наполнены православным содержанием. И, безусловно, когда мы нашим подопечным реабилитантам зачитываем эти шаги, там есть такой термин, ох, как мы его понимаем. Мы сразу говорим, что Бог, как мы, православные христиане Его понимаем, Бог-Троица, Господь Наш Иисус Христос является центром для исцеления человека, является тем Богом, к Которому человек идет. В этом отношении вы спросите: батюшка, как же быть с мусульманами, как быть с теми людьми иноверцами?

Александр Ананьев:

— Я очень громко думаю как раз сейчас об этом.

Священник Алексей Дудин:

— Я услышал даже вашу мысль. Но по сути дела, я вам скажу так, когда человек напился и находится в таком состоянии, он опускает руки и доверяет, он приходит. Мы не насильственно, просто предлагаем и рассказываем, а он, если хочет, это принимает. У нас в центре ни разу не было вопросов в этом отношении. У нас были мусульмане, которые через некоторое время принимали решение о крещении. У нас были люди других религий, но при этом при всем, человек или оставался в рамках уважения той духовной традиции, которая у нас есть, по крайней мере, первые разы человек мог просто приходить на службу в храм, а у нас обязательная служба по воскресеньям, все приходят. Никто не заставит молиться, потому что невольник не богомольник. Но стоять вместе со всеми и обращаться вместе со всеми к Богу, это общая практика. Как правило, человек, который это делает с уважением с молчанием, чувствует ту благодать, которая есть в церкви, живую благодать, и тут нет никаких вопросов. Все мы прекрасно знаем нашего святого Андрея Боголюбского, а, наверное, не все знают, что у него было любимым делом приводить в наши православные храмы иноверцев. Он ставил их в храме, хотя когда-то некоторые люди считали это чем-то нечистым, недопустимым. Он очень многих таким образом обратил. Они действительно чувствуют, что это храм Бога Живаго. То, что происходит на литургии, настолько живо и действенно касается сердца человека, что мы никогда не испытывали проблем от того, что человек другой веры, другой конфессии, других каких-то убеждений. На нашей практике все такие люди становились православными. Я не хочу на этот счет хвастаться, мы их не заставляли ни в коем случае, потому что невозможно стать православным христианином насильно, невозможно никак. Изобразить можно.

Александр Ананьев:

— Из алкоголика трезвенника насильно тоже не сделаешь.

Священник Алексей Дудин:

— Из алкоголика трезвенника насильно не сделаешь, но можно запретить человеку употреблять, можно его поставить в те рамки, где он не сможет найти то вещество. Но он будет либо искать ему аналоги, как делают те, например, наркоманы, которых подшили от тех или иных видов наркотиков, или по какой-то причине они не могут их употреблять. Человек либо будет искать аналоги этих веществ, либо будет деструктивно и худо действовать на всех окружающих его людей. Все, наверное, прекрасно знают, насколько малоэффективно для тех же самых алкоголиков использовать кодировки и подшивки, потому что человек настолько становится осатанелым у себя дома, что многие родственники говорят: лучше бы ты пил. Помимо того, что не решается основная проблема, ведь проблема не в алкоголе, она в той греховной тяге, которую алкоголь в человеке воспитал. Именно работа с этой тягой является основным центром внимания нашей 12-ти шаговой системы.

Александр Ананьев:

— Эта греховная тяга это то, с чем мы рождаемся, или то, что мы приобретаем?

Священник Алексей Дудин:

— Мы рождаемся с семенем греховной тяги, но мы благополучно в нашей жизни развиваем. Дело в том, что страсти присущи всякому человеку. Нет ни одного человека, который бы был абсолютно свят. Един свят в полноте только Господь, все остальные люди, так или иначе причастны к семени тли, к семени греха, но они могут это семя в себе подавлять, потому что страсть по закону действует следующим образом. Если мы поступили не по страсти, против нее, мы справились, страсть становится слабее. Если же мы поступили так, как нам хотелось по страстному нашему помыслу и желанию, то страсть начинает брать над нами большую власть. Они все так развиваются. Правда, есть одна ужасная страсть, про которую стоит нам сказать, потому что она присуща вообще всем зависимым людям, и она единственная по святоотеческому учению нашему православному, в отличие от всех остальных страстей, которые по мере борьбы с ними слабеют, эта страсть становится все сильнее и сильнее. Некоторые святые говорили, она как бешеный пес. И эта страсть — страсть гордости. Представляете, есть такая страсть. Со всеми страстями мы боремся, все страсти у нас потихоньку утихают, если мы идем христианским путем. Но страсть гордыни все время с человеком находится и ставит под удар и под угрозу всю его жизнь. Вы, наверное, знаете огромное количество христианских житий, когда люди глубокой духовной жизни через эту поганую страсть слетали и падали, если по милости Божией они не погибали, вновь вынуждены были начинать всю свою духовную жизнь сначала. Эта страсть всегда лежит в основе всех зависимостей. Я никогда не видел человека зависимого, который не был бы горд. Более того, иногда эта гордость принимает абсолютно безумные формы. Я слышал от некоторых: я ж не алкоголик какой-нибудь, я же наркоман. Действительно, так смешно-смешно, но это звучит.

Александр Ананьев:

— Как тут не вспомнить любимую сцену в фильме «Адвокат дьявола», где дьявол, которого блистательно играет Аль Пачино, ухмыляется и говорит: определенно, любимейшая моя страсть — это гордыня, гордыня это одна из любимейших моих страстей, дословно не помню, но суть передал. Вопрос короткий. Вы же ведете статистику, как бы результаты работы вашего центра. Из десяти прошедших эти 12 шагов при лечении, сколько, десять человек излечиваются?

Священник Алексей Дудин:

— Конечно же, нет. Потому что стопроцентного результата никто не дает. Если мы возьмем светскую статистику обычных клиник, которые используют только медикаментозные варианты лечения, то это или несколько процентов или даже несколько долей процентов. Если это действительно добрый христианский центр, который человеку вместо наркотиков помогает обрести Бога и вернуться к своему Отцу, дай Бог, чтобы это было 50 процентов. То есть половина людей из тех, кто прошел реабилитацию, могут уйти в длительную ремиссию. Часть людей срывается и заходит на новый круг реабилитации, часть людей гибнет в очередном срыве, а часть людей остается отрезанными десятилетиями и даже до конца своих дней, многие из них становятся потом в том числе консультантами по химической зависимости. Все наши консультанты в центре сами прошли этот тяжелый путь.

Александр Ананьев:

— Знают, о чем говорят.

Священник Алексей Дудин:

— Знают, о чем говорят.

Александр Ананьев:

— Как вас можно найти и как к вам можно обратиться?

Священник Алексей Дудин:

— Обратиться к нам проще всего по телефону нашей реабилитационной линии — 8-931-360-20-22. Вам, скорее всего, ответит директор нашего центра, его зовут Эдуард, он уже объяснит, какие у нас условия пребывания в центре, на какую из реабилитационных площадок нам удобнее вас взять, потому что в этом отношении у нас, слава Богу, есть две реабилитационные площадки. Мы знаем, зачастую алкоголизм бывает семейная проблема. На одну площадку реабилитации нельзя брать мужа и жену, а у нас есть возможность взять. Потому что у нас на одной площадке происходит реабилитация и мужчин и женщин, смешанная группа, а на второй площадке чисто мужская реабилитация, в глухом тихом лесу. Туда очень хорошо отправлять, например, солевых наших наркоманов, это такая отдельная тема, не знаю, будем ли мы ее касаться, но самое главное, что такая возможность есть. И если вы действительно хотите это сделать, то вы можете к нам обратиться, при вашем желании у нас есть возможность вам помочь.

Александр Ананьев:

— Последний вопрос, у нас осталось, к сожалению, две минуты. Но у меня есть какое-то большое сомнение. Сомнение в том, что любая страсть это плохо. Как христианин, даже как человек, который надеется однажды стать настоящим христианином, я знаю, что любая страсть это плохо, не важно, какая она. Страсть к вкусной еде, к утке с яблоками, к эклерам, не важно. Но то, что делает человека человеком, причем, человеком интересным, интересным Богу — это же страсть. Я знаю, человека, который испытывает страсть к написанию музыки. Я знаю человека, который испытывает страсть к горам, он не может представить себе своей жизни без того, чтобы не ощутить горный воздух. Я знаю человека, который испытывает самую настоящую страсть к воспитанию детей, к чтению книг, к классической музыке, не важно. Это то, что делает нас разными, увлеченными, страстными, но живыми.

Священник Алексей Дудин:

— В этом отношении, жалко, что у нас остается так мало времени, надо понять, что такое термин «страсть».

Александр Ананьев:

— Страсть это очень просто, я вам объясню. Это то, без чего я жить не могу. То, без чего моя жизнь лишена вкуса, как, знаете, пресный борщ.

Священник Алексей Дудин:

— А если не дай Бог, у этого вашего скалолаза в один момент откажут ноги? Он что, после этого не сможет жить полноценной жизнью? Он не сможет наслаждаться, скажем, той же музыкой? Он не сможет быть вместе со своими детьми, он не сможет молиться Богу? Он не сможет духовно развиваться и быть каким-то интеллектуалом, писать книги, свои заметки? Он, конечно, будет в данном случае ограничен, в это отношении страсть страсти рознь. Если мы говорим о страсти зависимости, то эти страсти поглощают человека всего, они как черная дыра высасывают из человека все тепло его души, все его созидательные силы. Наркоман уже никогда не будет ни выдающимся музыкантом, до определенного момента он, конечно, сможет это делать, потом это будет его поглощать, не будет ни скалолазом, это просто перестанет ему доставлять радость. В этом отношении тот мир, который нас окружает, это один из вариантов проповеди Божией о Самом Господе и о том прекрасном месте, куда мы должны прийти. И любить этот мир, его красоту его музыку, его природу — в этом нет ничего греховного. Сами понимаете, если я, вместо того, чтобы заниматься со своими детьми, буду лазить только по горам, то, наверное, это будет страсть со знаком минус. Если я, вместо того, чтобы молиться Богу, буду только писать музыку и перестану ходить в храм и причащаться, это тоже будет страсть со знаком минус. В этом отношении все должно иметь свою меру, все должно иметь свои границы. И как только это закрывает передо мной две самые главные заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему — это автоматически становится тем, что я должен отсечь от себя любой ценой.

Александр Ананьев:

— Я сразу представляю себе замечательного священника, человека, которым я восхищаюсь, отца Федора Конюхова. Это ж какую страсть надо испытывать, чтобы сесть в утлое суденышко и сказать: я на нем пересеку Тихий океан!

Священник Алексей Дудин:

— Я думаю, что при этом при всем, это пересечение Тихого океана не мешало, а наоборот помогало отцу Федору молиться Богу, соединять свое сердце с Ним, благодарить Его за тот прекрасный мир, который Бог создал. И, познавая этот прекрасный мир, его красоту, сердцем все ближе и ближе становиться к Богу, чувствовать Его любовь, и на эту любовь отвечать своей благодарностью и молитвой.

Александр Ананьев:

— И при этом понимать, что дома оставаться я не могу, меня душа зовет в путешествие. Сложно.

Священник Алексей Дудин:

— Конечно, это сложно, но самое главное здесь человеку, наверное, не потерять Бога. Человек свободен. Если у человека есть любовь к Богу, то он свободен во всем. Но еще раз говорю, любовь к Богу и наркотики и пьянство это вещи несовместимые.

Александр Ананьев:

— На этой оптимистической ноте, к сожалению, закончим наш разговор, потому что в часе всего шестьдесят минут. Но эти шестьдесят минут мы провели с огромным удовольствием и пользой, благодаря настоятелю храма святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области, руководителю социального отдела Гатчинской епархии, человеку, возглавляющему сектор по противодействию алкоголизму и наркомании священнику Алексею Дудину. Спасибо больше, отец Алексей.

Священник Алексей Дудин:

— Спаси Христос.

Александр Ананьев:

— Если вы не успели записать номер телефона, который сообщил отец Алексей, обязательно переслушайте нашу беседу на сайте radiovera.ru. Мы все сохраняем именно для вас. Александр Ананьев. Радио ВЕРА. Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем