29 апреля 2016 года, в Великую Пятницу, на телеканале «Культура» состоится показ оратории «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона, которая была исполнена 30 марта в Крокус Сити Холле. Начало трансляции – в 23:50 по московскому времени.
«Страсти по Матфею» - наиболее часто исполняемое произведение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Честь открытия этого сочинения принадлежит Владимир Федосееву, который дирижировал премьерой, состоявшейся 9 лет назад, 27 марта 2007 года в Большом зале Московской государственной консерватории. Тогда произведение было исполнено Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, сводным хором, ведущими солистами оперной сцены под управлением прославленного дирижера. На концерте присутствовали приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и митрополит (ныне Святейший Патриарх) Кирилл.
С тех пор произведение стало, вероятно, самым исполняемым музыкальным сочинением ныне живущего российского композитора: оно было исполнено более 80 раз во многих городах России, а также в Австралии, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Казахстане, Канаде, Литве, Македонии, Молдавии, Польше, Сербии, США, Турции, Украине, Швейцарии, Эстонии, Японии. Все концерты неизменно завершались восторженными овациями публики.
На музыку «Страстей по Матфею» режиссером Павлом Лунгиным был создан художественный фильм «Дирижер», с успехом показанный в российских и зарубежных кинотеатрах, завоевавший приз Шанхайского кинофестиваля.
Ежегодно, особенно в период Великого поста, в разных городах России и за рубежом это произведение исполняется ведущими хоровыми и оркестровыми коллективами.
Одно из последних исполнений состоялось 30 января сего года в токийском зале Хамарикю Асахи. В концерте принимали участие хор и оркестр под руководством молодого дирижёра Син Ватанабэ. Как сообщил г-н Ватанабэ, он был очень заинтересован «Страстями по Матфею» с 2010 года: «В очередной раз приехав в Москву, я купил диск, прослушал это произведение и был потрясён её выразительным музыкальным языком. В ней хрустальная чистота классических гармоний Баха переплелась с современным ладо-гармоническим языком и строгой мощью русских православных песнопений. С тех пор мысль об исполнении оратории в Японии меня не покидала».
В настоящем концерте в Крокус-сити-холле представлена вторая версия произведения, рассчитанная на светскую и молодежную аудиторию.
Отзывы
Меня увлекла идея единения духовного и единства культур. Что касается самого произведения, то мне хотелось бы сказать о своевременности появления подобной сценической мистерии как некой своеобразной формы, хотя «Страсти по Матфею» владыки Илариона можно назвать преемственными по отношению к музыке других жанров.
Когда я приступил к работе над партитурой, то понял, что в ней много замечательных страниц, страниц, наполненных духовностью. Да тут все страницы прекрасны! Эта музыка проникает в душу любого человека. Мне эта музыка близка по духу, по мелодике, по состоянию, по восприятию, по всему! Это мне близко, поскольку я русский человек и верую в Бога.
Владимир Федосеев,
главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра
*
Весь свой талант, все мастерство и духовный опыт автор принес к подножию Креста Христова. «Страсти по Матфею» являются знаковым произведением современного музыкального искусства, знаменующим поворот, обращение от внешнего к внутреннему, от бесконечных мучительных поисков самовыражения к тихому глубинному созерцанию подлинной духовной реальности.
Все произведение проникнуто невыразимой красотой и пленяет с первых аккордов, не отпуская внимания, ведя за собою к грандиозному, как приношение всех веков и музыкальных традиций Богу, финалу.
Работая с хором и впоследствии присутствуя на общих репетициях, я ощущал состояние потрясения и одновременно тихой чистой радости.
От многих оркестрантов и певцов я слышал похожие комментарии: наконец-то мы исполняем здоровую музыку. Музыку, которая не теребит и без того уставшую душу, а ведет ее по пути богопознания, по бесконечному пути памяти первого открытия Божьего мира, пути узнавания и приобщения к до боли знакомому и всегда новому миру чистой гармонии.
Алексей Пузаков,
художественный руководитель Московского синодального хора
*
С нескрываемым волнением шел я на первое исполнение «Страстей по Матфею» епископа Илариона (Алфеева), однако накал переживаний от услышанного превзошел все ожидания. Быть может, мне просто близка оказалась эта музыка: и по стилю, и по характеру высказывания, но, если судить по реакции публики, когда до предела заполненный Большой Зал Московской Консерватории в благоговейном безмолвии на протяжении более двух часов внимал этим проникновенным звукам, чтобы в конце взорваться в едином порыве восторженных рукоплесканий, - если судить по этому, - то мои чувства разделяли многие, находящиеся в зале.
В чем же секрет столь редкого единодушного приема этого нового сочинения, написанного не просто нашим современником, но и человеком, облеченным в высокий духовной сан, обладающим огромным не только художественным, но и духовным опытом? На мой взгляд, в глубоко личностном отношении к повествуемым событиям, связанным с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Сила этой музыки – в способности заставить людей сопереживать страданиям Христа так, как ощущает их сам автор этой духовной оратории, который посредством музыкальных звуков доносит до своих слушателей собственный духовный опыт, заставляя их стать немыми свидетелями тех страшных Евангельских событий.
Музыка эта современна в первую очередь потому, что близка многим слушателям, она направлена в глубь их души, пробуждает их сердца, взывает к совести и разуму, объединяет их великой «Пиетой» сострадания мукам Спасителя. Невозможно без слез и трепета слышать это изложенное дивными музыкальными звуками всем с детства знакомое трогательное повествование, зримо представлять образы тех далеких событий, которые словно бы происходят в настоящее время, чудесной силой музыки как будто бы приблизившись к нам. Музыкальные аллюзии баховской образно-интонационной сферы, в сочетании с православными песнопениями складываются здесь в стройную стилистическую систему, остро современную и в то же время вполне индивидуальную по характеру, в которой учтен и многосоставной слуховой опыт современного человека, и выражены самые глубокие и возвышенные чувства. Поэтому музыка эта становится своего рода мостом, связывающим столетия и культуры: обращенная к современному человеку она затрагивает глубинные пласты его духовной памяти, обостряет его внутреннее видение, способность проникать сквозь толщу времен и дает возможность ощутить свою принадлежность к человечеству в целом, ощутить связь со всеми ушедшими поколениями, почувствовать себя как создание Божие. Музыка эта универсальна и всечеловечна: она доступна всем людям без разграничения национальности, без разграничения конфессий. Такое небывалое духовное воздействие музыки никого не может оставить равнодушным, и только греховное чувство гордыни может вызвать какие-либо отрицательные эмоции по отношению к ней.
По широте своего воздействия, по новизне музыкального языка, по глубине духовного содержания, «Страсти по Матфею» Епископа Илариона, безусловно, новаторское произведение, не имеющего себе аналогов в отечественной музыкальной литературе.
Антон Висков,
член Союза композиторов России
*
Мы безумно благодарны владыке Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения. Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. Я очень рад самому факту появления нового произведения, смелости и той внутренней, духовной и интонационной чистоте, с которой владыка Иларион воплотил этот замысел.
И музыка, и религия – одной природы. Обе эти сферы помогают человеку познать мир. И очень радостно, что владыка Иларион соединил это. И то, что он нашел смелость, волю вернуться к музыке, вызывает восхищение. Причем вернуться на серьезном уровне, создав такое абсолютно качественное произведение от первого до последнего звука. Это титанический труд! В своем роде это получилось совершенное произведение. И нам очень радостно, что здесь он продемонстрировал великолепное мастерство и выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория.
Александр Кобляков,
декан композиторского факультета Московской консерватории
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия