Для православного христианина борьба со страстями—состояние привычное, фактически постоянное. Страсть — это грех, ставший привычкой. Некоторые грехи мы называем зависимостями — зависимости химические, скверные привычки, такие, как курение или пьянство, зависимости эмоциональные, социальные, имя им — легион. А еще грехи-зависимости похожи на тараканов: где одна, там и много. Однако мне, похоже, удалось победить одну неприятную страсть, ставшую самой настоящей зависимостью.
Как частенько вспоминают мои друзья, я была великий острослов. Точнее, сквернослов, использующий замысловатые лексические конструкции по любому поводу. Я не стеснялась ругаться практически нигде, разве что учеников и студентов щадила, но только потому, что боялась увольнения за использование ненормативной лексики. Я не просто великолепно владела, так сказать, предметом, но и хорошо знала историю русского мата со всеми этимологическими нюансами. И это создавало дополнительное препятствие для отказа от привычки сквернословить, потому, что не так-то просто отказаться от предмета или занятия, в котором чувствуешь себя практически экспертом.
Однако бранная лексика не может не создавать проблем тому, кто ее использует. Сначала меня довольно резко одернула подруга, когда я явно нецензурно перешутила, да еще и невпопад. Разгорелся острый конфликт, но его удалось погасить, и я продолжила ругаться, как ни в чем не бывало. Затем я подумала, что интеллигентному человеку выражаться некомильфо, и дала себе обязательство за каждое матерное слово снимать с карточки по две тысячи рублей и отдавать хоть на храм, хоть нищему на вокзале. Главное не иметь возможности вернуть эту сумму обратно. Я довольно болезненно пережила невозможность приобрести вон ту милую сумочку и вон те изящные туфельки, но со временем забыла о собственном обещании и все продолжилось.
Так бы я самовыражалась и по сей день, пока однажды совершенно случайно не услышала одну из своих фирменных многоэтажных конструкций...из уст восьмилетнего сына. И мне стало по-настоящему страшно. Страшно настолько, что пришлось задуматься: а почему я вообще ругаюсь? Разве это мне как-то помогает в жизни? Является каким-то моим неотъемлемым качеством? Нет. Я заглянула в себя и поняла, что ругаюсь только потому, что я...беззащитна.
У ежа есть колючки, у тигра когти и физическая сила, а я не чувствую себя защищенной. Поэтому практически всю жизнь только и делаю, что обороняюсь. Даже если никто не нападает, проще сразу выставить защиту, чем после зализывать раны. Только вот беда: защита в виде острых словечек плохо работает. Все равно чувствуешь себя рыбой, выброшенной на лед, разве что ядовитой, как фугу или крылатка. Но мне нужна защита. И я начала молиться, просить Бога, чтобы он научил меня держать оборону. Помощь пришла не в тот же миг, но она пришла.
Прошло какое-то время, и до меня внезапно дошло, что никакой новой защиты мне не нужно. Потому, что моя защита со мной была, есть и будет всегда. Более того, я всегда была в безопасности, но била ложную тревогу, потому, что забыла...что Бог меня любит и бережет всю мою жизнь. Именно Его любовь, а не грозное словесное оружие создает в моей жизни ощущение базовой безопасности. Теперь, когда я эту любовь осознала, мне даже не так важно, могут ли на меня напасть — я неуязвима. И больше не нужно ругаться, ни грубо, ни токсично-интеллигентски.
Я не беру на себя смелость утверждать, что больше ни разу в жизни не выругаюсь, это было бы самонадеянно. Однако, начало положено. Ведь Бог нас в обиду не даст.
Все выпуски программы Частное мнение
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.