
Фото: PxHere
Каждому, пожалуй, знакомо имя Сэмюэла Морзе — американского изобретателя электромагнитного телеграфа. Аппарат Морзе и его знаменитая азбука — «точка, тире» — получили широкое распространение по всему миру. На этом фоне до сих пор для большинства остаётся в тени один весьма любопытный факт: Морзе лишь придумал наиболее простой и удобный способ передачи информации. Однако американец вовсе не был первооткрывателем телеграфа. Первый в мире электромагнитный телеграфный аппарат был изобретен... в России! Его сконструировал в 1828 году отечественный изобретатель барон Павел Львович Шиллинг.
На создание телеграфного аппарата Павла Львовича вдохновили теоретические исследования о передаче информации на расстояние с помощью электричества датского учёного Ханса Эрстеда и французского физика Андре Ампера. Ампер, в частности, рассуждал о конструкции, в которой количество электрических проводников было бы равно числу букв в алфавите. Шиллинг счёл этот вариант неподходящим — такой аппарат был бы громоздким и сложным в использовании. И сконструировал более удобное устройство, которое передавало сообщения с помощью чёрных и белых клавиш. Вот почему по виду телеграфный аппарат Шиллинга чем-то напоминал фортепианную клавиатуру, только гораздо меньших размеров.
Публичная демонстрация изобретения состоялась в Санкт-Петербурге 21 октября 1832 года — за 12 лет до того, как Морзе отправил свою первую телеграмму. В доме по адресу: Марсово поле, 7 Шиллинг снял для своего мероприятия целый этаж. Несколько десятков человек стали изумлёнными свидетелями настоящего технического чуда. Вот как писал о событии академик Карл Максимович Бэр: «В Санкт-Петербурге есть средства... из запертого покоя, сквозь самую стену, без помощи письмен или голоса, сообщать свои мысли в другие пространства того же дома или даже на гораздо большие расстояния», — сообщал он в докладе Петербургской Академии наук. События того дня восстановил современный историк, кандидат технических наук Дмитрий Ларин. По его описанию, передатчик был установлен на одном конце этажа, а приёмник — на расстоянии чуть более ста метров, в рабочем кабинете Шиллинга. Павел Львович лично принял первую телеграмму и слово в слово зачитал её присутствующим. Интерес петербуржцев к изобретению оказался велик. Поток посетителей увеличивался, и Шиллинг ещё на 2 месяца — до Рождества Христова — продлил демонстрацию работы телеграфа.
Об изобретении русского учёного узнала мировая общественность. Шиллинг даже получил письмо из Англии с предложением продать своё открытие британскому правительству. Павел Львович отказался. Изобретение должно сначала принести пользу Отечеству, считал он. Действительно, в скором времени было решено использовать телеграф для государственных нужд. После успешных испытаний Павел Шиллинг начал проектировать телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом. Однако изобретатель скончался, не завершив эту работу. Дело Шиллинга продолжил физик Борис Якоби. Он писал о своём учителе: «Имя его не может быть забыто в истории изобретений, да оно и не будет забыто, ибо распространение электрического телеграфа послужит памятником его неутомимой деятельности».
Все выпуски программы Открываем историю
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







