Священник Иоанн,сидя за низким деревянным столиком, набрасывал тезисы завтрашней проповеди. Он служил в московском храме Рождества Христова в Измайлове. Завтра будет праздничная Литургия, и его слово, обращённое после службы к прихожанам, должно быть особенным: проникновенным и сильным. Отец Иоанн хотел поговорить с людьми о любви к ближнему, о том, что нельзя равнодушно проходить мимо чужой нужды и быть глухими к тем, кто просит о помощи...
Мысли священника текли легко на лист бумаги, одна за другой ложились ровные строчки. Он просидел над проповедью до позднего вечера. Несколько раз в дверь стучали, но отец Иоанн был так увлечён работой, что просто не смог открыть.
...Ранним утром, когда отец Иоанн запирал дверь своей комнаты, чтобы пойти на службу в храм, кто-то тронул его за плечо. Это оказалась соседка по коммунальной квартире в Большом КозИхинском переулке, где он уже несколько лет жил. Женщина смущённо проговорила:
— Батюшка, Вас, наверное, вчера дома не было? Я несколько раз стучала — хотела занять у вас копеечку, а то хлеба купить не на что...
Отец Иоанн почувствовал, как щёки его запылали. Подумать только! Бедная женщина стояла у его дверей, чтобы попросить кусок хлеба, а он в это время писал высокие слова о любви к ближнему!
Отец Иоанн протянул женщине крупную купюру и категорически запретил возвращать долг. Однако проповедь о любви этим утром в храме так и не прозвучала. Священник посчитал себя недостойным произносить её после того, как сам, пусть и невольно, пренебрёг чужою нуждой.
Этот урок отец Иоанн запомнил на всю жизнь. Не забывал он его и в Псково-Печёрском монастыре, где поселился после принятия монашеского пострига. Люди не знали батюшки, более внимательного и чуткого к их проблемам, бедам и заботам, чем старец Иоанн (Крестьянкин). А он говорил: «Сердце христианина должно гореть любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце чёрство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то омрачённое холодностью, оно становится равнодушным и к Богу. А без любви к Богу не может быть христианина».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер