Однажды я приехала в Оптину Пустынь не в самом лучшем состоянии: пережив ряд потерь, вдруг осознала, что не понимаю, куда идти, в какую сторону направить жизненный путь. Для человека решительного это состояние беспомощности очень мучительно.
Стояла на вечерней службе, пыталась собраться с мыслями. Вдруг по толпе молящихся паломниц пронесся шепот: «отец Антоний вышел, отец Антоний!» Из алтаря вышел исповедовать высокий седой иеромонах. Надо сказать, что от разных людей я уже слышала рассказы о встречах с ним. В среде постоянных оптинских прихожан отца Антония называют старцем.
Незаметно для себя я оказалась в толпе тех, кто стремился попасть к нему на исповедь. Но не тут-то было: люди стояли около аналоя подолгу, а некоторые ещё и обратно возвращались, вспомнив что-либо. Так продолжалось три дня: только отец Антоний выходил из алтаря — сразу народ набегал так, что не пробиться. И я решила оставить попытки исповедаться именно у него.
Часто замечаю, что Господь посылает то, чего хотелось бы, в момент, когда успокаиваешься, и перестаешь всю свою горячность на это направлять. Так произошло и в тот день, перед самым моим отъездом из монастыря.
Закончилась Полунощница, и Часы с Евангелиями, я уже собиралась уходить, но помешал складной стульчик, который как раз складываться никак и не хотел. Стою, борюсь: ломаю упрямый стул об коленку, пыхчу. В таком комичном виде отец Антоний меня и застал. Поднимаю голову — и вижу: он выходит из алтаря на исповедь. Народ все так же бежит к нему, но меньше людей сегодня. А я смутилась: точно ли мои проблемы настолько неразрешимы, чтобы о них у такого человека спрашивать. Решила, что нет — вздохнула и понесла стульчик к свечной лавке, откуда взяла.
Уже на выходе из храма спохватилась: ведь куртка моя осталась на подоконнике, прямо рядом с местом, где старец сейчас исповедует. Пошла забирать, стараясь незаметно проскользнуть. Вдруг какая-то женщина из очереди меня остановила: вы на исповедь? Я от растерянности буквально нечленораздельно мычать начала, а она предложила: идите вместо меня, я что-то засомневалась. И я встала на её место.
Мысли все повылетали из головы. Молюсь, и решаю только исповедаться, никаких советов для себя не спрашивать, если старец что-нибудь захочет мне сказать, то скажет. Украдкой наблюдаю за теми, кто подходит к аналою. Вот женщина с двумя малышами-близнецами, отец Антоний отворачивается за аналой, достаёт мешок конфет, и прямо в капюшоны им насыпает. Улыбаюсь про себя и думаю: эх, у меня ведь тоже капюшон имеется, сказать ему об этом что ли?
Наступает моя очередь, подхожу к месту исповеди. Старец смотрит на меня внимательно и строго, но молчит. Робко спрашиваю:
— Можно прочту из заметок в телефоне? — он так же молча кивает, и я быстро начинаю читать.
Вместо разрешительной молитвы, старец даёт мне книжку со словами: «глава 18, прочти всю целиком».
— А дальше, отче?
— И подходи ко мне снова.
Отхожу в сторонку, открываю, а там ответ на вопрос, с которым я в Оптину ехала. Достаю телефон, начинаю фотографировать страницы, чтобы не забыть, и про себя думаю: прямо сейчас происходит чудо, никаких вопросов ведь задано не было! Закрываю книгу, возвращаюсь обратно, под внимательный взор отца Антония.
Он снова внимательно смотрит на меня, отрывисто произносит: «еще есть вопросы?» — и я начинаю ему ситуацию пересказывать, мол, растолкую, с чем приехала. Он открывает опять эту же книгу: «читай следующую главу, до закладки». А там — примеры к предыдущей, чтоб мне неразумной стало очевидно, что к чему. Снова подхожу к нему: «всё поняла, отче!» Отец Антоний читает разрешительную молитву. И ... достаёт из того самого мешка, на который я смотрела и о содержимом которого помышляла, большущую шоколадку! И даёт мне!
Я отшла от исповеди в каком-то полусне, в голове мысль: ни о чем не переживай, Бог всегда позаботится о тебе, только доверься Ему!
Дивны дела твои, Господи: и в большом, и в малом!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.