
Нина Юркова
Однажды я приехала в Оптину Пустынь не в самом лучшем состоянии: пережив ряд потерь, вдруг осознала, что не понимаю, куда идти, в какую сторону направить жизненный путь. Для человека решительного это состояние беспомощности очень мучительно.
Стояла на вечерней службе, пыталась собраться с мыслями. Вдруг по толпе молящихся паломниц пронесся шепот: «отец Антоний вышел, отец Антоний!» Из алтаря вышел исповедовать высокий седой иеромонах. Надо сказать, что от разных людей я уже слышала рассказы о встречах с ним. В среде постоянных оптинских прихожан отца Антония называют старцем.
Незаметно для себя я оказалась в толпе тех, кто стремился попасть к нему на исповедь. Но не тут-то было: люди стояли около аналоя подолгу, а некоторые ещё и обратно возвращались, вспомнив что-либо. Так продолжалось три дня: только отец Антоний выходил из алтаря — сразу народ набегал так, что не пробиться. И я решила оставить попытки исповедаться именно у него.
Часто замечаю, что Господь посылает то, чего хотелось бы, в момент, когда успокаиваешься, и перестаешь всю свою горячность на это направлять. Так произошло и в тот день, перед самым моим отъездом из монастыря.
Закончилась Полунощница, и Часы с Евангелиями, я уже собиралась уходить, но помешал складной стульчик, который как раз складываться никак и не хотел. Стою, борюсь: ломаю упрямый стул об коленку, пыхчу. В таком комичном виде отец Антоний меня и застал. Поднимаю голову — и вижу: он выходит из алтаря на исповедь. Народ все так же бежит к нему, но меньше людей сегодня. А я смутилась: точно ли мои проблемы настолько неразрешимы, чтобы о них у такого человека спрашивать. Решила, что нет — вздохнула и понесла стульчик к свечной лавке, откуда взяла.
Уже на выходе из храма спохватилась: ведь куртка моя осталась на подоконнике, прямо рядом с местом, где старец сейчас исповедует. Пошла забирать, стараясь незаметно проскользнуть. Вдруг какая-то женщина из очереди меня остановила: вы на исповедь? Я от растерянности буквально нечленораздельно мычать начала, а она предложила: идите вместо меня, я что-то засомневалась. И я встала на её место.
Мысли все повылетали из головы. Молюсь, и решаю только исповедаться, никаких советов для себя не спрашивать, если старец что-нибудь захочет мне сказать, то скажет. Украдкой наблюдаю за теми, кто подходит к аналою. Вот женщина с двумя малышами-близнецами, отец Антоний отворачивается за аналой, достаёт мешок конфет, и прямо в капюшоны им насыпает. Улыбаюсь про себя и думаю: эх, у меня ведь тоже капюшон имеется, сказать ему об этом что ли?
Наступает моя очередь, подхожу к месту исповеди. Старец смотрит на меня внимательно и строго, но молчит. Робко спрашиваю:
— Можно прочту из заметок в телефоне? — он так же молча кивает, и я быстро начинаю читать.
Вместо разрешительной молитвы, старец даёт мне книжку со словами: «глава 18, прочти всю целиком».
— А дальше, отче?
— И подходи ко мне снова.
Отхожу в сторонку, открываю, а там ответ на вопрос, с которым я в Оптину ехала. Достаю телефон, начинаю фотографировать страницы, чтобы не забыть, и про себя думаю: прямо сейчас происходит чудо, никаких вопросов ведь задано не было! Закрываю книгу, возвращаюсь обратно, под внимательный взор отца Антония.
Он снова внимательно смотрит на меня, отрывисто произносит: «еще есть вопросы?» — и я начинаю ему ситуацию пересказывать, мол, растолкую, с чем приехала. Он открывает опять эту же книгу: «читай следующую главу, до закладки». А там — примеры к предыдущей, чтоб мне неразумной стало очевидно, что к чему. Снова подхожу к нему: «всё поняла, отче!» Отец Антоний читает разрешительную молитву. И ... достаёт из того самого мешка, на который я смотрела и о содержимом которого помышляла, большущую шоколадку! И даёт мне!
Я отшла от исповеди в каком-то полусне, в голове мысль: ни о чем не переживай, Бог всегда позаботится о тебе, только доверься Ему!
Дивны дела твои, Господи: и в большом, и в малом!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема