
Это случилось в стародавние времена, когда школы в Испании были большой редкостью.
Объявился в Пиренейских горах гном с длинной, седой бородой, и открыл в пещере бесплатную школу. Только у него было условие: в конце года он одного ученика должен был оставлять у себя под землёй.
И хотя крестьяне понимали, что таким образом гномы решили обзавестись бесплатными рабами, тем не менее, некоторые из них отдали в школу своих детей. Ведь каждый надеялся, что злая участь постигнет не его ребёнка, зато со знанием латыни, математики, астрономии и других наук выходец из бедной семьи сможет найти хорошую должность.
Целый год крестьянские мальчишки учились в школе гнома, и заранее трепетали от страха. Дети знали, что злой учитель оставит в пещере того, кто будет самым последним выходить из дверей школы. Поэтому в свободное время мальчики тренировались бегать наперегонки и распихивать друг друга локтями.
Лишь один из учеников — его звали Рикардо—казалось, ни о чём не волновался и не участвовал в шумных состязаниях.
— Неужели ты хочешь до конца дней быть рабом гномов и добывать драгоценные камни под землёй?— спросил его товарищ.
— Сила — не в острых локтях, а в знаниях, — ответил Рикардо. —Я постараюсь придумать, как бы перехитрить гнома и надеюсь на быстроту своего ума.
И вот наступил день выпуска из школы.
—Я пойду последним при условии, если вы дождётесь полудня, и только тогда начнёте выходить из пещеры,—сказал Рикардо своим товарищам.
Ученики обрадовались. Они дождались полудня и начали чинно, один за другим выходить из пещеры.
Дверь была такой узкой, что в неё мог протиснуться только один человек. Возле выхода стоял гном и говорил каждому ученику: «Останься!»
«Пусть остаётся следующий!» — отвечал ученик и опрометью выбегал на улицу. Наконец, очередь дошла до самого последнего из детей — это был Рикардо.
Как раз в этот момент солнце встало прямо перед выходом из пещеры, и тень мальчика лежала на полу так, что казалось, за ним идёт ещё кто-то. Этим-то Рикардо и воспользовался.
—Останься! —приказал ему гном.
— Пусть остаётся следующий, —крикнул Рикардои что было духу вылетел из пещеры.
Гном хотел схватить того, что шёл следом за Рикардо, но это была лишь тень. Смышлёный мальчик не терял в школе время даром и придумал, как на практике применить свои знания о небесных светилах.
От расстройства, что кто-то сумел его перехитрить, гном закрыл свою пещерную школу и больше в горах не появлялся.
Да это и к лучшему. Вскоре в Испании повсюду стали открываться школы, и учителем в одной из них стал наш Рикардо.
(по мотивам испанской народной сказки)
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема