
У нас в гостях был режиссер театра и кино, художественный руководитель театра Модерн Юрий Грымов.
Мы говорили о новом спектакле нашего гостя «Петр Первый» из трилогии «Антихрист и Христос».
Ведущий: Константин Мацан
К.Мацан:
- «Светлый вечер» на радио «Вера».
Здравствуйте, уважаемые друзья!
У микрофона – Константин Мацан.
В гостях у нас сегодня Юрий Грымов – режиссёр, продюсер, художественный руководитель театра «Модерн».
Добрый вечер!
Ю.Грымов:
- Добрый вечер!
К.Мацан:
- Уже не первый раз Вы у нас в студии, далеко не первый! Хорошая традиция! Мы встречаемся, в связи с премьерами, как правило. И вот – очередная новая постановка в театре «Модерн» – спектакль «Пётр».
Поздравляю Вас с премьерой!
Ю.Грымов:
- Спасибо! Но… для меня премьера – это когда приходит зритель. Ну, тот, кто покупает билеты. Вот, это – премьера.
То, что, по традиции, мы делаем спектакль с таким тёплым названием «для пап и мам», хотя я не могу никогда отследить, папы и мамы ли там, это, вообще, на самом деле, принципиальная вещь.
«Дуракам полработы не показывают» – раз. Ну, я говорю в кавычках, но понятно, да?
К.Мацан:
- Ну, понятно – есть такое выражение.
Ю.Грымов:
- Да. Это… показ идёт первый раз на… знаете, как… эксперимент на живых людях. Но они, принципиально, должны быть – папы и мамы. Ну, вот, совсем плотный круг, совсем свой.
Это нужно не мне. Это нужно артистам. Но… тоже опыт показал… наверное, я откажусь, скажу честно, от спектакля для пап и мам – за неделю… там… за пять дней до официальной премьеры, и прессы, и зрителей…
К.Мацан:
- Почему?
Ю.Грымов:
- Ну, меняются люди… это не плохо и не хорошо… они – меняются. И я замечаю, что иногда приглашают не близкий круг, хотя об этом сто раз я говорю актёрам… там… администрации. Я говорю: «Ну… давайте… нет же цели собрать людей. Есть цель – поделиться теплом актёрам… именно – вниманием».
Например… реальный случай. Мы же с Вами честно всегда… сколько раз... приходим сюда, и, надеюсь, будем приходить… Спектакль, вот, только закончился… прям вот… вот… ещё даже… но уже всё – занавес. И я выхожу в фойе, и иду уже… чтобы на поклон – через фойе. И выходит молодой человек – лет тридцати пяти.
Я говорю: «А Вы не хотите похлопать? Ребятам будет приятно», – понимаете, да, про что я говорю?
К.Мацан:
- Да.
Ю.Грымов:
- Не… это – зритель, который купил билет. Он может встать – и уйти. Я не очень понимаю, как это во время спектакля делают… ну… слава Богу, такого нет. Но после… у нас есть договор, согласны? Человек купил билет, он купил… цинично говорю… услугу – правильно, да? Надеюсь, что эта услуга – приятна, это удовольствие, познание себя… ну… о театре можно часами говорить. Но, когда происходят такие вещи – мне странно. Потому, что артистам надо сегодня – любви. Они – уставшие… и я вчера это почувствовал, что – устали. Спектакль, как Вы понимаете… вообще, любой спектакль – это непросто. Это – не «ля-ля-ля… жу-жу-жу…», понимаете? Это – не какой-то лёгкий водевильчик. Хотя, и водевильчик надо уметь играть.
Вот, поэтому… я доволен вот этим предварительным показом… как мы это называем, «для пап и мам». Но я и до этого был доволен актёрскими работами, темой, которую мы подняли – для меня это важно. Я доволен, что в театре «Модерн» появился ещё один спектакль, который является украшением репертуара. Я это воспринимаю… и многие зрители сегодня воспринимают, именно, театр «Модерн» – целиком. Понимаете, да? И я, как режиссёр, никогда не делаю выводы о режиссёре… знаете… есть даже такая традиция: если вы видите дебют режиссёра, посмотрите его вторую, третью картину.
К.Мацан:
- Да.
Ю.Грымов:
- Вы понимаете, о чём я говорю – бывает всё… всё закончилось.
К.Мацан:
- Да. А бывает – наоборот. Человеку нужно раскрыться…
Ю.Грымов:
- Бывает, расцветает… бывает, на третий… там… пятый… бывает, человек, вообще, снял десять картин, и вообще – ничего… а потом… и в театре, кстати, такое чаще встречается. Потому, что в театре – быстрее всё. В театре – всё сложнее, конечно, чем в кино. Театр – сложнее… производство и дело… чем в кино… сложнее.
Вот, поэтому…
К.Мацан:
- Серьёзно?
Ю.Грымов:
- Конечно.
К.Мацан:
- Почему так?
Ю.Грымов:
- Кино… кино – это легко… Кино – это легко. Потому, что у вас слишком много есть штучек, инструментов… ну, в самое…
К.Мацан:
- Если что – потом смонтируем и переозвучим…
Ю.Грымов:
- Да, переозвучим, переснимем… артиста спиной поставим, напишем новый текст… ну, масса всего… сам дизайн…
К.Мацан:
- Понятно…
Ю.Грымов:
- Ну, вообще… кино… кино… и, тем более, сегодняшнее кино – это, вообще, примитив. Я не люблю сегодняшнее отечественное кино, не люблю… сегодняшнее, сегодняшнее… вот… да и мировое кино стагнирует.
А театр – это… ну… древнейший вид искусства. Там… Китай, IV век… поэтому, это серьёзная история. И это никуда не девается. Это никуда не девается, и режиссёр, я считаю, что должен видеть спектакль в законченном виде. В законченном виде.
Это не значит, что вы должны понимать, какие у кого – пуговицы. Это – не важно. Вы должны понимать, что вы рассказываете. И, вообще, на самом деле… я, для себя, сделал такой вывод, и актёры это знают: если я, как режиссёр-постановщик Юрий Грымов, не могу сформировать идею, в виде одного слова… одного слова, или двух… значит, тогда я ещё не готов.
Вот, если мы говорим про сегодняшнюю премьеру театра «Модерн» «Пётр Первый», из трилогии «Антихрист и Христос», то для меня это… вот, Вы уже видели, Вам будет более понятно, чем, может быть, радиослушателям… я бы так сказал бы Вам… и я сказал артистам до репетиции это: «Пётр один».
К.Мацан:
- Интересно!
Ю.Грымов:
- Словами. Понимаете, да? Один. Не палочкой, не цифиркой. Пётр – один. Вот, об этом я ставил спектакль «Пётр Первый». Не говоря о том, что это конфликт – антихрист… Христос… ну, это – мы поговорим…
К.Мацан:
- Ну, вот, давайте, как раз, поговорим. Я помню, что, когда несколько месяцев назад, мы с Вами встречались, и тогда Вы тоже говорили о планах делать эту трилогию, и приступать к репетициям этого спектакля… тогда Вы даже оговаривались, что спектакль… в задумке… если я не путаю… там нет в названии даже «Пётр Первый», там просто было слово «Пётр», имя Пётр…
Ю.Грымов:
- Так и есть.
К.Мацан:
- А сейчас, всё-таки, спектакль называется «Пётр Первый»…
Ю.Грымов:
- Нет-нет… спектакль называется «Пётр». Смотрите… здесь есть некая хитрость.
Мы живём во время идентификации вас в Интернете – я сейчас не иронизирую…
К.Мацан:
- Да… да…
Ю.Грымов:
- … этим надо тоже пользоваться. Поэтому, мы сейчас называем словесно, и кое-где пишем даже на сайте «Пётр Первый». Когда появится вся трилогия, то будет – три спектакля, где будут одни имена: «Пётр», «Леонардо» ( он же – «Леонардо да Винчи» ) и «Иуда». То есть, имена мужские. А пока – «Пётр Первый», для идентификации в Интернете, чтоб никого не путать. Но мне слово «Пётр» нравится больше – оно шире. Я, по Вашим глазам, вижу – да, я и туда намекаю тоже… про этого Петра… про другого Петра, да.
К.Мацан:
- Но… тогда… раз по глазам видите… расскажите об этом чуть подробнее. Потому, что… спрашиваю потому, что… ну… те, кто придут в театр узнают, и мы об этом сейчас говорим, что, конечно, это спектакль про… сюжетно… про Петра Первого – про эпоху, вот… того…
Ю.Грымов:
- … становление…
К.Мацан:
- … да… тот период нашей истории. И там – исторические действующие лица – Шереметев, Меньшиков, женщины Петра, да…
Ю.Грымов:
- Екатерина, да…
К.Мацан:
- … его сын Алексей… раскольники… и так далее. Вот. А где тогда, для Вас, там прошит апостол Пётр?
Ю.Грымов:
- Он прошит невпрямую. Я говорю… когда я говорю «апостол Пётр», и говорю, что – «Пётр»… и это имя… мы сейчас выйдем на улицу, и встретим какого-нибудь мальчика Петра, правильно? «Как тебя зовут?», и он говорит: «Я – Пётр».
Но за этим же стоит очень много. За этим же стоит и наше отношение, и ответственность, и знание. Да? То есть… там… и религиозное какое-то знание, и историческое знание.
А, вообще, театр – это искусство обобщения. Я не думаю, что я могу сказать, где там апостол… но он – рядом. По одной простой причине, что вот эта грань перехода границы от антихриста до Христа… перебежка… вот, сейчас же… Почему я поставил спектакль? Ну, сейчас же все бегают… Давайте, включим Интернет, и посмотрим, что происходит. Все – бегают… оттуда – туда. А многие – перебежали на сторону антихриста, и остались. Они даже не замечают!
Вот, Вы сегодня, за день, перейдёте границу, и Вы скажете: «Ой, чего-то я перешёл…» Что Вы сделаете? Вы – вернётесь обратно, и себя осудите: «Ой, чего-то я погорячился… я не туда пошёл…» А многие – остались уже там, и там существуют. И даже себя уже не оправдывают в том, что они там, и почему. Они уже привыкли.
Вот. Поэтому, я считаю, что… есть третий слой, второй – без этого нельзя.
И, вот… Вы видели спектакль, на этом прогоне, и… наверное, на следующий день Вы проснулись – что-то же у Вас остаётся? Что-то в голове возвращается… что-то Вы прокручиваете… или отпечаталась у Вас в сознании даже какая-то сцена… ну, я имею в виду, эстетическая…
К.Мацан:
- Да…
Ю.Грымов:
- Вы почувствовали какой-то этический момент – другой, который появился в этом спектакле, в отличие от… там… «Войны и мира». Я специально говорю, сравнивая… ну… такие… большие исторические проекты мои в театре «Модерн». Это же – начинается работа. Работа зрителя.
Помните, как Михаил Чехов говорил: «В театре работы зрителя не надо уменьшать»? Поэтому, те посылы, которые я закладываю – я хочу, чтобы вы их шифровали сами, и расшифровывали сами. Вы, зритель, понимаете? Вы, зритель.
И если вдруг Вы мне скажете: «Юрий, а я вот увидел вот это…» – мне интересно это слышать.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн», сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
Но, вот, как раз, об этом я и хотел сказать – отчасти поделиться, где там Пётр, как апостол.
Вообще-то, Пётр – это предатель. В том числе. Величайший апостол, который, парадоксально, до этого трижды отрёкся от Христа. И в том…
Ю.Грымов:
- А – Пётр Первый?
К.Мацан:
- Так, я про то и говорю! Но… при этом, вот, мы часто говорим: а в чём разница между Петром и Иудой, как предателями? Оба же предали.
Оба – предали, и все апостолы – разбежались, как говорит Евангелие, кроме апостола Иоанна. Никто со Христом на Голгофу не пришёл. То есть, все ученики, по сути, предали.
Но в чём принципиальная разница? В том, что Пётр нашёл в себе силы раскаяться, попросить у Христа прощения. Он – вернулся. Вот, туда, на ту сторону.
А Иуда… ведь, его трагедия даже не в том, что предал. И, в каком-то смысле, даже не в том, что он повесился. А он повесился потому, что не допустил мысли, что его можно простить. То есть, он не покаялся – и не увидел перед собою Христа, Которому дано прощать, даже такое. Что сделал – Пётр. То есть, Иуда – не вернулся.
И, вот, Пётр – в Вашем спектакле, что меня очень согрело…
О Петре Первом мы сегодня часто говорим одной краской – великий правитель…
Ю.Грымов:
- Реформатор!
К.Мацан:
- Человек, повернувший Россию не туда. Антихрист, или не антихрист? И это – лексикон именно исторический. Так его… в истории о нём так размышляют.
А у Вас Пётр – живой человек… ну, это понятно. Сомневающийся. И Вы не даёте ответа. И это именно…
Ю.Грымов:
- Вы его ищете…
К.Мацан:
- Да. И это, именно, спектакль про то, что на такой вопрос не может быть одного чёткого ответа. Но Пётр у Вас… и это показывает финал спектакля… я не буду сейчас его раскрывать… это… такая… не ходульная фигура. Это человек, который в себе этот ответ и вопрос – ищет: «Где же я? Туда, или не туда?» – вот, это, на самом деле, бьёт в цель, и это, мне кажется, та… ну… если угодно… краска разговора о Петре, которой сегодня в общественном пространстве мало.
Ю.Грымов:
- Я зацеплюсь за то, что Вы говорите.
Смотрите… когда я затеял эту историю – поставить спектакль о Петре Первом, отчасти, знаете, о чём я подумал? Помимо трилогии, и этой границы… ну, и сегодняшнего дня – этого греха, маразма какого-то, жёсткости времени.
Вспомните, пожалуйста, все картины… художественные картины с Петром Первым. Художественные картины… ну… советского периода, в основном. Ну, все, практически последние…
К.Мацан:
- Фильмы – Вы имеете в виду?
Ю.Грымов:
- Фильмы, да. Я последний фильм вообще не хочу обсуждать – «Тобол» – это вообще ужасно!
Вот. Если вы вспомните картины – живописные картины Петра – вы увидите такого… бравого… бравого… такого героя с плаката. Да? Такой герой с плаката! Вот, он… такой… ха!... такой…эх! Я даже не стал ему трубку давать, если Вы заметили… хотя мы про табак говорим, это он всё принёс – табак, кофе…
К.Мацан:
- У Вас есть двойник в спектакле…
Ю.Грымов:
- Вот, он… вот, он… вот, он – из этих фильмов. Он из этих фильмов! И я думаю, что эти фильмы, которые снимались про Петра в России, самому Петру Первому – очень бы нравились. Ну, классно же!
К.Мацан:
- Идеологически выдержанные.
Ю.Грымов:
- Ну, идеологически выдержанные… но это, кстати, давайте… если уж честно… Алексей Толстой сделал… да… по просьбе Сталина. Оправдать все жестокости царя, ради великой идеи. Ну, понятно, да?
К.Мацан:
- Его роман – да…
Ю.Грымов:
- Да, роман… он его не дописал… Я извиняюсь, но это моё субъективное мнение – это слабый роман. И Алексей Толстой… я тоже на него, конечно, немножко опирался, там… отчасти… но он скрыл, что… грубо говоря… подсмотрел, подглядел и переписал Мережковского. Целыми главами. Ну, Алексей Толстой… но целыми главами!
К.Мацан:
- Да…
Ю.Грымов:
- Вот, так – сравниваете…
К.Мацан:
- Давайте, тут просто напомним нашим радиослушателям, что у Дмитрия Мережковского есть трилогия, название которой совпадает с Вашей трилогией – наверное, об этом нужно было напомнить…
Ю.Грымов:
- Но я изменил… я – изменил!
К.Мацан:
- Да… вот, мы сейчас об этом, давайте, скажем – прямо здесь.
У Мережковского трилогия также называется «Христос и антихрист». Там три части. Первая – «Юлиан Отступник», вторая – «Пётр Первый»… вернее – «Пётр и Алексей» она называется…
Ю.Грымов:
- Да.
К.Мацан:
- … третья называется… посвящена Леонардо да Винчи… да… «Воскресшие боги».
А в Вашей трилогии вот этого первого звена – про Юлиана Отступника – нет. У Вас трилогия – «Пётр Первый», «Леонардо да Винчи», второй спектакль, третий будет – «Иуда». Но название – Мережковского, да.
Ю.Грымов:
- Но я и ещё изменил… У Мережковского назвалось «Христос… – на первом месте был Христос, –… и антихрист». В театре «Модерн» я ставлю трилогию «Антихрист и Христос». Знаете, почему?
К.Мацан:
- Почему?
Ю.Грымов:
- Ну, первое… чтоб быстро ответить… чтобы дистанцироваться – Мережковский – это Мережковский. Читаем, восхищаемся, разбираем – это его труд, очень прекрасный.
То, что я сделал на театре «Модерн» – это уже мой взгляд на эту историю. На историю Петра, и, вообще, разговоры на эту тему.
И я поставил Христа на второе место – знаете, почему? Потому, что оно – первое.
К.Мацан:
- Там?
Ю.Грымов:
- От антихриста – к… кому? К Христу! А не от Христа – к антихристу.
То есть, антихрист… даже Мережковский говорил о том, что – это земное… антихрист – это земное… вот… такое… понятно всё. Да?
Но мы же движемся – к Свету… ну… к Надежде. Поэтому, от антихриста – к Христу.
К.Мацан:
- Интересно…
Ю.Грымов:
- Вот, это – моё понимание. И, я Вам честно говорю, это – моё жизненное понимание. Оттуда – туда. А когда мы говорим «Христос и антихрист»… а почему я должен в конце говорить это слово?
К.Мацан:
- Ну, точка получается не на Христе, да…
Ю.Грымов:
- Не на Христе. А… там же. Он, наверное, воспринимал, что это – начало… Христос… ну, Мережковский… то, что это – на первом месте, почётно, то есть это – значимо. А я считаю, что… понимаете… как говорят - хедлайнер.
К.Мацан:
- А, знаете… мне кажется, что у Мережковского… ну, мы сейчас не будем слишком много его обсуждать… ему, по большому счёту – как, вот, я чувствую этого автора – ему всё равно. Для него это – две чаши весов, такие, которые… в каком-то смысле… равновеликие. Они, вот, есть, и друг друга уравновешивают.
Ю.Грымов:
- Ну… в произведении Мережковского – они не уравновешены. Он в «Петре Первом» сразу уничтожает, с первых строк, и в каждом абзаце – он через слово говорит «антихрист». Понимаете? Он не даёт мне – мне, как читателю – возможности самому разобраться.
А в спектакле, который я поставил в театре «Модерн», он… этот спектакль – более живой, и вы, как зритель, начинаете метаться… согласны?... туда-сюда…
К.Мацан:
- Да… да… да…
Ю.Грымов:
- А что плохого в Петре Первом, вообще? Да замечательный реформатор, хочет построить нового человека… а смог? Не смог. Окружение – как было у него то же, оно, вместе с ним, и состарилось. Как воровали, так и воруют… камзолы голландские переодели… да?
Поэтому, мне интересен… Если в первом акте Пётр Первый – о-го-го! – вот, тот самый, почти как из кино… а во втором – Петя… И – чего? Дойти до того, чтобы… он же в конце… не буду раскрывать… он же: «А Ты – есть?» – как он к Богу обращается, – Как ты мог допустить убийство Сына?»
И одну фразу, которую я хотел… сделать… и… вот… я её сейчас сделаю, на днях. Её… что-то, вот, я… думал её…
К.Мацан:
- … довнести в спектакль…
Ю.Грымов:
- … довнести… и сейчас могу сказать…
К.Мацан:
- Давайте…
Ю.Грымов:
- «Неужели… чтобы спасти Россию… надо убить сына?»
К.Мацан:
- Да, сильно…
Ю.Грымов:
- Этой фразы Вы на предпоказе не слышали. Я её хочу сделать, эту фразу. Потому, что… вот, эта дилемма о политике, об ответственности, и… он же метался от человека – к нечеловеку… он же поставил под сомнение Создателя, и стал с Ним – на равных… хотя он жил – под знаменем Христа… Пётр Первый. И Пётр Первый считал себя любимцем Христа. Ну, понимаете, да? Любимцем! Он об этом сколько раз писал и говорил! Но… то, что он творил, и сколько жизней загубил… не говоря уже о городе – прекрасном…
Я очень люблю Санкт-Петербург… мы сейчас едем на гастроли… в ноябре, кстати… мы будем в Санкт-Петербурге с тремя спектаклями – «Женитьба», «Война и мир», вот… с хором имени Свешникова… «Ничего, что я Чехов?» – с Анной Каменковой, про Ольгу Чехову.
К.Мацан:
- А «Пётр Первый» в Петербург – не везёте?
Ю.Грымов:
- Весной… весной… Ну, мы же сейчас только-только… мы сейчас… дайте нам… В Петербурге – сложный зритель! Он очень… требовательный, этот зритель, и… нам надо немножко наиграться… чуть-чуть… потому, что я очень много меняю – в этом, вообще, преимущество театра, в отличие от кино.
У меня шёл спектакль… и идёт до сих пор, уже четыре года, успешно – «Юлий Цезарь», по Шекспиру. Только у нас идёт, нигде не идёт.
Сейчас скажу… сейчас все поулыбаются… а злые люди скажут: «Ну, понятно… зазнался Грымов!» Но я скажу: знаете, кто поставил спектакль «Юлий Цезарь» в России? Только два режиссёра: Станиславский и Грымов.
К.Мацан:
- Вы – в хорошей компании!
Ю.Грымов:
- Неплохие люди, да…
Вот. И… запретили же спектакль «Юлий Цезарь», а я его восстановил… ну… поставили его… поставили… не важно.
Так, вот… мы играли его два акта. И, в один вечер, я в четыре часа пришёл в театр, а вечером – спектакль. Ну, я в четыре пришёл… репетиции – перед каждым спектаклем у нас в театре «Модерн»… а в семь – спектакль. Я пришёл и сказал: «Вот этой сцены – не будет, этой – не будет, играем – за один акт».
К.Мацан:
- Это – сколько лет уже спектакль шёл к этому моменту?
Ю.Грымов:
- Два года.
Артисты…
К.Мацан:
- Так…
Ю.Грымов:
- Ну, Вы понимаете, что это… сложность… Вы даже дома привыкли, что, допустим, Вы идёте на кухню – так-то…
К.Мацан:
- Я понимаю, конечно, да…
Ю.Грымов:
- … говорите такие-то слова, когда подымаете трубку телефона… и вдруг, через два года – «убрать-соединить». Полчаса репетиции… там… час… потому, что грим надо делать… вот… и этот спектакль – просто выстрелил! Ещё сильнее… ещё сильнее…
Что меня сподвигло сказать?
К.Мацан:
- Давайте…
Ю.Грымов:
- Давайте, немножко улыбнёмся… а то мы как-то серьёзно… вечер…
Один раз мы играли «Юлий Цезарь», и вдруг я вижу: люди у гардероба – пять человек одеваются. Я думаю: «Ну, неужели… ну, прям, совсем не понравилось?» Это – мало… знаете, в мировой практике, считается нормой… сколько зрителей уходит в антракте? Десять процентов.
К.Мацан:
- Да, восемь-десять процентов…
Ю.Грымов:
- Ну, там… объективно… живот заболел… ну, понятно.
И – не уходят. И я… мне не удобно… меня узнают какие-то зрители… я охранника подсылаю, и говорю: «Иди, спроси… чё такое-то?» Ну, вот, прям, пять человек вижу так… причём, общей кампанией – я вижу, что они вместе. Пять-шесть человек.
Он к ним подходит, и говорит: «Извините, пожалуйста… вам не понравилось? Вы уходите?» Они говорят: «Как? Так Цезаря же убили…» В конце первого акта – мы убивали Цезаря! Он же на выборы пошёл.
К.Мацан:
- Да.
Ю.Грымов:
- И они думали, что спектакль – закончился!
Ну, что смотреть? Спектакль называется – как? «Юлий Цезарь». Мы – целый акт готовимся к этому, и убиваем в конце первого акта – Цезаря. А самое-то интересное начинается – когда? Когда правитель исчезает. Что происходит с народом, как меняется власть и отношение друг к другу, и к этому человеку. Понимаете?
Ну… это реальный случай!
К.Мацан:
- Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы.
Я напомню: сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Юрий Грымов – художественный руководитель театра «Модерн».
У микрофона – Константин Мацан.
Не переключайтесь.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается.
Ещё раз, здравствуйте, уважаемые друзья!
У микрофона – Константин Мацан.
У нас в гостях сегодня Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн». Мы встречаемся по поводу нового спектакля театра «Модерн» – спектакля «Пётр Первый», первой части трилогии, которая, как мы обсудили, называется «Антихрист и Христос». В этой трилогии три спектакля. Первый – это «Пётр Первый». Второй спектакль будет посвящён Леонардо да Винчи, третий – Иуде. И, вот, мы обсуждаем и эти работы театра «Модерн», и другие.
Я был на предпремьерном показе, и, вот, поэтому могу говорить о спектакле немножко изнутри, как зритель. Мне, действительно… Пётр… я это уже говорил, и это очень важно… он – не плакатный. Ну… это и понятно – режиссёр делает спектакль о живых людях, и… это, как бы, понятно, что герой – выходит, и должен выходить живым. Но он ещё и человек сомневающийся, и это – важно. Он в самом себе ищет эту грань… не понимает… человека влекут государственные нужды, интересы, служение – он это воспринимает, как служение. При этом, на пути этого служения, он должен чем-то жертвовать.
Конфликт с сыном мы наблюдаем, и знаем сюжет о гибели сына Петра. И это тоже – нравственная драма, которую Пётр переживает. Это – сильно.
Ю.Грымов:
- Потеря любящей жены… измена жены, и, фактически, потеря… и – прощение жены.
К.Мацан:
- Вот… насколько, для Вас, Пётр, в этом смысле… ну, если угодно – романтический герой? Герой, который противостоит обстоятельствам, року… вот этой…
Ю.Грымов:
- В первой части. В первой части – он романтик. Он… как и коммунисты… помните… хотели построить новую Россию – СССР – и хотели создать человека… Пётр тоже хотел создать человека нового. Он хотел – из Вас, из меня – сделать голландца, не получилось у него, и он, к концу жизни, перешёл к пониманию, что это неправильно.
Не говоря о том, какую реформу он сделал в Церкви, и через что он прошёл… ну, он не только прошёл через священников, он пошёл, вообще, через всё… да… и мы об этом говорим в первой части, в начале, помните? Поддержи мы старцев тогда, и в Кремле бы было всё по-другому. Ну… там об этом говорится. Когда он казнил 400 стрельцов – понятно, напуганный стрелецким бунтом.
К.Мацан:
- Но нужно напомнить, что это ещё время после раскола в Русской Православной Церкви… староверы… да… старообрядцы…
Ю.Грымов:
- 1700 год.
К.Мацан:
- … да… ушли в леса, и было очень… и далеко не сразу же они… да и… такое впечатление… вообще, они не исчезли никуда, да? Но первые годы, десятилетия – было очень мощное сопротивление, и…
Ю.Грымов:
- … которое подавлялось. Он же подавлял это. И понимал, что потом опереться можно только на тех, кто в лесах. «Буйные из кабалы не бегают», – у нас фраза есть. Понимаете? Буйные все оказались в лесах. Он не смог с ними найти язык.
Но Пётр для меня – очень интересный персонаж. И скажу честно, что я не снимаю фильмы и не ставлю спектакли, которые… как-то… не про меня. Ну… не впрямую… Но я абсолютно понимаю, что хотел сделать Пётр. Ну… я абсолютно понимаю, что такое строить, что такое – менять, искренне заблуждаться – я всё это знаю. Вот… Поэтому, он для меня интересен, я ему сострадаю.
К.Мацан:
- Что нового для себя Вы о нём узнали в процессе подготовки к спектаклю? Даже не только из какой-то исторической фактологии, а, наверняка, за эти месяцы репетиций, вдумывания в материал, какое-то новое ощущение от него, как от личности, появилось, по сравнению с тем, что было до этого?
Ю.Грымов:
- Да, конечно…
К.Мацан:
- Вот… много источников у постановки – это и Мережковский, о чём мы сказали…
Ю.Грымов:
- … Толстой…
К.Мацан:
- … это и Толстой…
Ю.Грымов:
- … архивные данные…
К.Мацан:
- Вот, как раз… вот, эти два слова – «архивные данные», и документы, которые использовались при подготовке спектакля – что нового Вы там для себя почерпнули?
Ю.Грымов:
- Ну…
К.Мацан:
- Ну… или – что важного…
Ю.Грымов:
- Ну… то, с чего мы начали. В начале программы я сказал, что если я не смогу для себя, и актёрам, а потом и вам, зрителям, одним словом, или двумя, сказать, что я делаю, то… нет смысла, я ещё не готов. Поэтому, я повторюсь – тем, кто не слышал в начале.
Для меня, Пётр – один. Буквами. Это – слово, а не цифра. Вот, об этом. Об этом.
Мне казалось, что всё немножко не так. Ну… опять… исходя из этих странных… Есть очень яркие… и мой любимый Петренко играл Петра Первого, да, и это всё понятно – что это было… У меня Пётр – другой, прекрасно его играет Юрий Анпилогов…
К.Мацан:
- Да, замечательная работа…
Ю.Грымов:
- А как Вам – царевич?
К.Мацан:
- Царевич – тоже прекрасен.
Ю.Грымов:
- Дебют! Первый раз на сцене! Как Вам?
К.Мацан:
- Мы поздравляем Вас и артиста, и он получил заслуженные аплодисменты в конце, на этом предварительном показе. Вот… прям… когда бывает, что артисты, друг за другом, кланяются, и вот – выходит кто-то, кто особенно полюбился публике – а царевич выходил предпоследним, перед...
Ю.Грымов:
- Молодой артист, парень… да…
К.Мацан:
- Молодой артист, да, и публика отметила…
Ю.Грымов:
- Да… да… и он играет Алексия – Влад… я взял его сразу в труппу… Юра Анпилогов… ну, там вся труппа театра задействована… ну… 90 процентов труппы – точно… и… вообще, на самом деле, я этим горжусь… и, вообще, для меня идеально… знаете, что? Сочетание большого артиста, вместе с дебютом.
Помните, я делал фильм «Коллекционер» с Петренко, Царство ему Небесное… да… с Петренко. А рядом у меня был дебют Жени Цыганова… и Кати Волковой… да? Здесь… у меня, практически, в каждом спектакле… практически, в каждом спектакле… ну… 50 процентов спектаклей – всегда есть свежий дебют. И… поверьте… вот этот вот… Влад Свиридов – он будет большим артистом.
Скажу честно… вот, даже вчера, когда он сидел в курилке, перед спектаклем, и я к нему подошёл… я говорю: «Ты будешь большим артистом, – я это говорю потому, что я чувствую… – но нужно ещё так много… и это связано с умом». Не с талантом. Понимаете, да?
Талант, трудолюбие – всё есть. Ну, я же вижу всё – я же взял его в труппу сразу, со скамьи… с института. И… а для этого нужно ещё – ум. Надо быть умным. Понимаете, там… можно всё потерять.
К.Мацан:
- А, вот… ну, я к этому сейчас, как раз, вопрос задам… просто, пока мы от этого не ушли. Я хотел просто ещё раз…
Ю.Грымов:
- А, извините… забыл… знаете, кто ещё? А как Вам – Катерина, императрица будущая?
К.Мацан:
- Катерина – прекрасна.
Ю.Грымов:
- Настя Морозюк – дебют!
К.Мацан:
- Тоже дебют…
Ю.Грымов:
- Тоже – первый раз! Я только её взял со скамьи… там у нас ещё играет Денис один… там… парень… То есть, я вообще считаю, что это такой кайф, когда в труппу приходят великие актёры, как Анна Каменкова – это… представляете, как питает всех! А, представляете, как питает ту же Анну Каменкову – молодой, талантливый парень? Представляете, как интересно?
К.Мацан:
- Ну, вот, Юрий Анпилогов… ещё раз скажу – замечательная работа, и артист замечательный… и я – далеко не первый раз на спектакле театра «Модерн», и… вот… в каждом спектакле этот артист – он… вот… на своём месте, и он, по-хорошему, выделяется… вот… своим авторским почерком, своей работой, своим мастерством. Так, что – и ему поздравления, пользуясь случаем, и Вам, и… дальнейших творческих успехов!
Но, вот… мне очень интересно, что Вы сказали – про ум, который нужен, вообще-то, любому человеку, но – и артисту. Это почему ещё парадоксально, в каком-то смысле, звучит – потому, что, для многих, я думаю – тех, кто на театральное ремесло со стороны смотрит, – кажется, что артист – это пластика. Это эмоции, это пластика, умение всё это делать – и это, конечно, так и есть, без этого – нельзя.
Ну, а ум – это про что, в данном случае?
Ю.Грымов:
- Ум – это… сто раз подумай, один раз отрежь... с кем ты… нашёл ли ты свою стаю, с которыми ты вместе… нашёл ли ты… это может быть не один… своего режиссёра… я говорю по большому счёту. Их может быть много. Я, на самом деле… вот, Юра Анпилогов, о котором Вы говорили… он же, смотрите, как раскрывается в театре… просто… видите, как он раскрывается в театре – играет Драга в «Нирване», играет масона в «Войне и мире», играет немца в «Человек с глазами Моцарта»… ну… фашиста… вот… и он же – разный при этом…
К.Мацан:
- В «Женитьбе» у него…
Ю.Грымов:
- Да, в «Женитьбе» он играет Подколесина… такого… инфантильного такого… вот. Это же – такой кайф!
И я скажу такую вещь… если нас актёры какие-то слушают… актёр должен биться за роль. Нет ничего важнее роли. Ни деньги за неё… понимаете, да?... ни слава…
К.Мацан:
- А «биться» – что Вы имеете в виду? В себе биться, или…
Ю.Грымов:
- В себе биться…
К.Мацан:
- … или конкурентов оттеснять?
Ю.Грымов:
- Нет-нет… невозможно оттеснить конкурентов! Это – ерунда всё… Биться в себе за эту роль! Гордиться, что у тебя такая роль есть. У тебя есть возможность каждый вечер приходить, и играть то, что – твоё прям! Ты там – раскрываешься, ты совершенствуешься, как личность, ты совершенствуешься, как актёр.
Скажу Вам такую вещь. Что, вот, например… знаете, как улучшить любой спектакль? Вот, мы сыграли «Петра Первого». Молодой парень Влад сыграл… великолепно сыграл царевича – просто великолепно! А будет ещё лучше, знаете, когда? Когда я ему дам другую роль в другом спектакле. И царевич – будет ещё лучше. Вас, как актёра, усиливает следующая работа. Не надо муч… Вы понимаете, да… вот, это всё… здесь уже всё есть – двигаемся дальше! Там – совершенствуется, и вдруг начинает…
К.Мацан:
- То есть, накоплен потенциал – и на всё влияет…
Ю.Грымов:
- Ну, конечно! Ну, вот… Саша Толмачёв – как стал великолепно играть! Он – прекрасный актёр, у нас, в театре «Модерн». Когда я дал ему играть Брута, в «Цезаре», он стал другие свои спектакли… он Болконского играет так, что… просто… просто фраза у нас в «Войне и мире», когда Пьер ему говорит: «Ты же говорил, что нужно простить… простить падшую женщину?» И Болконский отвечает: «Я не говорил, что я могу». И он это говорит… не просто, понимаете, да… как… «Я не говорил, что я могу».
К.Мацан:
- Ещё одна тема, вытекающая из того, о чём мы говорим.
Я помню, что в одну из наших прошлых встреч на радио «Вера» – их, повторюсь, слава Богу, было немало, – Вы рассказывали о своём каком-то… таком… мировоззренческом пути частично, и то, что я запомнил – это то, что… в каком-то смысле… я сейчас по-своему это передам… Вы… ну, если угодно… начинали, как «западник», а, чем дальше, тем больше, проявляете интерес… вот… к… ну, если угодно… к родной истории, к родной культуре…
Ю.Грымов:
- … к родной земле, да…
К.Мацан:
- … не отказываясь от всего…
Ю.Грымов:
- … нет…
К.Мацан:
- … и, в какой-то момент, это становится экзистенциально важным. Вот… и это тоже – часть, которую нужно осваивать, вдумываться, и себе присваивать.
В известной степени, это же путь – и Петра? И, в этом спектакле, как я это увидел… что человек начинает… и Вы об этом сказали… с того, чтобы всех сделать голландцами, потом понимает, что это, в общем-то, невозможно… но и, в каком-то смысле, не нужно. То есть, правильно – модернизация, правильно – идти, там, со всеми…
Ю.Грымов:
- Но он же хотел… он же пошёл революционным путём. Не забывайте, что Пётр пошёл не эволюционным путём. Он потом стал понимать… И, помните, фразу какую он говорит в конце? Ничего это Вам сейчас не напомнит? Очень же современно там всё звучит… помните?
К.Мацан:
- Да.
Ю.Грымов:
- «Надежда – на детей, которые учатся сейчас за границей. И вернутся – будут мне помогать. Хотя… подождите… Алёшка-то, мой сын, у немцев ученый… что толку?»
К.Мацан:
- Может, не всё дело в образовании, да…
Ю.Грымов:
- Ну… понимаете, да? Ничего не напоминает… когда люди, которые посылают своих детей за границу… и моя дочь учится… сейчас заканчивает… за границей… могут ли они приехать обратно?
К.Мацан:
- Ну, а как Вы думаете?
Ю.Грымов:
- Ну… думаю… что не все. Думаю, что не все.
К.Мацан:
- Я, как раз-таки, спрашивал потому, что… вот, Вы говорите о том, что Вам важно, чтобы был личный интерес Ваш в этой фигуре. Вот, насколько, в этом смысле, Ваш такой… ну, если угодно… поворот к интересу к родной культуре… как к теме, если угодно… это, вот, история Петра, с его тоже… таким, вот… некоторой переменой в нём?
Причём, я повторюсь, что… вот… то ощущение, которое остаётся у зрителя от спектакля – то, что… как раз-таки… Пётр видит некоторую, если угодно… ну… вопрос без ответа.
Что правильно – страну направлять по европейскому курсу. Это правильно – экономически, политически, это выгодно… и, не случайно, в начале он говорит, что: «Прорубим окно в Европу» – не потому, что мы хотим там просто голландцами стать, а потому, что мы там будем сеять, продавать…
Ю.Грымов:
- … и есть чего – и Европу накормим!
К.Мацан:
- … Европу накормим, и сами разбогатеем – и это забота о народе!
Ю.Грымов:
- Да…
К.Мацан:
- Кстати, вспоминаю, что недавно я, в лекции одного экономиста, слышал такое мнение, что, вообще-то, реформы Петра – экономические – были очень консервативными. Вот, с экономической точки зрения, это были очень … такие… реформы, направленные на… вот… как бы… использование всего лучшего ресурса страны, который есть. Но ценностно – внутренне, с точки зрения какого-то мировоззрения – он понимает, что, всё равно, русским остаёшься – и ты, и он, и мы все. Должны, мы не можем не остаться теми, кто мы есть – при… вот… всех условиях… там… модернизации, и так далее.
Ю.Грымов:
- Смотрите… я думаю, что никто не может так сильно меняться. И приведу пример – пожёстче и поярче.
Ну… те, кто быстро меняется – они исчезают. Ну, как нация, как… вообще… как явление.
То… когда китайская революция – жгли книги, и хотели забыть китайцы – китайцев. Но, при этом, никто не смог забыть пословицы и поговорки – из уст в уста. Не получилось.
Потом пришёл Мао Цзэдун, со своей – культурной уже – революцией. И… я не помню, кто это написал, но мне очень понравилось. Он говорит: «В чём проблема была Мао Цзэдуна? Он рисовал новый Китай – не на белом листе бумаги, а на мозаике китайской. И дожди, всё равно, смыли эту краску – и осталась китайская мозаика».
Понимаете, вот… как бы мы сейчас ни говорили про Китай сегодня – что там происходит, экономическое чудо… ну, мы же всё понимаем – что это абсолютная сверхдержава, по-настоящему сверхдержава – не только по количеству людей, которое там живёт, но и по всему. Но – они китайцы.
Вот – то, что мы начали терять в 90-х – и я свидетель этому. И… как растворился кинематограф – «догнать и перегнать Голливуд»! Кто запустил? Пётр Первый. Пётр Первый запустил «догнать и перегнать». Понимаете?
К.Мацан:
- Это и в спектакле звучит.
Ю.Грымов:
- Понимаете? Он запустил: «Мы ещё… ого-го… всем покажем!» А – вот… и нет кинематографа отечественного. Ну, нету. Две картины в год, более-менее которые как-то… понятно. Есть японское кино, есть потрясающее корейское кино, есть китайское кино, индийское кино даже мы не обсуждаем потому, что, вообще, это – явление… ну… я имею в виду, что… это даже как бизнес. Потому, что они говорят – на своём языке. А мы пытаемся сделать, «как у них, в Голливуде».
Я всё время за это боролся. И, помню, когда я снимал фильмы, мне говорили: «Юрий, а Вы не можете, как они?» Я говорю: «Зачем, как они-то? Они делают это замечательно!» – ну, американцы, и я некоторые картины просто обожаю… зачем, как они?
Я здесь живу. Я воспитан на советском кинематографе – русского кинематографа-то не было. Понимаете? Советский! И первым продюсером в кино – кто был? Сталин.
Эйзенштейн. Кто продюсер? Кто продюсер Эйзенштейна? Даже – не заказчик. Понимаете? Не заказчик, а продюсер. Вот. И гений Эйзенштейна раскрылся в этот период. А с плюсами, и с минусами… там… как всегда, плохо закончили. При таком продюсере. И Булгаков… там… тоже пытался Сталин продюсировать Булгакова.
Вот. Поэтому, мне кажется, что, вот, если мы начинаем об этом говорить в стране… об этом, отчасти, спектакль… мы начинаем рассуждать… это замечательно. Но, в то же время, я хочу сказать, что… тоже оголтелый патриотизм… «Э-э! Ура-а-а!» – я, прям, не могу это… Ну, вы же дома не пишете на каждой стене: «Я люблю маму!» – ну, на каждой стене же не написано это? «Люблю маму, люблю папу…» – ну, это смешно просто.
И у нас спектакль идёт, очень трогательный «Матрёшки на округлости земли». Они сменили мундиры на пиджаки, и пришли в каждый дом. И учат нас патриотизму. Говорят женщины, которые поют «Бандера Росса», с прошлым из СССР. И – меня, меня надо сейчас учить патриотизму? Меня? Мне – за 50 лет, я что-то видел, и я что-то знаю, что происходило в нашей стране! Зачем меня учить патриотизму? А у нас вводят уроки патриотизма, Вы знаете… да… в школах?
К.Мацан:
- Ну, да… да…
Ю.Грымов:
- Ну, просто… как это? Вот, они… как… как, вот, можно? «У нас – урок патриотизма. Давайте, будем учиться патриотизму!» – это как? Вы думаете, как?
К.Мацан:
- «Сейчас я тебя научу Родину любить!»
Ю.Грымов:
- Да… вот, как они… как? Они, что… плеть? У них что там… на горох они ставят? Они рассказывают… но для этого есть – что? История. Урок – есть? Есть. Литература – есть? Есть. Пение – есть? Есть. Рисование – есть? Есть. Я сейчас беру такие вещи… там же всё это есть, как мне кажется! Ну, в моей школе – так было.
Урок патриотизма. Экзамен.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн», сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
А, вот, Вы… когда говорите о кино, о том, что… не надо делать, «как они»… если это можно сформулировать словами – поскольку мы на радио, и картинки здесь нет… а что, в этом смысле, для Вас заключается… в этой специфике русского кино… даже советского периода… или… позже? Вот… чем это кино – особенное, по сравнению с другим кинематографом? По языку, по темам… что, вот…
Ю.Грымов:
- Ну, вот… давайте… давайте, я вперёд сравню советское кино с российским кино сегодняшним. Ну, чтоб было понятно, в чём мой конфликт, моё непонимание.
Фильм «В бой идут одни старики», «Отец солдата», «Они сражались за Родину»… ну, мы ещё можем с Вами перечислять много. Это – фильмы о войне.
А сегодня снимают картины о войне, российские, в приключенческом жанре – это преступление. Война – это не приключение. Ну… это не приключение. Это – драма. А, вообще-то, это – трагедия. И ещё больше. Вот. Это, вот – большая разница. Всё. Ну… просто… вот… всё… это – глобально.
Война – это не «прикольно», как это пытаются… пули летают… это не «прикольно». Это – первое.
Второе. Что советский кинематограф, как многие кинематографы в мире… вот, сейчас, в частности, про советский… кто был самым главным – там, в кино? Автор. Я не имею в виду сценариста – автор.
Данелия – автор? Автор. Тарковский – автор? Автор. Ромм, Пудовкин – это авторы, правильно?
Автор – уничтожен. Авторы остались в театре. Потому, что если режиссёр – не автор, это дурацкий спектакль, Вы не будете это смотреть, Вы уйдёте со спектакля.
Автор. То есть, субъективный рассказ про то, во что вы верите. Это – автор. Его сейчас в кинематографе – нет.
Теперь – про американское кино, в частности.
Что произошло с кино? Оно развивается. Сегодня нет американского кино – это транснациональные картины. Нет американского кино сегодня, в 2000-х годах. А был американский кинематограф.
В золотой век Голливуда – что происходило? Каждая студия – MGM… 20-й век Fox, Голден Майер – это студии, о которых Вы слышали, они есть и сегодня. При каждой студии были – что? Свои актёры и свои режиссёры. Мэрилин Монро снималась только в одной студии. И все знали, что вот эта студия выпускает – там будет своя актриса. Ну, не только она, а – многие.
Потом актёры и режиссёры стали бегать по другим студиям. Стало – что? Размываться авторское начало. Это я намекаю и про сегодняшний авторский театр.
В России всегда был авторский театр – Товстоногов, Эфрос, Марк Захаров, понимаете? Кто это? Автор. Любимов. Это – авторы, субъективно. Вам, допустим, не нравится Любимов – ну, хорошо. Вы сходили, посмотрели – не Ваше, не Ваш театр, не Ваш режиссёр.
А что сегодня происходит? Сегодня в театре… вот, помяните моё слово… лет через пять-шесть, практически… всё меньше и меньше будет театров со своей труппой, со своим лицом. Будет проходной двор – в театре. Будут артисты приглашённые, ансамбли. Коллектива не будет. «Театр-семья» – это русское понятие, его скоро не будет.
Вот, я, всеми силами, и многие театры в Москве – тоже… там… это берегут. Это – другая история, это… другое отношение к себе, к профессии, к зрителю – будет размываться. Будут ставить 55 режиссёров в каждом театре. А не один-два-три. Понимаете? Вот, увидите.
К.Мацан:
- Когда мы говорим… и часто люди театральные говорят об этом идеале театра-семьи, театра-дома – это очень понятно. Ну… так… по-человечески.
И тут же возникает вопрос. Получается, что какую-то критическую важность здесь имеют какие-то вещи – не только профессиональные, а ещё и просто человеческие.
Ю.Грымов:
- Конечно…
К.Мацан:
- Правильно?
Ю.Грымов:
- Конечно, конечно…
К.Мацан:
- Но это входит в некоторый… такой… в противоречие с, вообще, сегодняшней логикой того, что важны… там… технологии, профессионализм, компетенция… вот, мы наберём грамотных людей, сделаем с ними классный спектакль, прокатим его… а что – не может быть такой спектакль хорошим?
Ю.Грымов:
- Не может. Не может. Случайность может быть… ну… исключение подтверждает правило… нет, нет. Ансамбль, своя этика, Ваш монастырь – Ваши правила.
К.Мацан:
- То есть, получается, что Вы, как режиссёр, как художественный руководитель, и любой другой режиссёр, те же принципы исповедующий – театра-дома, театра-семьи – очень сильно зависит от таких тонких, слабо… очень тонких вещей, очень нежных вещей, как, вот… какая-то атмосфера в коллективе, добрые отношения…
Ю.Грымов:
- … ответственность…
К.Мацан:
- … привязанность, доверие…
Ю.Грымов:
- … порядочность, да, доверие. Конечно! Когда говорят: «Вот, театр – это банка… там… террариум с единомышленниками!» – да, нет… это не так. Ребята, это – не так! Ну… вот, так же можно сказать, что… ну… Ваша семья – тоже банка и террариум. Вы же можете повздорить с женой, Вы можете необоснованно сорваться на своего ребёнка, а потом об этом пожалеть, но это же – не террариум, согласны? Это – семья. Так же происходит и в театре. Такие же отношения.
Они приходят туда, в театр. Они живут этим. Это… это очень похоже на семью.
К.Мацан:
- А как это на практике происходит? Расскажите нам, людям неведущим.
Вам, как художественному руководителю, приходится… не знаю… как-то разговаривать, пить чай с артистами? Вот, что такое – эту атмосферу беречь и созидать?
Ю.Грымов:
- Ну… понятно, что… я – художественный руководитель театра «Модерн», я – не нянька. Это… стопроцентно, я не нянька. Я хочу гордиться актёрами – и их талантом, и человечностью. Я хочу, чтобы они гордились мной, и я думаю, что я не давал им повода, чтобы им было стыдно за меня. Ну… в публичной сфере, или на работе.
И мне кажется, что мы обмениваемся какой-то энергией друг с другом, знаниями.
До пандемии, у меня была традиция в театре… ну, тоже сейчас… как бы, вот… пандемия внесла сильные коррективы… ну, в количество людей, в количество контактов, в выпивание не только чая… и греха в этом не вижу…
К.Мацан:
- А как же без этого?
Ю.Грымов:
- … да, да... Но, но, но – никаких злоупотреблений, кстати… если к разговору. Если вдруг я это увижу… ну, понимаете?
То есть, я люблю выпить, и нормально к этому отношусь… ну, с уважением…
К.Мацан:
- Но не перед спектаклем…
Ю.Грымов:
- Вообще не обсуждается! Нет, это… не то, что чуть… вообще не обсуждается! Если я это… всё! Расстанусь прямо… в минуту! В минуту.
Также, я в минуту расстаюсь… я расстался с одним артистом… очень хорошим артистом… очень хорошим артистом! Но, когда я почувствовал, что он… не тем занят, с точки зрения семьи… какие-то обвинения в адрес каких-то актёров… считает какие-то чужие деньги – хотя, в театре «Модерн» всё прозрачно… очень прозрачно… у меня построена прозрачная система оплаты труда… и кто-то, почему-то… вот из театра! Я не допущу плесень. Понимаете? Вот, эта плесень, ржавчина – она будет распространяться. Нет. Прям, вот… тяжело. Но, удивительным образом, я нашёл другого актёра, который тоже в «Петре Первом» играет – Александр Борисов…
К.Мацан:
- Замечательная работа…
Ю.Грымов:
- Видели?
К.Мацан:
- Да, да…
Ю.Грымов:
- Он играет Варлаама… ну… так сказать… олицетворение народа, бунта… вот, того же старовера… ну, отчасти, да… вот. Это же… он же… сказать?
К.Мацан:
- Да.
Ю.Грымов:
- … как он оказался у нас в театре?
Мы расстались с одним артистом. И мне – вот, так надо! В ноябре я еду на гастроли в Санкт-Петербург, а я… артиста… там… одного нету. В «Женитьбе».
И я – вспоминаю этого актёра, мне его рекомендуют, мы с ним общаемся. И мы с ним пообщались, я говорю, что можно ввестись… там… роль несложная, он это сделает – профессионал, великий.
Не буду говорить, из какого он театра – он ведущий артист этого театра.
И я, в разговоре, даже не пробуя, говорю: «А не хотите – ко мне?» Он говорит: «Да, нет… я в этом театре уже… там… 20 лет, и…» – всё понятно.
Я говорю: «Давайте, так…» – он нас выручает, оплата, всё. Он – входит… всё… репетирует. И вдруг… он приходит на два или три наших спектакля… я говорю: «Посмотрите эстетику, этику, мою манеру режиссёрскую в театре «Модерн»… и он, после одной из наших репетиций, увидев три наших спектакля, говорит: «Юрий Вячеславович, я хочу поговорить…» Я говорю: «Да, пожалуйста…» «Я хочу перейти к Вам в театр». Я говорю: «Да?» Он говорит: «Я понял, что там, где я служил – это прошлое. Это – моё прошлое. Прекрасное. Но это – моё прошлое. Я увидел – театр». И человек, за пятьдесят лет, принимает решение. Понимаете?
К.Мацан:
- Ну, спасибо, что рассказали. Потому, что – да, он тоже… я его отметил для себя, и роль замечательная, и работа замечательная. И, при этом, отметил, что я раньше его в спектаклях театра «Модерн» не видел…
Ю.Грымов:
- Вот, появился.
К.Мацан:
- Новое лицо, и – поздравляю Вас! Александр Борисов – давайте, запомним…
Ю.Грымов:
- Да-да-да… и он в «Женитьбе» играет… вот, сейчас играет… он играет сейчас в «Петре»… и… я скажу больше – что я, наверное, буду его вводить сейчас в «Юлия Цезаря».
Он – мощный артист. Он – мощный артист… цельный. Цельный артист… голодный артист! Это, вообще, качество…
К.Мацан:
- В хорошем смысле слова.
Ю.Грымов:
- Конечно! Это очень важное качество для режиссёра.
Помните фразу, что «художник должен быть голодным»? Знаете, про что эта фраза?
К.Мацан:
- Про что?
Ю.Грымов:
- Ну, не про деньги же. Согласны?
К.Мацан:
- Голодным до творчества.
Ю.Грымов:
- Вообще, вот… до созидания. Это не про деньги! Слушайте… ну, какие деньги? Живём в современном мире…
Раньше, чтобы хорошо питаться… в Средневековье… нужно было много денег, согласны? А сегодня? Мало. Чтобы хорошо одеваться, в Средневековье нужно было сколько денег? Много. А сегодня – мало. Ну… в этом прогресс.
Но этот прогресс ничего не сделал с уровнем морали. Человечество познало Иисуса, Будду, Мохамеда. Появились водители троллейбусов, лётчики, космонавты появились, правда? А уровень морали остался тот же.
К.Мацан:
- Ну, давайте пожелаем нашим радиослушателям, чтобы, во-первых, было достаточно денег, чтобы одеваться и есть хорошо, чтобы с этим не было проблем.
А, вот, та тема, о которой мы сегодня говорили… ну, так получается, ею Вы и заканчиваете – это очень важный мотив, который следует и в спектакле, и из спектакля, о котором мы сегодня говорили – «Пётр Первый». И я Вам очень за эти слова благодарен – что эта грань между Христом и антихристом, между светом и тьмой – она в каждом из нас. Она пролегает через сердце, и… я думаю, что если каждый на себя честно посмотрит – внутрь себя – то увидит, что эта грань, за день, переходится в любую сторону несколько раз…
Ю.Грымов:
- Зыбкая… зыбкая…
К.Мацан:
- И, вот, пусть и наша сегодняшняя беседа, и, главное, тот её повод – спектакль в театре «Модерн», о котором мы сегодня говорили, – станет поводом к тому, чтобы… всё-таки… как Вы замечательно сказали… переходя грань в сторону тьмы – возвращались, и пытались как-то, всё-таки, зацепиться, задержаться наподольше на стороне света.
Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн», был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
Спасибо огромное! И, я уверен, до новых встреч на волнах радио «Вера»!
Ю.Грымов:
- Да, да… всё… до свидания! Балуйте своих близких!
Увидимся в театре «Модерн».
К.Мацан:
- У микрофона был Константин Мацан.
До свидания!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема