В Евангелии есть жесткие и пугающие слова о том, что тот, кто приходит ко Христу, должен быть готов возненавидеть своих родных и домашних — а притом и свою собственную жизнь.
Понятно, что в библейском контексте "это возлюбить, а то возненавидеть" означает "решительно предпочесть одно другому". Но в этом все равно отчетливо присутствует "Так ты с нами?!" - "Нет, я не с вами". Евангелие может потребовать от человека сказать жесткое "нет" "своим" - в первую очередь, когда "свои" являются ревностными приверженцами нехристианской религии или идеологии, но не только.
"Свои" могут быть, по самоназванию, и христианами - только Христос и заповеди Божии для них гораздо менее важны чем какие-то другие обязательства и преданности. Как тот священник, у которого на личной странице написано "Слава нации - смерть врагам!". Эти другие преданности - не Господу, а кому-то еще, тем или иным "нашим" особенно входят на первый план во время смут и конфликтов.
При этом не важно, какую сторону человек занимает. Как это часто бывает, обе стороны просто отзеркаливают друг друга, и чем больше они друг друга ненавидят, тем больше они друг друга воспроизводят.
А Христос? А Христу предоставляется почетная обязанность вешать медали на мундиры наших воинов. И вообще это скорее какой-то Перун. Или Вотан.
Но тут открывается парадокс Евангелия - именно это "нет" верного христианина и дает его близким возможность спасения. Именно оно является проявлением любви. Среди людей, охваченных безумием и уже вцепившихся в глотки друг другу, христианин отказывается вцепляться в глотку ближнему. В атмосфере, наполненной проклятиями и бранью, когда каждая сторона старательно отрицает за другой принадлежность к людям, христианин продолжает считать людьми тех и других. Когда вокруг кричат "смерть!" христианин - это то, кто напоминает, что Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лук.9:56) Он как посланец рая в аду - как сказала современная поэтесса, "вылетел из рая в ад/светлых ангелов отряд/чтоб из тех, кто мучится/спасти, кого получится". Христианин иноприроден по отношению к этому миру и его ярости и ненависти. Он принадлежит к другому Царству. Он заслан в этот мир, чтобы саботировать его князя.
Конечно, это вызывает резкое неприятие. Люди обычно кротко и великодушно переносят, что Вы не участвуете с ними в их добрых делах, совершенно не сердятся, когда Вы по какой-то причине не хотите разделять с ними какие-то невинные развлечения, но приходят в крайнюю ярость, когда Вы не хотите участвовать в каком-нибудь зле и безумии.
И тут - ради их спасения - надо сказать "нет". Для меня Христос и Его заповеди важнее. Я сделал свой выбор, когда обратился к Нему, и я подтверждаю его сейчас.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер