Жил-был царь, чей опытный и мудрый советник был окружён во дворце большим почётом.
Других придворных замучила зависть, и они стали внушать царю, что надо ему взять более молодого и расторопного помощника. Царь так и сделал, а прежнего советника отправил на покой.
И вот как-то собрал царь придворных на очередной совет, и среди прочих дел вспомнил о своей любимой собаке.
— Во время последней охоты я оставил свою борзую, которая скоро должна ощениться, у егеря. Поезжай, посмотри, как она там, — сказал царь новому советнику.
Тот сел на коня, отправился в лес, и вернулся во дворец с известием, что борзая принесла щенков.
Царь обрадовался и спрашивает:
— А сколько щенков?
— Этого мне егерь не сказал, — ответил советник.
— Так поезжай и спроси!
Советник помчался обратно в лес и через какое-то время явился с докладом, что борзая принесла пять щенков.
— Замечательно! —воскликнул царь и поинтересовался: — А сколько из щенков мальчиков и сколько девочек?
— Этого мне егерь не сказал, — говорит советник.
— Так узнай же!— приказал царь.
Советник снова сел на коня, помчался к егерю и вернулся во дворец с докладом:
— Господин, ваша борзая принесла трёх щенков мужского и двух женского пола.
— А какой они масти? — спрашивает царь. — Мне нравятся собаки бурой масти. Есть ли среди щенков хотя бы один бурый?
— Постараюсь узнать, — сказал молодой советник, и, собрав последние силы, снова отправился в лес к дому егеря.
Вернувшись во дворец, он сообщил, что среди новорождённых щенков один бурый.
— А хорошо ли егерь кормит моих щенков? — поинтересовался царь. — Я опасаюсь, как бы охотничьи собаки не выросли слабыми от недокорма... Чем он их кормит?
Но молодой советник не мог ответить Он стоял, прислонившись в стене, и тяжело дышал от усталости.
Тогда царь позвал во дворец старого советника, и попросил разузнать о своей любимой собаке.
Первым делом тот внимательно осмотрел царскую собаку и щенков, обо всём расспросил егеря, и для памяти себе записал.
Вернувшись во дворец, старый советник рассказал царю, сколько щенков, какого пола и какой масти родила борзая, как их кормят, и какие из них будут более пригодны для охоты.
— Вы уговаривали меня отослать на покой старого советника, — сказал царь, обращаясь к придворным. — А теперь и сами смогли убедиться: одна расторопность без ума и опыта ничего не стоит.
И царь вернул старому советнику его должность, чтобы он молодых придворных учил уму-разуму.
(по мотивам индийской народной сказки)
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья