
Одна молодая семья получила в качестве свадебного подарка небольшую ферму, которая находилась вдали от деревни посреди широкой степи.
Сразу же после свадьбы муж и жена переехали жить на новое место. Но вскоре они заметили, что вокруг нет ни души и что они совершенно оторваны от других людей. Ни один житель деревни даже близко не подходил к их ферме. Ходили слухи, что рядом с ней на большом каменистом холме живут страшные степные человечки, и никому не хотелось с ними встречаться. Впрочем, молодая пара мало обращала внимания на подобные слухи.
Однажды вечером, когда муж и жена сидели у камина, в дверь кто-то постучал. На пороге стоял маленький человечек, ростом не выше колена, с длинной бородой и в красном колпаке. Муж и жена поняли, что это, должно быть, и есть один из степных человечков. Но они не стали кричать от страха и поднимать панику, а пригласили степного человечка войти в дом.
— Меня послал к вам наш король, — сказал степной человечек. — Теперь вы живёте с нами по соседству. Король передал, что если вы не будете причинять нашему народу никого зла, то мы тоже не сделаем вам ничего плохого.
— О, не беспокойтесь, — сказали молодожёны. — У нас здесь достаточно места, и мы вас ничем не стесним. Давайте будем жить, как добрые соседи.
Маленький степной человечек пожелал супругам доброй ночи и исчез.
Некоторое время спустя жена тяжело заболела. Муж побежал в деревню в надежде найти помощь. Но даже доктор отказался идти на ферму, опасаясь степных человечков. Опечаленным вернулся муж домой — и что же он видит? Вся комната была заполнена степными человечками. Одни подметали пол, другие топили камин, третьи готовили чай и лечебные травяные отвары, которыми поили его жену. Увидев, что муж вернулся, степные человечки бросились бежать врассыпную и скрылись из вида. На другой день женщине заметно полегчало, и она вскоре выздоровела.
Однажды вечером в дверь кто-то постучал, и в комнату вошел степной человечек, тот же, который посетил их и в первый раз.
— Моему народу пришло время покинуть эти места, — сказал он. — Наш король выражает вам благодарность за дружеское отношение, и все его подданные тоже. Каждому захотелось сделать что-нибудь приятное таким добрым соседям, и передаёт вам по камешку цвета своих глаз, чтобы вы нас не забывали.
И степной человечек навсегда исчез, оставив на пороге мешок, наполненный драгоценными камнями.
Ах, если бы и мы меньше доверяли слухам, а прислушивались к голосу сердца!
(по мотивам датской народной сказки)
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема