
Фото: Maria Petersson / Unsplash
Жил на свете царь, и было у него три дочери.
Однажды царь задал старшей дочери такой вопрос:
— Дочь моя, скажи, как сильно ты меня любишь?
— Я люблю тебя так же, как сладкий мед, — ответила девушка.
Понравился царю такой ответ.
— А ты, дочь моя, как сильно меня любишь? — спросил он свою среднюю дочь:
— Как сахар, отец.
Царь любил льстивые, медоточивые слова и остался доволен таким ответом.
Взглянул царь на младшую дочь, которая робко стояла в сторонке, и спросил её:
— Как ты любишь меня, дочь моя?
— Я люблю тебя, отец, как соль в кушанье! — ответила младшая царевна.
Её сёстры так и прыснули со смеху, а царь разгневался.
— Так вот как, значит, ты меня любишь? — сердито воскликнул он. — Прочь из моего дома, неблагодарная!
Покинула царевна дворец, ушла, куда глаза глядят, и пришла в соседнее царство. Нанялась она работать служанкой-стряпухой в царском дворце. Несколько лет прошло.
Так случилось, что служанку полюбил молодой принц. Ни о какой другой невесте он и думать не хотел, и родители назначили день свадьбы. Стали созывать народ на пир. Невеста попросила, чтобы позвали и её отца, но скрыла, что она — царская дочь.
В день свадьбы царские столы так и ломились от вкусных напитков и кушаний.
Невеста сама учила поваров и стряпух, что и как подавать к столу. Лишь для одного гостя она приготовила угощения собственными руками и наказала своему верному слуге, чтобы тот ставил эти блюда перед царём из соседнего королевства — её отцом.
Сели гости стол, едят, пьют, веселятся, а царю, отцу невесты, кусок в горло не лезет. Он то и дело поглядывал на невесту. Уж очень она была похожа на его младшую дочь, которую он когда-то выгнал из дома. Да и кушанья перед ним на столе, как назло, все оказались невкусные. Удивлялся царь, с какой охотой, нахваливая, пировали другие гости, а потом не выдержал, и попробовал кусочек из тарелки соседа.
— Вы для того позвали меня на пир, чтобы надо мной посмеяться? Почему у меня одного всё такое невкусное? — воскликнул он возмущённо.
Тогда невеста вышла из-за стола, поклонилась и говорит:
— Прости меня, батюшка, это я велела приготовить для тебя все блюда без соли. Помнишь, когда-то я тебе сказала, что люблю тебя, как соль в кушанье, а ты рассердился. Знай же, что я вовсе не хотела тебя обидеть…
Прослезился царь, о́бнял свою дочь и попросил у неё прощения.
Порой мы слишком любим слушать в свой адрес красивые слова, не вникая в их смысл. А ведь недаром говорят: иная лесть может и ум съесть.
(по мотивам румынской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема