Жил на свете царь, и было у него три дочери.
Однажды царь задал старшей дочери такой вопрос:
— Дочь моя, скажи, как сильно ты меня любишь?
— Я люблю тебя так же, как сладкий мед, — ответила девушка.
Понравился царю такой ответ.
— А ты, дочь моя, как сильно меня любишь? — спросил он свою среднюю дочь:
— Как сахар, отец.
Царь любил льстивые, медоточивые слова и остался доволен таким ответом.
Взглянул царь на младшую дочь, которая робко стояла в сторонке, и спросил её:
— Как ты любишь меня, дочь моя?
— Я люблю тебя, отец, как соль в кушанье! — ответила младшая царевна.
Её сёстры так и прыснули со смеху, а царь разгневался.
— Так вот как, значит, ты меня любишь? — сердито воскликнул он. — Прочь из моего дома, неблагодарная!
Покинула царевна дворец, ушла, куда глаза глядят, и пришла в соседнее царство. Нанялась она работать служанкой-стряпухой в царском дворце. Несколько лет прошло.
Так случилось, что служанку полюбил молодой принц. Ни о какой другой невесте он и думать не хотел, и родители назначили день свадьбы. Стали созывать народ на пир. Невеста попросила, чтобы позвали и её отца, но скрыла, что она — царская дочь.
В день свадьбы царские столы так и ломились от вкусных напитков и кушаний.
Невеста сама учила поваров и стряпух, что и как подавать к столу. Лишь для одного гостя она приготовила угощения собственными руками и наказала своему верному слуге, чтобы тот ставил эти блюда перед царём из соседнего королевства — её отцом.
Сели гости стол, едят, пьют, веселятся, а царю, отцу невесты, кусок в горло не лезет. Он то и дело поглядывал на невесту. Уж очень она была похожа на его младшую дочь, которую он когда-то выгнал из дома. Да и кушанья перед ним на столе, как назло, все оказались невкусные. Удивлялся царь, с какой охотой, нахваливая, пировали другие гости, а потом не выдержал, и попробовал кусочек из тарелки соседа.
— Вы для того позвали меня на пир, чтобы надо мной посмеяться? Почему у меня одного всё такое невкусное? — воскликнул он возмущённо.
Тогда невеста вышла из-за стола, поклонилась и говорит:
— Прости меня, батюшка, это я велела приготовить для тебя все блюда без соли. Помнишь, когда-то я тебе сказала, что люблю тебя, как соль в кушанье, а ты рассердился. Знай же, что я вовсе не хотела тебя обидеть…
Прослезился царь, о́бнял свою дочь и попросил у неё прощения.
Порой мы слишком любим слушать в свой адрес красивые слова, не вникая в их смысл. А ведь недаром говорят: иная лесть может и ум съесть.
(по мотивам румынской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.