Есть у старинных чёрно-белых фотографий какая-то особенная сила притяжения – стоит только начать их рассматривать, как понимаешь, что трудно оторвать взгляд от этих кусочков тёплого, толстого картона, с которых на нас из прошлого смотрят живые люди. Да-да, живые – ведь трудно представить, что этих улыбчивых, или серьёзных, или удивлённых лиц уже давно нет на свете. И кажется: пока мы видим их на этих старых фото, они где-то здесь, поблизости, рядом с нами… Очень похожие чувства возникают, когда в руки попадается книга воспоминаний – трогательных, светлых, благодарных, написанных, что называется, не от ума, а от сердца. Именно такие мемуары об отце – простом сельском священнике, жившем в первой половине двадцатого века, - написали его дочери, Софья и Наталья Самуиловы. Они назвали свои воспоминания «Отцовский крест».
Сёстрам удалось представить читателям семейный портрет на фоне эпохи. Портрет, который не удалось отретушировать или исказить даже в те страшные годы, когда гонения на Церковь приобретали поистине чудовищные формы и масштабы. Свои воспоминания Софья и Наталья Самуиловы написали после трёхлетней ссылки, в которую их отправили, как гласил официальный документ, за «контрреволюционное участие в церковной группировке и обучение детей Закону Божьему».
Можно восхищаться, как сёстрам удалось после всех тягот и унижений не озлобиться сердцем, не зачерстветь душой, и написать такие живые, трепетные и светлые воспоминания! «Здесь нет ни одного случая, не происшедшего в действительности», - предупреждают Софья и Наталья Самуиловы в предисловии к книге «Отцовский крест». И от этого только усиливается ощущение, что держишь в руках и читаешь не просто книгу, а человеческую жизнь.
Отец Сергий Самуилов, главный герой этих воспоминаний, предстаёт перед нами с самых разных сторон. Вот он, помогая жене, нежно баюкает по ночам своего новорождённого сына. А вот вступает в жаркую полемику с раскольниками или рассуждает о глубоком смысле церковного Богослужения. Благословляет воинов, уходящих на Первую Мировую и запускает воздушного змея с детьми. Непосредственность и умение радоваться жизни, которые давала ему вера в Бога, невероятно ярко проступают на каждой странице книги.
Авторам книги – родным дочерям отца Сергия, - как, впрочем, и ему самому, досталась непростая судьба. Но Софья и Наталья Самуиловы всегда равнялись на отца, и поэтому выдержали все испытания. А живой и благородный отцовский пример - «Отцовский крест», - они бережно пронесли через всю свою жизнь.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья