Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир.
Крепкий аркан

В пещере среди скал жил лев — царь зверей. Пришёл однажды к нему в гости давний приятель — шакал, и лев стал ему жаловаться:
— Эх, совсем я старый стал, не могу охотиться. Целыми днями караулю в кустах оленей и кабанов. А когда приходит время прыгнуть из засады — никого не могу поймать.
— Скажите, господин, а если кабан сам подойдёт к вашей пещере, вы сумеете его схватить? — спросил шакал.
— Конечно, сумею, — ответил лев. — Да разве такое возможно? В наших краях все, кроме тебя, мою пещеру стороной обходят.
— А вот посмотрим, — сказал шакал. — Есть у меня один знакомый кабан, я попробую его привести.
Отправился шакал в лес, нашёл в чаще кабана и говорит:
— Ну, наконец-то! Сколько дней я тебя повсюду искал! У меня к тебе важное известие.
— Ничего хорошего от тебя ждать нельзя, — проворчал кабан, но всё же поинтересовался: — И зачем ты меня искал?
— Как ты знаешь, наш царь стал совсем стар, и он велел мне найти того, кому передаст власть. Это должен быть самый сильный и благородный зверь в нашем лесу. Разумеется, я сразу подумал про тебя и начал повсюду тебя искать. Пойдём вместе к царю, остальное всё он тебе сам скажет.
Привёл шакал кабана к пещере льва и говорит:
— А теперь подойди к царю, поклонись, воздай ему почести, и он передаст тебе власть.
В страхе приблизился кабан к пещере. Лев с рычанием набросился на него, но кабан успел сбросить когтистые лапы со своей головы, да и был таков.
— Опять мне не повезло, — сказал лев. — Теперь сто лет не дождёшься, чтобы к моей пещере кто-нибудь подошёл.
— Ничего подобного: я снова приведу сюда этого кабана, — возразил ему шакал.
— Разве кабан вернётся сюда, если только что чудом избежал смерти? Не на аркане же ты его сюда притащишь? Да у тебя и силёнок не хватит.
— Лежите спокойно в пещере и ждите, мой господин...
Догнал шакал в лесу кабана и говорит:
— Что случилось, приятель? Тебя как будто молния поразила... Почему ты весь задрожал и убежал?
— И ты ещё спрашиваешь? — возмутился кабан. — Ты же сам видел, как лев набросился на меня и хотел съесть!
— Тебе показалось, — возразил шакал, — Царь просто потрогал твою голову, чтобы проверить: подойдёт ли тебе по размеру корона? Теперь он убедился, что корона тебе в самый раз и больше не сомневается, что именно ты должен стать правителем леса.
Обрадовался кабан и снова побежал к пещере. Лев набросился на него, но каким-то чудом кабан опять увернулся и с громким хрюканьем убежал в чащу.
— Не расстраивайся, мой господин, — сказал шакал льву. — Я и в третий раз его сюда приведу. Стремление к власти — очень крепкий аркан.
(по мотивам сингальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 107. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко люди думают, что их молитва призвана изменить Бога. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 107-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 107.
2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду».
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
Говоря о просительной молитве, многие люди воспринимают её в контексте собственно человеческого опыта просьб и уговоров. Уже в детстве мы научаемся уговаривать старших позволить нам съесть лишнюю конфету, посмотреть лишний мультфильм или отменить наказание, которое кажется нам слишком суровым. У всех в детстве бывали ситуации, в которых за отказом могло последовать согласие, стоило лишь как следует попросить. Но так ли выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, и в своей полноте сокрыт от нас в тайне Божественной жизни. Пробуя ответить на него, всякий сталкивается с антиномией — в Священном Писании мы встречаем идею о неизменности Божией и в то же время видим Его отвечающим на просьбы людей и сменяющим гнев на милость. Кажется, что в Евангелии есть места, в которых Христос прямо указывает на необходимость упрашивать Бога, например, так и говорит: «Просите и дано будет вам». Конечно, в первую очередь Он говорит о спасении, чего люди обычно не понимают и пытаются вытребовать у Бога исполнения самых разных просьб. Но в данном случае важно другое: разве человек, который умоляет Бога о спасении, не меняется внутренне, разве при искренней просьбе его сердце не исполняется доверием к Богу и не оказывается способным воспринять Его любовь?
В псалме, который мы сегодня услышали, явно выделяются две части, первая взята из 56-го, а вторая из 59-го псалма. Можно сказать, что 107-й псалом составлен из двух цитат, причём составлен так, что оказывается не только молитвой, но и диалогом между псалмопевцем и Богом. Разговор начинается со слов Давида, который обращается к Богу с молитвой, исходящей из глубины сердца. Он и его народ в беде и просьба его — это просьба об избавлении от врагов. Примечательно, что истину Божию псалмопевец видит достигающей облаков, в то время как милость Его превыше небес. Отсюда ясна суть просьбы к Богу: «Будь превознесён выше небес», то есть вознесись над справедливостью, будь милостивым.
Ответ, который от лица Господнего даёт псалмопевец, являет верность Бога Своему народу. В удивительных образах Господь показывает молящемуся, что Его власть распространяется на всю землю, что вся она Его, с городами, странами и народами.
Но означает ли это, что Давид уговорил Бога? Очевидно, нет. Дело в другом. Давид правильно настроил своё сердце! Именно поэтому он, вопрошая о том, кто дарует ему победу, признаёт, что защита человеческая суетна и полагаться нужно только на Бога. У Давида, конечно, есть войска, и они, естественно, будут прилагать усилия, для того чтобы победить, но при этом они должны будут помнить, что окончание всех трудов и всех усилий человеческих — от Господа.
Псалом 107. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 107. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой,
10 Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.