
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Иуд., 77 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Никто так не радуется падению праведника, как отъявленный грешник. В этом — не только оправдание его собственного нечестия: это своего рода задорный укор, направленный в Небеса — «а Твоя-то религия — не работает!»...
Нередко приходится сталкиваться с глубинным, бессознательным отвержением христианских истин. И, как правило, причина этого скрытого бунта — страх. Страх, что согласие изменить свою жизнь в соответствии с христианскими заповедями будет равносильно экзистенциальному самоубийству. Ещё бы: вместо своей воли — следовать непонятной и непонятное и чужой воле Божией. Вместо приятного барахтанья в море удовольствий — посты, воздержание, молитвы, долгое стояние на службах, выворачивание души на исповеди, послушание духовнику. Вместо безоговорочного доверия своему разуму и опыту — принятие Священного Писания как критерия верности или ложности. Одним словом, сплошные угрозы для привычного с детства автономного бытия! Кто в здравом разуме и ясном сознании вообще на такое может решиться?...
И тут неожиданно откуда-то возникает в памяти собственные страхи перед... не поверите! — семейной жизнью. И действительно: кто в здравом уме и трезвом сознании захочет брать на себя бремя семейных уз? впускать в сердце другого, совершенно чужого, человека? Подстраиваться под него? Постоянно находиться рядом с ним — а ведь у него столько всего совершенно не твоего — к чему надо будет привыкать и привыкать? А дети? Да это же вообще один сплошной кошмар! Хоть маленькие — хоть большие! А денег-то, денег сколько на всех надо? Это вам не собачку дома завести — и то просто так даже в отпуск не уедешь — кому-то оставлять надо! Одним словом, сплошные проблемы, скорби, горести и неприятности — так накручивает сам себя молодой человек, пока не... влюбится. И когда в нём всё больше и больше разгорается жизненная потребность быть рядом с тем, кого он любит, — все вышеизложенные проблемы неожиданно вдруг становятся какой-то такой чепухой, которую даже в расчёт брать не хочется: да ладно уж там, как-нибудь да справимся, главное — быть вместе! А остальное — приложится!
Поэтому если человек сталкивается с чем-то, что для него возмутительно, странно, непонятно и неприемлемо — не стоит спешить осудить, превознося собственный образ жизни как единственно правильный. Кто знает, быть может, когда души коснётся огонь Божественной любви — сам человек поймёт, насколько наивны и смешны были его доводы против веры! Ведь легко осуждать то, чего не пробовал, — а ещё легче критиковать то, о чём знаешь только понаслышке! Прямо как в том старом анекдоте: «Мне так Паваротти не понравился, картавит, в ноты не попадает»... «Вы были на концерте самого Паваротти???» «Да нет, мне Рабинович по телефону напел...»
Поэтому никогда не следует злословить то, чего мы досконально не знаем — потому что сам факт злословия обличает не только наше невежество, но и в целом недоброе расположение сердца!
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!