Иак., 57 зач., V, 10-20
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если человек заболевает, то мы имеем обыкновение обращаться к врачу. Это общая практика. Она естественна и неоспорима. А предлагает ли церковная традиция делать что-то ещё помимо этого? Какие действия ещё мы можем предпринять для своего исцеления? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы соборного послания апостола Иакова, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков предлагает своим слушателям достаточно чёткие инструкции, что необходимо делать, когда с человеком приключилась какая-то болезнь. Необходимо призвать пресвитеров, то есть священников, чтобы они совместно помолились над страждущим, а также помазали его елеем, то есть маслом.
Обычай, упомянутый Иаковом, восходит к ветхозаветным временам. Когда кто-то из иудеев заболевал, он шёл сначала не к доктору, а к раввину. Тот мазал его маслом, а потом читал над ним молитву. Эта практика была заимствована и христианской Церковью. Конечно, содержание молитв было изменено. В них стало фигурировать имя Христа, а место раввина заменил христианский пресвитер. Но сам подход остался прежним. Он основан на том, что телесное и духовное связаны самым тесным образом. И наши физические болезни — это зачастую следствие духовных недугов. Поэтому, если посетила болезнь, необходимо обратится не только к врачу, но и к священнику.
Этот обычай дошёл и до наших времён. Одно из семи церковных таинств называется Таинством Елеосвящения или иначе — Таинством Соборования, так как традиционно оно совершается над больным человеком несколькими священниками, то есть соборно. Согласно современной практике, Соборование может проходить как в храме, так и в больнице, а также на дому, если человек по своей немощи не имеет возможности прийти в Церковь. В этом случае и священник может быть один.
При этом важно помнить, что, как и другие церковные таинства, Соборование не действует автоматически. И апостол Иаков указывает сегодня на это. Не только молитва является залогом выздоровления, но и признание своих грехов. Поэтому и говорит он: «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». Болящий, насколько это ему возможно, должен увидеть и признать связь между своей телесной немощью и тем образом жизни, который он вёл. Ведь нередко именно за тем и попускаются нам физические болезни, чтобы мы обратили внимание на духовное состояние. Чтобы все свои мысли направили к Богу.
Наконец, важно упомянуть о том, что не всегда человек страдает телом из-за своих грехов. Порой просто приходит время, и в силу вступают естественные причины. Или же бывает так, что физические недуги посылаются нам по особому Промыслу Божию. Как говорится, не за что-то, а для чего-то. Именно поэтому и начинается прозвучавший сегодня отрывок с упоминания о праведном Иове, который страдал невинно. И в итоге за своё терпение и верность Богу в этих страданиях, Иов приобрёл глубокий духовный опыт и святость.
О всём этом необходимо помнить и нам. Чтобы если приключилась с нами болезнь, мы обращались не только к врачам, но и к молитве. При этом чтобы наша желание получить здравие сопровождалось не только молитвословиями священников, но и нашими собственными реальными поступками. Наконец, чтобы если это не приносит мгновенного результата, мы не отчаивались. Но продолжали бы с доверием Богу исполнять евангельские заповеди, как говорит сегодня апостол, не уклонялись бы от истины. Именно за такую верность и терпение Господь в своё время обязательно насытит нашу душу и тело Своей благодатью. А нашему сердцу подарит радость, мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.