
Иак., 55 зач., III, 11 — IV, 6.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Иаков говорит о соотношении слов и дел в жизни верующих, а также объясняет, в чём причина их неудач. Краткий ответ может быть таким: их основная проблема в двуличии. Причём не обязательно двуличии сознательном, подлом и хитром, при котором человек понимает, что думает одно, а делает другое. Двуличие вполне может быть бессознательным, при котором человек говорит правильные вещи, но живёт совершенно иначе.
Ещё в глубокой древности человек научился с помощью слова создавать иную реальность. Мифологические и художественные тексты лишь от части претендовали на достоверность или даже не претендовали вообще, потому что их цель изначально была иной. Сегодня в век фантастических фильмов человек на экране может летать, обладать необычной силой, но мы прекрасно понимаем, что перед нами спецэффекты, и на самом деле актёры по своим способностям ничем не отличаются от обычных людей. На самом деле в нашей жизни хватает фантастики без всяких фильмов. Например, когда мы считаем себя хорошими, в то время как совершенно не любим людей, мы без фантастических фильмов создаём в своём сознании ложную картину, в которую охотно верим. Подобных фантазий мы не боимся, хотя в контексте духовной жизни они страшнее любого фильма. Понимая это, апостол призывает учеников не побояться увидеть себя настоящими и предстать в этом своём состоянии перед Богом. Конечно, сказать бывает проще, чем сделать. В нас всё бунтует, всё противится и не желает знать правду. Мы хорошие, добрые, честные, справедливые. Апостол этого не отрицает. «Вы таковы? — спрашивает он, — покажите это на деле». Сделайте элементарное: не завидуйте, не злословьте, не будьте сварливыми... но напротив, поймите, что плоды праведности пожинают те, кто созидает вокруг себя мир«.
Мы пробовали. Мы, конечно, всё это пробовали, но почему-то у нас плохо это получается. Впрочем, апостол знает ответ на этот вопрос. Мы не умеем справляться со своими желаниями. Они наполняют нашу жизнь противоречиями, из-за которых мы препираемся и враждуем. Мы можем хотеть почёта, уважения, того, чтобы учитывали наше мнение, но в борьбе за это перестаём чтить и уважать других. Мы даже молимся не ради общения с Богом, а ради того, чтобы Он помог нам устроиться в этом мире.
Расхождение между словами и делами, о котором апостол говорит в начале отрывка, укоренено в наших желаниях. Из источника не может течь сладкая и горькая вода одновременно, но к источнику и не предъявляют никаких претензий. Мы же, в отличие от источников и деревьев, обладаем свободной волей и выбираем, каким желаниям давать ход, а в чём себя сдерживать. По крайней мере, должны выбирать. Бог любит нас, но, когда мы отрекаемся от высокого призвания и предаёмся низменному в себе, Он ревнует о нашем будущем, ревнует о том, какими мы можем быть. И если мы по гордости упорствуем — Бог нам противится, а если смиряемся под Его волю — даёт благодать.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема