
Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Суть лицеприятия, порока, против которого выступает сегодня апостол Иаков, заключается в том, что мы по каким-то корыстным мотивам отдаём предпочтение одним лицам перед другими. При этом, как правило, возвышая одного, мы принижаем другого. Именно такую ситуацию рисует апостол Иаков в только что прозвучавшем отрывке. Это яркий пример того, как работает лицеприятие в социальном пространстве. Здесь зачастую речь идёт о предпочтении богатых, статусных, могущественных людей в ущерб бедным и беспомощным.
Не следует, однако, думать, что лицеприятие ограничивается лишь теми случаями, пример которых описан сегодня. Оно работает и в другую сторону. Бывает, что по тем или иным корыстным мотивам притесняют именно сильного в угоду слабому. Нечто подобное можно видеть в разного рода ток-шоу, когда ведущий, манипулируя общественным мнением, многократно преувеличивает вину власть имущего, стараясь выставить в выгодном свете простого работягу, окружить его особым ореолом. Богатый в этом случае оказывается виновным лишь потому, что он богатый. Таким образом, желая завоевать доверие простого народа, набрать, как сейчас говорится, электорат, стать популярным среди униженных и оскорблённых, спикер словно подыгрывает им, чтобы казаться своим за счёт тех, кто им ненавистен, и провести какие-то идеи в массы.
Всё это характерно не только для современного мира, но и для древнего. Неслучайно в Ветхом Завете в книге закона Моисеева была даже заповедь, в которой прямо говорится: «бедному не потворствуй в тяжбе его». То есть судей предупреждают, чтобы они судили нелицеприятно, не обращая внимания на то, кто перед ними, богач или бедняк. Каждый имеет право на справедливость. Когда речь идёт о правде Божией нет места предрассудкам и личным предпочтениям, тем более основанным на корысти. Как говорится в книге Притчей Соломона: «Богатый и бедный встречаются друг с другом, того и другого создал Господь».
Подобно этому лицеприятие не должно иметь место и в нашей личной жизни. А проваливаемся мы в него буквально каждый день. Встречая различных людей на своём пути, мы транслируем разное отношение к ним. Одним отдаём предпочтение, другими наоборот пренебрегаем. Перед одними заискиваем, других презираем. Одних возвышаем, других унижаем. И всё это не потому, что мы хорошо знаем человека лично и в курсе всего того, что ему довелось пережить на своём веку, но по причине собственных предрассудков и установок, которые не в последнюю очередь сформированы нашим же искажённым восприятием жизни через призму уязвлённого самолюбия и эгоцентризма. По сути, мы вешаем на человека ярлык и нарушаем заповедь Христа, который говорит прямо: «не судите, да не судимы будете». Это не означает, что мы должны бросаться в объятия каждому встречному. Осторожность и ощущение личных границ не помешают никогда. Это означает, что окончательный суд о человеке мы должны отдавать Богу, Который знает о человеке всё, даже то, чего может не знать о себе сам человек. Только Господь, как говорит Писание, есть судия, у Которого нет лицеприятия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Достаточно ли для того, чтобы иметь с Богом добрые отношения, быть крещёным во Христа, иногда посещать храм и с уважением относиться к разнообразным проявлениям той культурной традиции, которая сложилась вокруг веры во Христа? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Отрывок, который мы только что услышали, — это вступление послания апостола Павла общине христиан в Риме. Начинает апостол с того, что вкратце напоминает своим адресатам об истоках христианской веры. Тем, кто пришёл в Церковь из иудейской религии, это было известно с самого рождения. Они прекрасно знали, что о Христе предсказывали древние пророки, о том, что родиться Христос должен был от царя Давида, они знали священные писания, в которых содержались все эти предсказания. Это была не только их вера, но и их культура. Однако, римская община состояла в основном из тех, кто ранее принадлежал к языческим религиям. Все эти люди были воспитаны в других культурных традициях. А потому апостол вынужден напоминать им прописные истины, без которых им сложно будет понять, о чём будет идти речь в его послании дальше.
Во второй части отрывка Павел переходит к сути своего обращения. Он говорит, что Иисус Христос — это та сила, благодаря которой стало возможно спасение. И эта сила дана всем. Не только иудеям, но и эллинам. Под словом «эллин» Павел подразумевает всякого представителя языческой культуры, которая на тот момент была эллинистической, то есть греко-римской. Иными словами, для того, чтобы получить спасение и благодать от Бога, теперь нет необходимости становиться иудеем, как раньше. Христианство — это религия универсальная. Она предназначена для всех народов, для всех национальностей и рас. Для каждого человека, который рождается в этот мир. Как говорит Павел, и для иудеев, и для эллинов, и для варваров, и для мудрецов, и для невежд. И всякий теперь может познать правду Божию, которая открывается для него глубже и шире, если он стремится возрастать «от веры в веру».
Что означает это выражение «возрастать от веры в веру»? Это означает, что верующий во Христа призван приучить себя на регулярной основе делать выбор, как ему поступить: как он сам считает нужным и правильным, или поинтересоваться, а что по этому поводу думает Бог? На практике это означает приучить себя в начале каждого дела в течение дня направлять своё внимание ко Творцу и спрашивать Его: «Боже, я хочу поступить так-то и так-то, а чего хочешь Ты?». Если мы будет искренне заинтересованы в том, чтобы услышать ответ, то его подскажет или сердце, или священные тексты, или опытные люди, или же Господь пошлёт на нас волну событий. Наша задача быть внимательными, чтобы увидеть эту подсказку и быть отважными и решительными, чтобы последовать ей и совершить, возможно, новое и непривычное для нас действие. Даже если это будет ошибка, не страшно. Ведь мы доверились Творцу. А Он знает, что нам порой необходимо пройти и через ошибки. Ведь как иначе мы станем опытными? Хуже, если мы не будем совершать этой внутренней работы. Если мы не научимся разговаривать с Богом, если не будем доверять себя и свою жизнь в Его руки. Да, безусловно, это риск. Словно шаг в пустоту. Но без него не будет никакого развития веры. И благодать надолго не будет задерживаться в нашем сердце.
Возможно, это повод задуматься. Конечно, очень хорошо, если мы знаем основы своей религиозной традиции. Прекрасно, если мы с уважением относимся к Церковным обычаям, принимаем участие в её ритуалах, обрядах и таинствах. Однако важно помнить, что острие духовной жизни — это умение постоянно задавать себе вопрос: «Господи, а как мне поступить в этой ситуации?». Вся церковная традиция с её установлениями существует, чтобы мы не забывали этот вопрос задавать почаще, чтобы мы научились слышать на него ответ, и чтобы, самое главное, услышав его, имели мужество преодолеть свой страх, и нашли бы в себе силы совершить поступок, особенно в тех случаях, когда этот ответ нас не устраивает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Кате услышать этот мир

Кате Кузнецовой 5 лет. Она живёт в небольшом селе в Ульяновской области. Катюша — самая младшая в дружной многодетной семье Кузнецовых. Девочка родилась с редким генетическим нарушением. Всего, таких как она, на планете не более ста человек. Среди последствий заболевания — потеря слуха и задержка речи. Чтобы у Кати была возможность получать необходимое лечение, они вместе с мамой Еленой часто ездят по клиникам в разных городах. В родном селе их прозвали «путешественницами».
Только за первые пару лет своей жизни Катюша перенесла пять операций. Во время одной из них ей вживили в ухо кохлеарный имплант. Он помогает ей слышать. Первые звуки вызвали у девочки восторг и улыбку! Но установка такого устройства — только полдела. Ребёнку необходимо адаптироваться к звукам и научиться их распознавать. В этом деле девочке здорово помогают реабилитации. На них же Катя учится говорить. После одного из курсов она впервые произнесла: «Мама, спасибо».
Сегодня Катюша ходит в обычный детский сад и активно развивается. Дважды в неделю родители возят её к сурдопедагогу в Ульяновск. А ещё она с удовольствием посещает танцы: учится чувствовать ритм и воспринимать звуки через движения.
Сейчас девочке нужно пройти двухнедельный курс реабилитации по восстановлению слуха и речи в подмосковном центре. Именно такие занятия приближают Катю к полноценной жизни. Но для многодетной семьи из Ульяновской области стоимость реабилитации слишком высокая. Поэтому Кузнецовым важна поддержка.
Узнать подробную историю Кати и помочь девочке можно на сайте фонда «Страна-детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Восстановление новгородских храмов после ВОВ». Анатолий Оксенюк, Наталья Шашкова

У нас в студии были директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, кандидат искусствоведения Наталья Шашкова и заместитель директора по научной работе, кандидат исторических наук Анатолий Оксенюк.
Разговор шел об истории восстановления после Великой Отечественной войны разрушенных новгородских храмов и о посвященной тем событиям выставке «Восстает во славе».
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер