Соборное послание святого апостола Иакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Соборное послание святого апостола Иакова

* Поделиться

Иак., 53 зач., II, 14-26.

Глава 2.

1Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

«Вера без дел мертва» — эти слова апостола Иакова в своё время очень возмутили Мартина Лютера, одного из лидеров европейского протестантизма. Лютер, порвавший с Католической церковью, всячески критиковал некоторые традиции католицизма. В частности, учение о так называемых заслугах. Согласно этой доктрине — христианин должен был к искупительной жертве Христовой присовокупить свои собственные персональные заслуги. В виде добрых дел, милостыни, молитвы, поста и прочих благочестивых поступков. Идеологическим основанием для такого видения служило как раз послание апостола Иакова.

«Что же тут неправильного?» — спросите вы. «Что так возмутило реформатора?» Лютер видел, что на практике представляют собой спасительные заслуги. Его современники чаще всего совершали добрые дела не для выражения искренней веры, а для того, чтобы от Бога фактически откупиться. Логика была примерно такой. «Господи, вот я помолился, совершил милостыню, попостился. Всё необходимое я исполнил. Дай, я теперь для себя поживу». Благочестивая жизнь, таким образом, приобретала магический оттенок, а отношения с Богом получали формат «ты-мне, я-тебе».

Возмущение Лютера было оправданным. Истинная духовность не может быть меркантильной. Но, к сожалению, сам реформатор впал в иную крайность, заявив, что добрые дела в вопросе спасения роли не играют. А имеет значение исключительно вера. В результате, послание апостола Иакова Мартин Лютер назвал «соломенным» и своих последователей убеждал, что оно для чтения не является полезным. Конечно же, протестантский богослов оказался не прав.

Убедиться в этом легко. Достаточно внимательно вслушаться в сегодняшний отрывок из послания. Апостол Иаков призывает читателей установить здоровый баланс между внутренними убеждениями и их внешним проявлением. Вера не может существовать в вакууме. Христианин не имеет морального права оставаться исключительно на уровне теории, не проявляя себя на практике. Поэтому наряду с правоверием должно существовать и праводелание.

Но и добрые дела, совершаемые без веры, смысла не имеют. Если в основании поступка не находится желание проявить любовь к Богу и ближнему, а присутствует полумагическое стремление исполнить определенный порядок действий, то ничего хорошего в духовном плане такие шаги не принесут. Кто из нас не видел в храме таких — особого рода прихожан? Всё знают, все предписания исполняют, но какими же злыми при всём при этом они бывают. Почему? Потому что за внешним благочестием нет главного. Любви.

Вот мы и добрались до самого важного. Связующим звеном между верой и добрыми делами является любовь. Она помогает нашим внутренним убеждениям правильно проявлять себя через поступки. Она же помогает практическим действиям не превращаться в откуп от Бога, а становиться истинным выражением милосердия и милости. Вера без дел мертва, дела без веры тоже. Сохранить же правильное соотношение одного и второго да поможет нам любовь к Богу и ближним.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Псалтирь
Псалтирь
Андрей Борисович – увлеченный своим делом человек. А дело всей жизни нашего героя – это изучение Псалтыри, библейской книги царя Давида. Вместе с Андреем Борисовичем мы попадаем в различные житейские ситуации, которые для нашего героя становятся очередным поводом поговорить о любимой книге.
Материнский капитал
Материнский капитал
Дети - большие и подросшие – как с ними общаться, как их воспитывать и чему мы можем у них научиться? В программе «Материнский капитал» Софья Бакалеева и ее гости рассуждают о главном капитале любой мамы – о наших любимых детях.
Сюжеты
Сюжеты
Каждая передача состоит из короткого рассказа «современников» о Божием присутствии в их жизни.

Также рекомендуем