Иак., 57 зач., V, 10-20.
Глава 5.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одна из основных тем сегодняшнего отрывка, как и всего послания апостола Иакова — это страдания праведников. Можно было бы решить, что грешники страдают, потому что выбрали не ту дорогу, но ведь страдают и те, кто выбрал верный путь. Почему это так и есть ли смысл в праведности, если она не решает проблем?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит прежде задать себе другой: почему я вообще верю в Бога? Если вера для нас — результат опыта и нравственного выбора — это одно, а если мы верим, чтобы избежать проблем — другое.
Я с большой грустью вспоминаю историю, которая произошла ещё в середине 90-х. Один молодой человек, начинающий музыкант, вдруг продал душу дьяволу. Оказавшись в плохой компании и начитавшись специфической литературы, он совершил какой-то обряд, который воспринимал как договор с темными силами. Форма и детали всего этого, конечно, могли быть какими угодно, важно другое — почему он так поступил, в чем была причина. Надо сказать, что никаких секретов тут нет, и он сам спокойно рассказывал об этом друзьям. «Я хочу стать успешным и знаменитым. И уж если дьявол хозяин зла и страдания в мире — я хочу договориться с ним заранее, чтобы у меня все было хорошо», — говорил он.
Может показаться странным, но логика, которая привела его к такому поступку характерна для многих верующих людей, и над этим стоит задуматься.
Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть благополучной жизни, но она не должна быть главной целью, иначе человек всю жизнь будет метаться между молитвами к Богу, гороскопами, амулетами, приметами и всем прочим. И всегда будет переживать только об одном — личном благополучии. Ни Бог, ни другие люди, ему при этом интересны не будут. Да и счастья эти метания не принесут — одно беспокойство.
Христианам, которых смущает, что они доверились Богу, но проблемы в их жизни ещё остались, апостол напоминает, что пророки, которые вообще были людьми Божьими, терпели много несправедливостей. Кто-нибудь скажет, святые и пророки — это особые люди, но апостол специально подчеркивает, что пророк Илья был таким же человеком, как все.
Что же делать христианину, который страдает? Апостол не дает простых ответов и призывает вести праведную жизнь и молиться. И не только о прекращении страданий, но и о терпении, которое поможет их перенести. Не стоит думать, что страдания становятся какой-то особой целью. Конечно, нет. Если человек тяжело болен, пресвитеры и вся Церковь молятся о том, чтобы он был исцелён. Однако жизнь мира, лежащего во зле, сложна и иногда от страдания невозможно бежать — его приходится перенести... Но ведь и сделать это можно по-разному... Апостол говорит, братия — если вы страдаете — терпите и молитесь Богу, если у вас всё хорошо — веселитесь, но и в это время не забывайте молиться. Главное же, будьте верны Богу и старайтесь жить в истине.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница