
Сергей Комаров
Иногда, когда мы говорим со знакомыми о вере, нам кажется, что наши слова не имеют никакой отдачи.
Уверен, что это не так.
Господь закрывает от нас плоды нашей проповеди для нашего смирения. Но слово о Боге, сказанное нами, совершает свою работу. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Приведу пример из своей катехизаторской практики, как однажды я получил ответ на мои собственные сомнения и на мою проповедь. Был у меня такой период — года полтора я проповедовал в театре. Такую возможность мне предоставила знакомая, театральный режиссер. Я приходил по субботам в театр и, когда актеры отдыхали между репетициями, выходил на сцену. Актеры садились в зал, и я произносил проповедь, которую готовился сказать в воскресенье с амвона.
В нашем храме существовала такая практика, не совсем обычная: по благословению архиерея миряне-пономари проповедовали в храме во время богослужения.
Так вот, в очередной раз я прихожу и произношу проповедь на тему «смысл жизни». В проповеди я использовал фрагмент из лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова: «Допустим, человек копает. Спрашиваем у него: „Зачем копаешь?“ И представьте, если он ответит вам: „Не знаю“. Что за неразумный человек! — подумаем мы. А если говорить не о копании, а о жизни? Ведь многие живут, не зная, зачем. Насколько же жизнь выше копания! И если человек не знает, зачем живет, — какое это неразумие!»
Я произнес проповедь с этой вставкой, мы обсудили ее с актерами. Всё это было довольно интересно: среди актеров встречались неверующие. И с ними строились необычные, несхематичные диалоги. Мы поговорили, я ушел, и на следующий день сказал эту проповедь в храме.
А в театре в воскресенье утром обычно бывает мастер-класс: занятие с людьми с улицы, своего рода театральный кружок, где профессиональные актеры учат начинающих основам сценического искусства. В мастер-классе есть такой «разогрев»: каждый участник должен выйти на сцену и рассказать о самом главном впечатлении прошедшей недели.
И вот, на следующий день после моей проповеди в театре, в воскресенье, случилось следующее. Вышла девушка, встала на то же место, где вчера стоял я, и говорит: «Представьте себе, что человек копает. Подойдите к нему и спросите, зачем он копает...» И далее она один в один рассказывает историю, которую я вчера, стоя на этом же месте, рассказывал этим же людям, актерам.
Они спрашивают: «Откуда ты это взяла?» Она отвечает: «Утром гуляла в парке. Настроение плохое, депрессия. Смотрю — храм. Думаю, дай зайду. Зашла. Вышел какой-то худощавый батюшка и вот это рассказал, про смысл жизни. Мне очень понравилось, и я подумала: действительно, а зачем копаем, друзья? И пришли мысли, что Бог есть, и я ведь крещеная, и мне надо в церковь ходить. Ведь Бог — это радость».
Несколько наводящих вопросов помогли узнать, что храм оказался как раз тот, где я проповедовал утром. А «худощавый батюшка» — это вроде как я.
Режиссер театра позвонила мне, рассказала эту историю. Мы оба находились под впечатлением довольно долго. Господь произвел такой круговорот проповеди в природе: профессор Осипов что-то сказал где-то, я передал в своем храме, мысль услышала какая-то девушка, и информация вернулась ко мне. Удивительно!
Я воспринял это как ответ Божий на свою работу, как некую поддержку.
Действительно, когда мы говорим с людьми о вере, мы не знаем, как это потом сработает, как семя слова Божьего прорастет в этом человеке. От нас — сказать, передать Благую весть в той или иной форме, а от Бога — взрастить это семя. И когда проповедник долго не получает отклика на свою проповедь, это всё хорошо, это правильно. Так нужно для нашего смирения, чтоб мы не гордились.
Есть разделение труда: у нас одна работа, у Бога — другая. От нас — сказать о вере, от слушателя — захотеть верить, от Бога — подарить веру.
Говорите о Господе, христиане!
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.