Иногда, когда мы говорим со знакомыми о вере, нам кажется, что наши слова не имеют никакой отдачи.
Уверен, что это не так.
Господь закрывает от нас плоды нашей проповеди для нашего смирения. Но слово о Боге, сказанное нами, совершает свою работу. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Приведу пример из своей катехизаторской практики, как однажды я получил ответ на мои собственные сомнения и на мою проповедь. Был у меня такой период — года полтора я проповедовал в театре. Такую возможность мне предоставила знакомая, театральный режиссер. Я приходил по субботам в театр и, когда актеры отдыхали между репетициями, выходил на сцену. Актеры садились в зал, и я произносил проповедь, которую готовился сказать в воскресенье с амвона.
В нашем храме существовала такая практика, не совсем обычная: по благословению архиерея миряне-пономари проповедовали в храме во время богослужения.
Так вот, в очередной раз я прихожу и произношу проповедь на тему «смысл жизни». В проповеди я использовал фрагмент из лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова: «Допустим, человек копает. Спрашиваем у него: „Зачем копаешь?“ И представьте, если он ответит вам: „Не знаю“. Что за неразумный человек! — подумаем мы. А если говорить не о копании, а о жизни? Ведь многие живут, не зная, зачем. Насколько же жизнь выше копания! И если человек не знает, зачем живет, — какое это неразумие!»
Я произнес проповедь с этой вставкой, мы обсудили ее с актерами. Всё это было довольно интересно: среди актеров встречались неверующие. И с ними строились необычные, несхематичные диалоги. Мы поговорили, я ушел, и на следующий день сказал эту проповедь в храме.
А в театре в воскресенье утром обычно бывает мастер-класс: занятие с людьми с улицы, своего рода театральный кружок, где профессиональные актеры учат начинающих основам сценического искусства. В мастер-классе есть такой «разогрев»: каждый участник должен выйти на сцену и рассказать о самом главном впечатлении прошедшей недели.
И вот, на следующий день после моей проповеди в театре, в воскресенье, случилось следующее. Вышла девушка, встала на то же место, где вчера стоял я, и говорит: «Представьте себе, что человек копает. Подойдите к нему и спросите, зачем он копает...» И далее она один в один рассказывает историю, которую я вчера, стоя на этом же месте, рассказывал этим же людям, актерам.
Они спрашивают: «Откуда ты это взяла?» Она отвечает: «Утром гуляла в парке. Настроение плохое, депрессия. Смотрю — храм. Думаю, дай зайду. Зашла. Вышел какой-то худощавый батюшка и вот это рассказал, про смысл жизни. Мне очень понравилось, и я подумала: действительно, а зачем копаем, друзья? И пришли мысли, что Бог есть, и я ведь крещеная, и мне надо в церковь ходить. Ведь Бог — это радость».
Несколько наводящих вопросов помогли узнать, что храм оказался как раз тот, где я проповедовал утром. А «худощавый батюшка» — это вроде как я.
Режиссер театра позвонила мне, рассказала эту историю. Мы оба находились под впечатлением довольно долго. Господь произвел такой круговорот проповеди в природе: профессор Осипов что-то сказал где-то, я передал в своем храме, мысль услышала какая-то девушка, и информация вернулась ко мне. Удивительно!
Я воспринял это как ответ Божий на свою работу, как некую поддержку.
Действительно, когда мы говорим с людьми о вере, мы не знаем, как это потом сработает, как семя слова Божьего прорастет в этом человеке. От нас — сказать, передать Благую весть в той или иной форме, а от Бога — взрастить это семя. И когда проповедник долго не получает отклика на свою проповедь, это всё хорошо, это правильно. Так нужно для нашего смирения, чтоб мы не гордились.
Есть разделение труда: у нас одна работа, у Бога — другая. От нас — сказать о вере, от слушателя — захотеть верить, от Бога — подарить веру.
Говорите о Господе, христиане!
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд
В 1934 году на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Инженер Гоф». Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой.
Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». «Сама не знаю, как смогла такое написать», — смеялась впоследствии Ирина Всеволодовна. Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!» Девушка смотрела на Меркурьева, и ей казалось, будто после долгой разлуки она встретилась с самым родным и близким человеком. «Я люблю его», — призналась сама себе в тот вечер Ирина. А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце.
Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. «Их отношения были каким-то чудом, — писал о родителях Пётр Васильевич Меркурьев. — Они прожили вместе больше сорока лет, и чувства их всегда оставались свежими».
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы.
В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.