Игорь Северский доблестным витязем, уже перешедшим за тридцатилетний возраст. Он несколько раз успешно самостоятельно ходил на Половцев и сильно печалился, что домашние дела помешали ему принять участие в последних походах. Печаль эту разделял и брат его, князь Трубчевский Всеволод. И вот братья решили сами предпринять поход на Половцев.
23 апреля 1185 года, Игорь сел на коня в Новгороде Северском, приказав присоединиться к себе по пути брату Всеволоду из Трубчевска, юному сыну своему Владимиру из Путивля и племяннику Святославу Ольговичу из Рыльска. И кроме того выпросил у Черниговского князя Ярослава Всеволодовича боярина Олстина Олексича с пограничным варварским народцем Коуями.
Этот поход изображен во всех подробностях в замечательном произведении, «Слове о полку Игореве», дошедшем до нас с тех времен. Неизвестный создатель этого «Слова» с такой необыкновенной живостью описывает всех участников похода, их думы, надежды, предчувствия, неудачи и горести, что читатель совершенно переносится в их среду. Вместе с тем, в «Слове» необыкновенно картинно описывается природа наших южных степей и дается замечательно точное и меткое определение главных участников событий Русской жизни тех времен. Ввиду поразительной красоты «Слова о полку Игореве» — несколькими нашими писателями сделаны были удачные переложения его стихами с древне-русского языка на наш современный.
Когда Игорь, поджидая подхода остальных князей, приблизился к Донцу, то случилось солнечное затмение.
Три дня стояли здесь Русские полки и веселились, говоря: «Прежде наши с великим князем Святославом ходили на Половцев и бились с ними, озираясь на Переяславль; а мы теперь в самой земле Половецкой; теперь пойдем за Дон и до конца истребим их; а затем пойдем в Лукоморье, куда и деды наши не хаживали, и возьмем до конца свою славу и честь». Но скоро отряд наших храбрецов стал со всех сторон окружаться Половцами.
В этих тяжелых обстоятельствах благородные князья наши решили: «Если побежим, то сами спасемся, но черных людей оставим, и будет на нас грех перед Богом, что их выдали; уже лучше умрем».
Порешивши на этом, князья вступили в битву, хотя уже все изнемогали от безводья.
Игорь еще в начале битвы был ранен в руку. Увидев, что побежали Коуи, он поскакал к ним, чтобы удержать беглецов, но был тут же захвачен в плен. Скоро его глазам представилось страшное зрелище: его брат Всеволод был окружен со всех сторон врагами и, отбиваясь от них, изнемогал в неравной борьбе. Тогда Игорь стал просить себе смерти, только чтобы не видеть гибели брата. Но Всеволод не погиб, а был также взят в плен. Победа Половцев, со всех сторон кольцом охвативших Русских, была полная: наших ушло домой человек пятнадцать.
Известие об этом неслыханном погроме произвело на Руси потрясающее впечатление.
Половцы, ободренные неожиданным успехом, быстро двинулись на Русскую Землю.
Кончак направился на Киевскую сторону, а Гзак на Черниговскую, где остались один жены и дети. Скоро Кончак подошел к Переяславлю, в котором сидел знакомый нам молодой герой Владимир Глебович. Он неустрашимо вышел из города и ударил на Половцев с небольшой дружиной, но был окружен множеством врагов и тяжело ранен тремя копьями. Его, однако, выручили остальные люди дружины, и он гордо вернулся в Переяславль. Затем Половцы взяли Ромны, и, произведя на обоих берегах Днепра большие опустошения, успели вернуться домой безнаказанно.
А несчастные князья наши продолжали жить в плену, к большому горю их семей.
Случай дал возможность Игорю бежать из Половецкого плена. Половцы, ценя его блистательную отвагу, обращались с ним почтительно: он имел своих слуг и мог ездить на охоту. Только стража в двадцать человек была при нем неотлучно.
Один из Половцев, по имени Лавор, привязался к нему всей душой и предложил бежать вместе в Русь. Игорь сперва воспротивился. Но находившийся с ним в плену его тысяцкий и конюший уговорили своего князя на этот шаг. И вот, однажды, на закате солнца, когда Половецкая стража упивалась кумысом, Игорь, поклонившись образу Спасителя надел на себя крест и икону, тихонько поднял полу своего шатра, вылез на свободу, и незаметно пробрался на берег реки, где его ждал верный Лавор, после чего благополучно достиг своего дома.
Через два года вернулся также храбрый брат его Всеволод и юный сын Владимир; последний — с молодой женой. За время своего плена он успел влюбиться в ханскую дочь и жениться на ней.
Так окончился знаменитый поход Игоря. Но враждебные столкновения с Половцами продолжались по-прежнему и, при возможности — князья ходили в степь их наказывать.
В 1187 году, по возвращении из одного такого похода, разболелся и умер Владимир Глебович Переяславский, так прославившийся своею доблестью несмотря на молодые годы. Вскоре достойным преемником его славы выступил совсем юный сын Рюрика — Ростислав. Едва имея от роду пятнадцать лет, Ростислав сделался верным стражем Киевской Земли и истинной грозой пограничных хищников.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.