Старший сын Василия Темного Иоанн Васильевич получил в наследство область в тридцать раз большую той, которую завещал своим детям — первый собиратель Москвы — его прапрадед Иоанн Калита.
Однако, размеры этих владений все же составляли лишь незначительную часть всей Русской Земли, бывшей под властью Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
В половине пятнадцатого века, почти весь Русский Север … составлял область вольного города — Великого Новгорода ... Вся же Западная Русь, то есть нынешняя Белоруссия, вместе с областью Смоленской, и вся Малая Русь... входили в состав Литовско-Польского государства. За Тулой же и за Рязанской Землею начиналось обширное степное пространство … где оседлому Русскому населению не удавалось основаться прочно и где господствовали Татары...
На средней Волге, как мы видели, обосновались Татары Казанского царства; наконец, на нашем северо-востоке, Вятчане, хотя и числились за Московским князем, но мало слушались его.
Таким образом, достаточно было нескольких переходов для неприятеля, чтобы он мог достигнуть Москвы с севера, запада и юга. Вместе с тем, Московское княжество было далеко не самым крупным; Литовское государство, большинство населения которого состояло из Русских, и области Новгорода Великого были гораздо обширнее его.
Заметим также при этом, что на всем огромном пространстве Русской Земли, кроме крайнего севера и востока, не было деревни, которая не находилась бы под чужим, иноземным игом: на Западе они были под властью Литвы, а на востоке, время от времени, Русским князьям приходилось собирать дань, чтобы отправлять ее Татарам в Золотую Орду...
...Несмотря на большие успехи, достигнутые напряженными трудами предков Иоанна III, при восшествии его на прародительский престол, дело завещанное ими — собирание Русской Земли — было далеко еще не закончено...
Немало предстояло трудов и самому двадцатидвухлетнему великому князю Иоанну, чтобы вести государство по тому пути, который завещали ему его предшественники...
К великому счастию для нашей Родины, он обладал для этого всеми необходимыми душевными свойствами. Это был истинный потомок Всеволода … Большое Гнездо и Иоанна Калиты. Человек твердый, умный и необыкновенно трудолюбивый, несомненно отлично знакомый во всех подробностях с прошлым Русской Земли.
При этом, испытав, как мы видели, с юных годов превратности судьбы, он рано познал жизнь и людей и к каждому делу относился с необыкновенной обдуманностью, трезво взвешивая все обстоятельства, прежде чем принять какое-либо решение.
К величайшему нашему сожалению не сохранилось достоверного изображения Иоанна. Но из описания летописца мы знаем, что это был высокий, стройный князь, с проницательным взглядом; он носил длинную бороду и был, кажется, несколько сутуловат.
С первых же шагов своего великого княжения, Иоанн показал себя мудрым правителем, свято чтущим договоры и обязательства. Мы видели, что малолетний Рязанский князь Василий воспитывался в Москве, а владениями его управляли Московские наместники... Иоанн мог присоединить его владения к своим, но он отнюдь не сделал этого, а, по достижении Василием 16 лет, отправил его в Рязань, женив предварительно на сестер своей Анне, с которой был связан самой нежной дружбой. Этим он приобрел себе в Рязанском князе верного и послушного сподвижника.
В то же время со своим шурином, князем Тверским Михаилом Борисовичем, Иоанн заключил договор как с братом и равным себе великим князем. С Псковом и Новгородом он держал себя также по старине. Когда Псковитяне просили у него ратной помощи против Ливонцев, он тотчас же послал ее им, после чего Немцы позорно бежали; когда же Псков попросил для себя отдельного епископа от Новгорода, в надежде, что Иоанн примет их сторону, так как Новгородцы по-прежнему делали многое, чтобы возбудить против себя гнев великого князя, то он, во имя справедливости, поддержал Новгородского архиепископа, на стороне которого было право, освященное стариной.
Первый поход, по вступлении Иоанна III на престол, был на Казань.
Татарские отряды в 1468 году … подошли к Вятке и заставили ее жителей передаться Казанскому хану. Тогда, весною 1469 года, великий князь послал на Казань большую рать …
Ратники … подошли к Казани. Они неожиданно напали на посад, убили в нем и сожгли множество Татар и освободили большое количество христианских пленников; затем, они отступили на близлежащий остров, в ожидании подхода главной рати хана Ибрагима, собравшего большие силы. Действительно, Татары не замедлили появиться в огромном количестве; воеводы и ратники собрались крепко обороняться и начали отсылать от себя молодых людей с большими судами. Но молодежь также рвалась в бой; она стала нарочно в такое место, где должна была встретиться с Татарами и, вместе со старшими ратниками, прогнала неприятеля до города...
Еще более блистательными подвигами ознаменовали себя войска князя Ярославского, шедшего к Казани реками Вяткою и Камою… Казанская сила преградила им судами выход из Камы в Волгу. Тем не менее, несмотря на огромное неравенство сил, Русские смело вступили в бой, чтобы пробить себе дорогу; битва была ожесточенная … несколько Русских воевод пало на месте, но … храбрецы во главе с … князем Василием Ухтомским … наконец пробились и с честью прибыли к Нижнему.
Эти блистательные подвиги не дали, однако, осязательных следствий, так как войска наши действовали порознь; тогда, летом того же 1469 года, Иоанн послал под Казань двух своих братьев: Юрия и Андрея Большого, со всею силою Московской и Устюжской, конной и судовой, которая 1 сентября вогнала Татар в город, обвела вокруг него острог и переняла воду. При таких обстоятельствах, Ибрагим, видя себя в большой беде, заключил мир по всей воле великого князя и выдал всех пленников, взятых за 40 лет, которых было, конечно, великое множество.
«Жизнь со смыслом». Алексей Шириков и Наталья Кокорина

У нас в гостях были авторы православного просветительского проекта «Жизнь со смыслом» Алексей Шириков и Наталья Кокорина.
Разговор шел о том, как христианство наполняет жизнь смыслом, а также о том, как современному человеку можно интересно и доступно рассказывать о православной вере и помогать с пониманием входить в церковную жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к Богу через искусство»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также наш гость — настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов) — поделились светлыми историями о том, как фильм или книга послужили перелому мировоззрения и обращению ко Христу.
Ведущие: Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Молчание тысячи стоит

Жил давние времена лев, который был королем тысячи лесов. Взял он себе в жены лису, и родился у них сын, да такой, что и на лиса не похож, и львом его не назовешь.
С виду — могучий как лев, да только вместо того, чтобы рычать по-львиному, он лаял по-лисьи. Но это ещё полбеды: характер у сына льва был лишён всякого благородства. Только и думал он, как бы кого обхитрить, да что-нибудь у других для себя урвать.
Когда сын стал подрастать, отец лев призвал его к себе и сказал:
— Сын мой! Ты велик и силён телом, но от своей матери лисы получил особенный голос. В твоем голосе нет величия, и он не подобает моему царственному отпрыску. Если звери услышат, как ты лаешь по-лисьи, они не будут с тобой считаться. Поэтому ты лучше всегда помалкивай и не подавай голоса. Тогда я смогу даровать тебе тысячу лесов.
Сын запомнил наставления льва, и старался всё время помалкивать. Недаром пословица гласит: «И глупец, когда молчит, может умным показаться». Вот и всем зверям в лесу казалось, что молчаливый сын льва достоин того, чтобы стать их правителем.
Наконец, пришёл день, когда царь-лев решил передать сыну в управление тысячу лесов. По этому поводу на главной поляне был объявлен большой праздник, на который собрались все лесные звери и птицы. Каждый принёс новому правителю какой-нибудь подарок, и по давней традиции дары складывали у ног нового повелителя. С важностью восседал сын льва на троне и молча кивал подданным.
Последней с опозданием на церемонию прискакала белка. Она была очень легкомысленной и забывчивой, вечно всё путала, вот и сейчас положила свой орех к ногам старого царя-льва.
Увидел это сын льва, и громко закричал:
— Эй, куда? Это моё! Это моё!
От жадности он забыл про отцовские наказы и залаял по-лисьи.
Когда звери услышали, как тонко пищит такой большой и сильный зверь, они стали дружно смеяться. А ещё больше их рассмешило, что новый правитель тысячи лесов пожалел для отца одного маленького орешка. Вот так царь зверей! Чего же тогда другим от такого владыки ждать?
Один за другим звери и птицы стали забирать свои дары и перекладывать к ногам старого льва, давая понять, что не будут подчиняться его сыну.
— Если бы ты молчал, как я тебе наказывал, — получил бы тысячу лесов, — сказал лев, когда они с сыном остались наедине. — Но теперь вижу, что не смог ты унять своей болтливости, не хватило тебе силы воли. Но, может, это и к лучшему. Правитель должен быть справедливым и щедрым, а твоя мелочная жадность не подобает царю...
Так и не получил сын льва тысячи лесов, и с тех пор в тех краях говорят: «Молчание — тысячи стоит».
(по мотивам бирманской сказки)
Все выпуски программы Пересказки