Старший сын Василия Темного Иоанн Васильевич получил в наследство область в тридцать раз большую той, которую завещал своим детям — первый собиратель Москвы — его прапрадед Иоанн Калита.
Однако, размеры этих владений все же составляли лишь незначительную часть всей Русской Земли, бывшей под властью Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
В половине пятнадцатого века, почти весь Русский Север … составлял область вольного города — Великого Новгорода ... Вся же Западная Русь, то есть нынешняя Белоруссия, вместе с областью Смоленской, и вся Малая Русь... входили в состав Литовско-Польского государства. За Тулой же и за Рязанской Землею начиналось обширное степное пространство … где оседлому Русскому населению не удавалось основаться прочно и где господствовали Татары...
На средней Волге, как мы видели, обосновались Татары Казанского царства; наконец, на нашем северо-востоке, Вятчане, хотя и числились за Московским князем, но мало слушались его.
Таким образом, достаточно было нескольких переходов для неприятеля, чтобы он мог достигнуть Москвы с севера, запада и юга. Вместе с тем, Московское княжество было далеко не самым крупным; Литовское государство, большинство населения которого состояло из Русских, и области Новгорода Великого были гораздо обширнее его.
Заметим также при этом, что на всем огромном пространстве Русской Земли, кроме крайнего севера и востока, не было деревни, которая не находилась бы под чужим, иноземным игом: на Западе они были под властью Литвы, а на востоке, время от времени, Русским князьям приходилось собирать дань, чтобы отправлять ее Татарам в Золотую Орду...
...Несмотря на большие успехи, достигнутые напряженными трудами предков Иоанна III, при восшествии его на прародительский престол, дело завещанное ими — собирание Русской Земли — было далеко еще не закончено...
Немало предстояло трудов и самому двадцатидвухлетнему великому князю Иоанну, чтобы вести государство по тому пути, который завещали ему его предшественники...
К великому счастию для нашей Родины, он обладал для этого всеми необходимыми душевными свойствами. Это был истинный потомок Всеволода … Большое Гнездо и Иоанна Калиты. Человек твердый, умный и необыкновенно трудолюбивый, несомненно отлично знакомый во всех подробностях с прошлым Русской Земли.
При этом, испытав, как мы видели, с юных годов превратности судьбы, он рано познал жизнь и людей и к каждому делу относился с необыкновенной обдуманностью, трезво взвешивая все обстоятельства, прежде чем принять какое-либо решение.
К величайшему нашему сожалению не сохранилось достоверного изображения Иоанна. Но из описания летописца мы знаем, что это был высокий, стройный князь, с проницательным взглядом; он носил длинную бороду и был, кажется, несколько сутуловат.
С первых же шагов своего великого княжения, Иоанн показал себя мудрым правителем, свято чтущим договоры и обязательства. Мы видели, что малолетний Рязанский князь Василий воспитывался в Москве, а владениями его управляли Московские наместники... Иоанн мог присоединить его владения к своим, но он отнюдь не сделал этого, а, по достижении Василием 16 лет, отправил его в Рязань, женив предварительно на сестер своей Анне, с которой был связан самой нежной дружбой. Этим он приобрел себе в Рязанском князе верного и послушного сподвижника.
В то же время со своим шурином, князем Тверским Михаилом Борисовичем, Иоанн заключил договор как с братом и равным себе великим князем. С Псковом и Новгородом он держал себя также по старине. Когда Псковитяне просили у него ратной помощи против Ливонцев, он тотчас же послал ее им, после чего Немцы позорно бежали; когда же Псков попросил для себя отдельного епископа от Новгорода, в надежде, что Иоанн примет их сторону, так как Новгородцы по-прежнему делали многое, чтобы возбудить против себя гнев великого князя, то он, во имя справедливости, поддержал Новгородского архиепископа, на стороне которого было право, освященное стариной.
Первый поход, по вступлении Иоанна III на престол, был на Казань.
Татарские отряды в 1468 году … подошли к Вятке и заставили ее жителей передаться Казанскому хану. Тогда, весною 1469 года, великий князь послал на Казань большую рать …
Ратники … подошли к Казани. Они неожиданно напали на посад, убили в нем и сожгли множество Татар и освободили большое количество христианских пленников; затем, они отступили на близлежащий остров, в ожидании подхода главной рати хана Ибрагима, собравшего большие силы. Действительно, Татары не замедлили появиться в огромном количестве; воеводы и ратники собрались крепко обороняться и начали отсылать от себя молодых людей с большими судами. Но молодежь также рвалась в бой; она стала нарочно в такое место, где должна была встретиться с Татарами и, вместе со старшими ратниками, прогнала неприятеля до города...
Еще более блистательными подвигами ознаменовали себя войска князя Ярославского, шедшего к Казани реками Вяткою и Камою… Казанская сила преградила им судами выход из Камы в Волгу. Тем не менее, несмотря на огромное неравенство сил, Русские смело вступили в бой, чтобы пробить себе дорогу; битва была ожесточенная … несколько Русских воевод пало на месте, но … храбрецы во главе с … князем Василием Ухтомским … наконец пробились и с честью прибыли к Нижнему.
Эти блистательные подвиги не дали, однако, осязательных следствий, так как войска наши действовали порознь; тогда, летом того же 1469 года, Иоанн послал под Казань двух своих братьев: Юрия и Андрея Большого, со всею силою Московской и Устюжской, конной и судовой, которая 1 сентября вогнала Татар в город, обвела вокруг него острог и переняла воду. При таких обстоятельствах, Ибрагим, видя себя в большой беде, заключил мир по всей воле великого князя и выдал всех пленников, взятых за 40 лет, которых было, конечно, великое множество.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер