...простить грекам нашу неудачу было невозможно, и, чтобы их тяжко наказать, Игорь, по прибытии домой, стал сейчас же собирать новую большую рать и послал за море приглашать варягов. Военные сборы русских продолжались три года.
В это время, когда по всей стране и даже за морем разносился военный клич, у Игоря в 942 году родился сын Святослав, будущий мститель за все обиды, причиненные русским в княжение его отца. Вся русская сила и варяги из-за моря собрались к 944 году. Кроме варягов, Игорь призвал и печенегов, а для укрепления соглашения взял у них заложников. После этого его огромное войско двинулось в поход на ладьях и конях.
КОрсунцы первые узнали об этом походе и послали в Царьград сказать: «Идут русские — кораблей нет числа, покрыли всё море кораблями». Болгары, дружившие тогда с греками, со своей стороны дали весть: «Идут русские, наняли себе и печенегов». Видя неминуемую беду, греческий царь Роман поспешил послать навстречу русским лучших бояр, которые сказали Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, придам и еще к той дани». И к печенегам послал Роман много пАволок и золота, ... подкупая их отстать от Руси. Игорь в это время дошел уже до Дуная. Он созвал дружину, и дружина решила: «Если царь говорит о мире и дает дань, еще и с большой прибавкой, то чего же и думать больше». Игорь послушал дружину, взял у греков золото и пАволоки на все войско и воротился домой, а печенегам велел воевать Болгарскую землю.
На другое же лето, греческий император прислал в Киев просить снова заключить мир такой, какой был заключен при Олеге.
«Говорите, что сказал ваш царь», — вопросил Игорь, когда греческие послы явились перед ним. «Наш царь рад миру, — отвечали греки. — Мир и любовь хочет иметь с князем русским. Твои послы водили нашего царя к клятве, и наш царь послал водить к клятве тебя и твоих мужей». «Хорошо», — сказал Игорь. Утром на другой день он вышел с послами на холм, где стоял Перун. Там Русь положила перед истуканом свое оружие: щиты, мечи и прочее, а также золото (запястья с рук и гривны с шей). И клялся Игорь и все люди, сколько их было некрещеных; а христианская Русь клялась в своей Соборной церкви Святого Ильи. Утвердив мир и выгодный договор с греками, Игорь одарил греческих послов русскими товарами: дорогими мехами, челядью, воском.
Рассчитавшись таким образом с греками за тяжелую неудачу на море, понесенную три года тому назад, князь Игорь ... с наступлением осени, отправился, как обычно, в полЮдье, за сбором дани и для совершения суда и расправы. Прибыв в Древлянскую землю и получив дань, он отпустил дружину и направился с небольшим отрядом к городу Искоростеню, чтобы потребовать дани лично для себя. Древляне со своим князем Малом решили убить Игоря. Они напали на него, перебили всех его слуг, а самого привязали к двум нагнутым деревьям и заживо растерзали пополам, развязав связанные деревья. Так в 945 году несчастливо кончил свою жизнь князь Игорь.
Вообще, вся жизнь его была не очень удачной: неудачный первый поход за Каспий, приход в южнорусские степи печенегов, а затем и неудачный большой поход на кораблях к Царьграду в 941 году. Но, несмотря на все эти сильные невзгоды, Игорь в течение своей долгой жизни упорно продолжал дело отца своего Рюрика и вещего Олега — собирал воедино Русскую землю. Даже в случае поражений в военных походах он не падал духом, а готовил новую ратную силу и жестоко мстил врагам за обиду. Игорь достиг многого: Царьград должен был склонить перед ним свою голову и, заплатив тяжелую дань, просить мира; с печенегами ему удалось заключить соглашение и даже переманить их на свою сторону...
Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь
В тридцати километрах к югу от города Тамбов, в Знаменском районе, есть неприметное на первый взгляд село Сухотинка. Болота, озеро, лес, и петляющая среди лугов речушка Нару-Тамбов. Когда-то на её берегу стояло имение помещиков Сухотиных — мужа и жены. С их именами неразрывно связано сердце Сухотинки и одна из наиболее известных святынь всей Тамбовщины — Богородице-Знаменский женский монастырь.
Пётр Гаврилович Сухотин получил имение в награду за проявленную доблесть при взятии Очакова во время Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов. В Сухотинке он поселился вместе с молодой женой, Варварой Александровной. Тридцать лет прожили они здесь душа в душу. Но однажды обоих внезапно одолела тяжёлая болезнь. Тогда супруги в одну и ту же ночь во сне увидели икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пробудившись, Сухотины отслужили молебен перед этим образом и получили исцеление! После этого чудесного случая они дали Божией Матери обет устроить в своём имении иноческую обитель.
Женский монастырь, построенный на землях и на средства Сухотиных, был освящён и открыт в 1822-м году. Первой настоятельницей Богородице-Знаменской обители стала игумения Досифея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим лично благословил её на этот труд. Без малого столетие монастырь процветал и в него стекались паломники со всей России. А потом к власти пришли большевики. Сразу после 1917-го года Сухотинская Знаменская обитель была закрыта. Большую часть зданий, включая несколько храмов, снесли. На территории монастыря разместили детскую колонию, потом — психоневрологический диспансер.
Возрождение Богородице-Знаменского монастыря началось в 2003-м году и продолжается до сих пор. Полностью восстановлена белокаменная церковь Иверской иконы Божией матери. Обнаружен фундамент главного монастырского храма — утраченного в советские годы Знаменского собора. В будущем его планируется отстроить заново.
А пока Сухотинский Богородице-Знаменский монастырь встречает гостей чуть тронутыми временем, но сохранившимися монастырскими стенами из красного кирпича. Золотой ангел на башенке, построенной уже в наши дни, склоняет голову, приветствуя каждого, кто приехал сюда помолиться и прикоснуться к истории славной обители.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Особняк Альфреда фон Вакано
В Самаре проживало немало людей, имена которых стали неотделимы от городской летописи. В этом почетном списке одна фамилия выделяется своим необычным звучанием – фон Вакано. Давайте вспомним сегодня, кем был ее носитель и какую роль сыграл он в истории нашего города.
Альфред Филиппович фон Вакано – потомственный австрийский дворянин. Наверное, сейчас уже невозможно узнать, какие причины заставили его покинуть родину и перебраться в далекую Россию. Да к тому же не в столицу, а в Самару, в самую глубинку купеческого Поволжья.
Альфред Филиппович занялся здесь своим привычным делом – пивоварением. Свою деятельность он организовал так, что она не только приносила ему личный доход, но и способствовала развитию Самары. Взяв в аренду пустующую землю с заброшенными заводскими зданиями, он в короткий срок устроил успешное предприятие.
На территории же Самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано с разрешения городской управы построил двухэтажный особняк для проживания с семьей. Современники назвали это архитектурное чудо, украшенное шестигранной башней, вакановским теремом. Внутренние помещения этого здания были обустроены с фантазией и везде царила атмосфера оригинальности. Неутомимый путешественник, фон Вакано собрал бесконечное количество полезных вещей и милых безделушек со всех концов света. В этой коллекции были и уникальные произведения искусства, часть которых хранится сейчас в Самарском художественном музее.
От былой роскоши в особняке Вакано сохранились рельефные дубовые потолки и голландская печь, облицованная с одной стороны узорной, а с другой – белой керамической плиткой. На белой керамике виден рисунок. Считается, что он принадлежит кисти самарского художника Константина Головкина, который был другом Альфреда Филипповича.
Человек незаурядный, и может быть даже эксцентричный, фон Вакано полюбился самарцам вовсе не за свою склонность ко всему необычному. Важнейшей частью его разносторонней жизни была благотворительность. Влюбленный в Самару австриец купил большой участок земли под строительство приюта для сирот, постоянно помогал деньгами Российскому обществу Красного Креста, а также заботился о детях, чьи отцы погибли во время войны с Японией. Во время неурожая 1899 года Альфред Филиппович взял на себя заботу кормить тысячу человек в течение года. Удивительно, но с началом Первой мировой войны австрийский дворянин предоставил для лечения русских солдат полностью оборудованную больницу и оплачивал все расходы по ее содержанию. Вот уж воистину «чудны дела твои, Господи»!
Свято-Ильинский женский монастырь (село Подгоры)
На правой стороне Волги, у подножия Жигулевских гор расположилось древнее село Подгоры. Основано оно было в семнадцатом веке. Здесь жили крестьяне, приписанные к монастырю, некогда существовавшему в этих заповедных местах. Позднее обитель пришла в упадок, от нее остался лишь храм Пророка Илии и он стал просто сельским. В советское время Ильинская церковь была закрыта. Но уничтожить веру в Бога в человеческих сердцах властям не удалось. Православные тайком по домам собирались на молитву, торжественно встречали Рождество и Пасху.
В конце двадцатого века жизнь в маленьком правобережном селе, отрезанном рекой от Самары, стала затихать. Здесь оставались только старики, не желавшие покидать свою малую родину, да дачники приезжали в заповедные места на три летних месяца. Так продолжалось до тех пор, пока храм пророка Илии не передали верующим. И тут произошло удивительное. Из праха восстало не только здание церкви… В Подгорах вновь, как триста с лишним лет назад, зазвучала монашеская молитва.
Первым инокиням вновь учрежденной обители пришлось нелегко – поселиться им пришлось практически на пустом месте. Покосившийся дачный домик рядом с полуразрушенным храмом – вот и все, что составляло монастырское хозяйство. Окрестности заросли бурьяном, среди которого высилась мусорная свалка. От Ильинской церкви оставались одни стены – не было ни куполов, ни колокольни. Хрупкие женщины с Божией помощью, по сути, совершили настоящее чудо – за несколько лет запущенная территория преобразилась до неузнаваемости.
Сейчас Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь – один из красивейших в области. Белокаменная ограда отделана алым карнизом. На территории, украшенной цветниками, расположились сестринский корпус, игуменский дом и изящная часовня-беседка с мраморной чашей для освящения воды. Воссозданный невероятными усилиями храм святого Илии вновь стал центром духовной жизни в селе. Белокаменное здание церкви невысокое, приземистое, но его ярко-красные купола, выкрашенные под цвет огненной колесницы пророка, видны издалека.
Рядом выстроен еще один храм – деревянный. Он посвящен самарскому святому, священнику Константину Сухову, расстрелянному большевиками. Это не случайно. Когда прихожане Ильинского храма расчищали территорию для строительства монастыря, они обнаружили большое количество человеческих костей. Оказалось, что в тридцатые годы на этом месте находились лагеря, в которых в числе прочих страдальцев погибло много священников и монахов.
Добираться до Подгор лучше всего через село Рождествено, до которого ходит теплоход из Самары. А от Рождествено можно дойти пешком. Прогулка по петляющей вдоль Жигулевских гор асфальтовой дороге – отдельное удовольствие.













