В 862 году Ильменские славяне прогнали каких-то заморских пришельцев, наложивших на них три года тому назад дань. Затем они стали управляться сами, и сейчас же началась обычная славянская усобица, восстал род на род, «и начали они», — говорит летописец, «воевать сами между собой».
На этот раз, однако, они вскоре сознали, что так жить дальше нельзя, и, не видя конца распрям, решили обратиться к стороннему племени, чтобы оно дало им князя, который владел бы ими и судил по праву.
И вот пошли Ильменские славяне, кривичи и владевшие финским племенем чудь к варягам, к племени русь, с которым имели постоянные сношения, и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».
И отправились три брата со всем родом своим и племенем, и сели: старший Рюрик — в Новгороде, другой Синеус — на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске. Где именно сидело племя Русь до призвания на нашу Родину — решить невозможно. Некоторые полагают, что в Швеции, другие среди поселений Литвы, но более всего оснований предполагать, что предки наши призвали свое же славянское племя, сидевшее на побережье Варяжского моря, может быть на острове Ругии или Руссии, как племя хорошо знакомое, родное по духу, обычаям и языку.
Этим призванием князей и было положено начало Русскому Государству.
...в то же приблизительно время произошли и некоторые другие весьма важные события, имевшие впоследствии большое влияние на русскую жизнь.
Важнейшим из этих событий было изобретение славянской грамоты, благодаря святым равноапостольным братьям — Кириллу и Мефодию, славянам по происхождению. Они родились от знатных и богатых родителей в греческом городе Солуне и с юных лет были близки к семье византийских императоров, которые осыпали их своими милостями. Они хотели женить Кирилла на своей родственнице, а Мефодия назначить на высокую должность правителя обширного края, но святые братья добровольно отказались от всех почестей и земных благ, а приняли суровый монашеский чин и затем много потрудились и претерпели, проповедуя христианство придунайским и западным славянам. Во время этого служения ... святой Кирилл и изобрел славянскую грамоту, что имело величайшее значение для всех славянских народов, так как они получили возможность изучать Евангелие и установить богослужение на понятном для них языке. Благодаря общему письму славяне могли теснее чувствовать братскую связь, соединяющую их между собой, и вести летописи событий своей жизни на родном языке, а также постигать плоды книжного просвещения.
Во время жизни святых братьев произошло событие огромной важности: отделение католиков от бывшей до сих пор единой Православной церкви.
Произошло это вследствие того, что епископы Римской церкви, приобретя постепенно огромную власть над своей паствой, в числе которой были обращенные в христианство народы Испании, Англии, Франции, Германии и Италии, приобрели также значительные земельные владения в Римской области, возгордились и не пожелали в церковных делах подчиняться Соборным постановлениям всех епископов, как это было еще со времен апостольских. Римские епископы, называемые папами, мало-помалу стали тяготиться этим и начали доказывать, что они должны быть старшими над всеми остальными епископами. При этом они ввели некоторые самовольные изменения не только в обрядах, но и в Символе веры, в котором, вопреки постановлениям Вселенских соборов, прибавили, что Дух Святой исходит не от одного Отца, но также и от Сына. Все это привело к большим несогласиям в Церкви, особенно, когда защитником апостольских правил, свято хранимых православными, явился Царьградский патриарх Фотий, высокообразованный и твердый в делах веры, как камень, человек, а его противником гордый и властолюбивый римский папа Николай, который окончательно отделился от Православия и образовал самостоятельную Римскую или Католическую церковь, называемую также Латинской, так как богослужение у католиков происходит всегда на латинском, или древнеримском языке.
Отделение католиков от православных было делом весьма неблагоприятным для всех славян, так как при крещении часть из них принимала православие, а другая — католичество. Конечно, это сильно мешало, и мешает до сих пор, их взаимному соединению, и вызвало много кровопролитных войн.
Из остальных важных событий следует указать на образование к этому времени государств уже у многих славянских нардов. Первым славянским государством было княжество Болгарское, образовавшееся около 650 года; оно подчинило себе соседние славянские племена — сербов и хорватов и скоро стало грозным и для греков. Столицей Болгарского княжества была ПреслАва, а крепостью ДоростОл. Угнетая постоянно хорватов, болгары вызвали среди них восстание, после чего около 750 года хорваты образовали независимое княжество.
Затем Чехи, после долгой борьбы с авАрами, которые было их покорили, образовали около 700 года независимое государство с князем Кроком во главе. Преемницей его была славная дочь Крока — ЛЮбуша, основательница города Праги, которую народ прозвал за ум «вещею».
...в 960 году, ляшские, или польские, племена также образовали государство — Польшу, выбрав своим королем — ЗемовИта, ... сына простого крестьянина ПЯста. При наследнике ЗемовИта — МечислАве, поляки крестились и приняли от немцев и папы католичество.
Несколько раньше образования Польши почти все народы, жившие в нынешней Франции, Италии и Германии, были соединены в огромную империю под рукою Карла Великого. Карл Великий, образовав свою державу, начал ожесточенную борьбу с храбрыми славянскими племенами, сидевшими в западной части Балтийского побережья, которые, к сожалению, не соединились между собой для образования одного крепкого государства.
Хотя по смерти Карла Великого, империя его и была разделена между тремя его сыновьями, но, тем не менее, начатое им дело — уничтожение западных славян, сидевших по южному берегу Балтийского моря, усердно продолжалось немцами.
Таким образом, мы видим, что к середине десятого века почти везде уже в Европе жили не разрозненные племена, а были образованы государства.
27 апреля. О значении слов Спасителя к апостолам из Евангелия от Иоанна

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого».
О значении этих слов Спасителя — игумен Назарий (Рыпин).
Апостолы еще не были просвещены Духом Святым, в том смысле, как это мы знаем после Дня Святой Пятидесятницы. И это скорее предзнаменование того самого дня, когда они действительно примут Духа Святого. И Господь их готовит еще только к этому. И далее Он говорит, что «Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся». То есть Он их готовит к выходу на проповедь, к тому делу, к которому они призваны. И здесь как раз именно идет беседа, которая предваряет еще само то событие новозаветное, которое явится Днем рождения нашей Церкви.
27 апреля. О подвиге святого Ардалиона

Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Ардалиона, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О подвиге святого — игумен Лука (Степанов).
Ардалион прежде своего мученичества был известен как очень талантливый мимический актер. То есть его пантомимы собирали множество зрителей и восхищали и самого императора. А император тогда был Максимиан Галерий, один из лютых гонителей христиан. И представления, которые давались тогда, были направлены очень часто на высмеивание христиан и поругание имени Христова. В одном из таких представлений и принимал участие этот актер, в цирке представляя христианина, которого предавали мучениям за его веру и надлежало ему по ходу роли отрекаться от Христа и таким образом вернуть себе радость жизни. Но изобразив мучения, понарошку актер объявил, что он христианин и отрекаться от веры не будет. Сначала пытались зрители и присутствующие правители превратить это в шутку или представить это продолжением спектакля, но Ардалион настаивал, что точно так, как он говорит, дело и обстоит. И его тогда уже повелели бросить на раскаленную сковороду, на которой и предал он свою святую душу Господу. Таким образом, самими страданиями и кровью пролитой за Христа, приняв крещение и сподобившись мученического венца.
27 апреля. О духовном смысле Антипасхи

Сегодня 27 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, именуемая Антипасхой.
О духовном смысле праздника — священник Алексей Дудин.
Сегодня Антипасха, особый день. День, когда Господь принимает к себе всех опоздавших. Как часто в нашей жизни бывает, мы стремимся успеть на что-то важное, но часто опаздываем, не успеваем по той или иной причине. А событие может быть настолько важное, что пропустить его для нас означало бы полностью потерять весь смысл нашей жизни. Так и Антипасха. Мы знаем, что апостол Фома не был в тот момент, когда явился воскресший Христос. И знаем причину, по которой это произошло, ведь он отказался верить в слова жен-мироносиц, видевших воскресшего Господа. Понятно, почему это произошло. Апостол боялся еще раз потерять Христа, еще раз пережить эту ужасную трагедию. Именно поэтому Христос как бы ждет его и дает возможность ему в этот день, который иногда еще называется Октавой Пасхи, совершить эту долгожданную встречу и обрести своего Спасителя.