Отвратив беду от Царьграда и заплатив большую дань Святославу, Цимисхий стал тотчас же готовить огромное войско, чтобы на этот раз, наконец, победить русских. Он поспешно вызвал свои полки из Малой Азии, где они воевали с арабами, а для охраны своей особы набрал себе полк отчаянных храбрецов, назвав их и самый полк — «бессмертными».
Святослав тоже не дремал: к русской дружине он присоединил часть покоренных болгар, призвал на помощь печенегов и венгров и вновь прошел от Переяславца до Адрианополя, производя повсюду страшные опустошения, а затем возвратился к себе на Дунай.
Как только наступила весна 971 года, Иван ЦимИсхий ... изготовился в поход против русских.
Прямо из дворца ЦимИсхий пошел прежде всего молиться в храм Христа Спасителя, оттуда в славную церковь Софию, а затем и в храм Богоматери ВлахЕрнской, избавительницы Царя-града от нападений той же Руси.
Из Влахернского дворца император любовался на собранные в заливе огненосные суда, числом 300, смотрел искусное и стройное их плавание и примерное сражение и. наградив гребцов и воинов деньгами, повелел им идти в реку Дунай, чтобы запереть русским возвращение домой. Корабли поднимались по Дунаю, а император, тем временем, дошел до Адрианополя. Здесь, он с радостью узнал, что о русских нигде не было слышно и что тесные и опасные горные проходы в Балканских горах, называемые мешками, были оставлены Святославом без внимания и защиты. Он быстро прошел эти опасные проходы со своим полком «бессмертных»; за ним следовало пятнадцать тысяч пехоты и тринадцать тысяч конницы. Все же прочее огромное войско, с обозами и осадными орудиями, шло позади, не спеша.
Пройдя горные проходы, Цимисхий неожиданно напал на русский отряд, занимавший болгарскую столицу Преславу, где содержался пленный царь Борис с женой и двумя детьми, а также и известный грек Калокир, замышлявший при помощи Святослава овладеть Царьградским престолом.
После жестокой битвы Цимисхий занял Преславу, а оставшиеся русские храбрецы, числом семь тысяч человек, засели в крепком кремле. Калокир же ускакал в крепость Доростол на Дунае, чтобы предупредить Святослава, который находился там в это время.
Обласкав болгарского царя Бориса и обещав ему свою помощь против русских, ЦимИсхий стал водить свои войска на приступ, чтобы взять ПреслАвский кремль, где заперлись наши храбрецы.
Однако взять русских в этом убежище не было никакой возможности; сам император лично ходил на приступ, но без успеха: Греки падали у стен кремля, как снопы. Тогда ЦимИсхий велел поджечь кремль со всех сторон.
Чтобы не сгореть живыми, русские вышил в поле, отбиваясь до последнего, и полегли все семь тысяч; только воевода Сфенкел с малою дружиной пробил себе дорогу и ушел к Святославу.
Овладев Преславою, Цимисхий радостно отпраздновал здесь Светлый праздник, а к Святославу отправил пленных рассказать, что случилось, и объявил русскому князю, чтобы немедленно выбрал одно из двух: или с покорностью положил бы оружие и, испросив прощение в дерзости, сейчас же удалился бы из Болгарии, или готовился защищаться, чтобы принять конечную гибель.
Святослав, получив эти вести, решил померяться с Цимисхием силами у крепости Доростол.
Доростол был тем местом на Дунае, где равноапостольный царь Константин увидал перед победой на небе крестное знамение и слышал глас с неба: «Сим победиши». В память этого чуда он и основал крепость Доростол... Через несколько дней Цимисхий двинулся к Доростооу и на пути взял много болгарских городов, которые сдавались ему беспрекословно.
Тогда, чтобы остановить дальнейшую измену болгарского населения, Святослав захватил всех знатных родом и богатых болгар, числом до 300 человек, и велел им отрубить головы, и прочих в оковах запер в темницы.
Когда Цимисхий подошел к Доростолу, то Святослав вывел в поле всю свою ратную силу. Всего у него было только шестьдесят тысяч человек; у императора же гораздо больше. Сомкнув свои щиты и выставив копья наподобие стены, русские встретили греков, действительно, как несокрушимая стена. Началась сильнейшая битва, и долго никто не мог осилить друг друга. Двенадцать раз победа была то на одной, то на другой стороне. Наконец, император, распустив знамя империи, направился со своей конницей в тыл и в крыло русским; наши, не имея своей конницы, чтобы отразить греческую, не выдержали, отошли и затворились в городе. ... Сделав один безуспешный приступ к городу, он стал поджидать для осады свои огненосные корабли. Когда эти страшные корабли показались на Дунае, греки подняли радостный крик. Тогда русские убрали свои ладьи поближе к городу и на другой день, с длинными до самых ног щитами и в кольчужных бронях, они снова вышли в поле сразиться с греками. Опять долгое время победа была то на одной, то на другой стороне, пока один из греков не поразил копьем русского храброго великана, воеводу Сфенкела. Тогда наши заперлись опять в городе.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.