
Фото: flickr.com
Во время своего земного служения Иисус Христос немало странствовал по Галилее, проповедуя в синагогах. Бывал они в пределах Магдалинских – то есть, в городке, называемом Магдала, и в его окрестностях. Именно в этом галилейском селении, по свидетельству Евангелия, родилась Мария, именуемая Магдалиной.
Ученые долгое время не могли обнаружить в Магдале никаких артефактов евангельских времен. Однако, в 2009 году группа археологов Израильского управления древностей под руководством доктора Дины Авешалом-Горный во время научных раскопок обнаружили на территории Магдалы синагогу первого века от Рождества Христова – то есть, времени жизни Спасителя.
Комментарий эксперта:
Ученым удалось воссоздать облик древней синагоги по ее уцелевшим остаткам. Они выяснили, что стены здания были сложены из базальта. Площадь главного зала составляла больше ста двадцати квадратных метров. Вдоль стен стояли скамьи для прихожан. Пол украшала мозаика, а стены – фрески. Шесть столбов поддерживали крышу из дерева, крытую белым цементом.
Самым ценным артефактом, обнаруженным на развалинах синагоги, стал обломок известняка, верхняя и боковые грани которого украшены рельефными рисунками. На одном из них запечатлён храмовый светильник с семью лампадами – менора, на треугольным основании, с амфорами по бокам. Изображение меноры выполнено подробно и точно – это позволило ученым предположить, что автором рисунка был человек, своими глазами видевший светильник в Иерусалимском храме.
Обломок известняка был частью подставки, на которой иудейские знатоки Писания разворачивали свитки Ветхого Завета. И вполне вероятно, что среди учителей и толкователей библейских книг в Магдалинской синагоге был Сам Христос.
По свидетельству иудейского писателя первого века Иосифа Флавия, Магдала в первом веке была одним из крупнейших центров рыболовства на берегах Генисаретского озера. Особого расцвета город достиг в период римского владычества, совпадающего со временем земной жизни Спасителя. О том, насколько хороша была Магдала в те годы, свидетельствуют результаты археологических изысканий.
Комментарий эксперта:
Синагога была обнаружена в северной части городища, где, по всей видимости, в первом веке располагался еврейский квартал. Центр Магдалы, судя по обилию языческих символов на камнях руин, населяли римляне. Центральную площадь украшал фонтан, к которому от пристани вела каменная мостовая. Неподалеку располагался источник, посвященный языческому божеству, вода из него поступала по специальным каналам в богатые дома. Имелись в Магдале и бани-термы. Саркофаги на кладбище, обнаруженном в непосредственной близости от города, богато украшены резьбой – такие захоронения принадлежали состоятельным гражданам Рима.
Результаты научных исследований говорят о том, что Магдала в первом веке была крупным небедным городом. Неудивительно, что иудеи, занимавшие его северную часть, могли себе позволить строительство великолепной синагоги.
Евангелие, сообщая о том, что Иисус Христос проповедовал в синагогах Галилеи, не дает точных координат многих из них. Благодаря археологическим находкам теперь известно, что один из таких иудейских религиозных центров находился в Магдале.
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема