Воломы - это страница истории Русского Севера. Местечко в глухих вологодских лесах, в шестидесяти километрах южнее Великого Устюга. Воломы стали известны благодаря процветавшей здесь когда-то Симоновой Крестовоздвиженской пустыни.
Обитель получила своё имя в честь основателя преподобномученика Симона чудотворца. Он родился в конце XVI столетия в семье монастырского крестьянина в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря. И при рождении был наречён Симеоном. В то время в государстве было неспокойно - то поляки нападут, то литовцы. Больше всего от набегов страдали крестьяне. И в 11 лет мальчик в поисках пропитания перебрался в Москву, где стал учеником портного. Выучившись, он отправился подальше от крупных городов и прибыл в Соловецкий монастырь. Ему так понравилась тихая и спокойная жизнь в обители, что он решил остаться и был определён для работы в мастерскую. Симеон усердно выполнял все поручения и при этом не пропускал ни одной церковной службы. Здесь он научился грамоте и всё чаще стал задумываться о том, чтобы постричься в монахи. Однако юноша недолго пробыл в обители на Соловках и через три года ушёл искать себе более уединенного места. Как-то он путешествовал по Двине и услышал рассказы о Красногорском Богородицком монастыре на реке Пинеге (это территория современной Архангельской области). Узнал он также, что настоятелем монастыря был преподобный Макарий, праведный и опытный в духовной жизни старец. Симеон тотчас отправился туда и просил игумена принять его. В этой обители в возрасте 24 лет он принял монашеский постриг с именем Симон.
Молодой инок безропотно выполнял все тяжёлые монастырские работы, спал на голой земле и носил под одеждой жёсткую власяницу. Спустя некоторое время Симон стал задумываться о том, чтобы поселиться в совершенно безмолвном месте. И, получив благословение игумена Макария, покинул монастырь. Инок Симон нашел прибежище в непроходимых воломских лесных чащах. На тридцать километров вокруг не было ни живой души. Прошло пять лет, прежде чем о благочестивом монахе стало известно в соседних селах. Жители стали приходить к старцу за советом. А ещё через некоторое время в Воломах построили церковь в честь Воздвижения Креста Господня. И вскоре вокруг храма выросла небольшая обитель. Чтобы благоустроить её, преподобный Симон получил царскую грамоту. Документ разрешал использовать ненаселенную землю для монастырских нужд. Однако нашлись среди местных крестьян и те, кто позавидовали старцу, владевшему царской грамотой. И когда злодеи поняли, что угрозами выгнать старца из Воломов не получится, они схватили его, жестоко пытали и отсекли голову. Мученик был похоронен в построенной им церкви. И впоследствии у гроба преподобного стали совершаться чудеса.
По преданию, листья березы, под которой был убит старец, покраснели. И местные жители считали это дерево целебным. Со временем от березы остался только пенёк, а недавно на том месте посадили молодую берёзку.
Крестовоздвиженская Воломская обитель просуществовала вплоть до середины XVIII века и была упразднена по приказу Екатерины II. Монастырский храм продолжил действовать как приходской. Спустя два столетия, в 1970-ых годах, деревни вокруг бывшего монастыря опустели, а церковь закрыли. Однако, память о Симоно-Воломской пустыни и её основателе сохранилась. И, начиная с 90-х годов, каждое лето к бывшему монастырю приезжают паломники. Силами верующих удалось расчистить Воздвиженскую церковь. Теперь на её стенах можно разглядеть фрески с сюжетами из жития преподобного Симона. Внутри храма под спудом покоятся его мощи.
Местечко Воломы находится среди густых лесов в тридцати километрах от поселка Полдарса в Великоустюгском районе Вологодской области. Чтобы добраться туда, вам понадобится проводник из местных жителей.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди