Воломы - это страница истории Русского Севера. Местечко в глухих вологодских лесах, в шестидесяти километрах южнее Великого Устюга. Воломы стали известны благодаря процветавшей здесь когда-то Симоновой Крестовоздвиженской пустыни.
Обитель получила своё имя в честь основателя преподобномученика Симона чудотворца. Он родился в конце XVI столетия в семье монастырского крестьянина в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря. И при рождении был наречён Симеоном. В то время в государстве было неспокойно - то поляки нападут, то литовцы. Больше всего от набегов страдали крестьяне. И в 11 лет мальчик в поисках пропитания перебрался в Москву, где стал учеником портного. Выучившись, он отправился подальше от крупных городов и прибыл в Соловецкий монастырь. Ему так понравилась тихая и спокойная жизнь в обители, что он решил остаться и был определён для работы в мастерскую. Симеон усердно выполнял все поручения и при этом не пропускал ни одной церковной службы. Здесь он научился грамоте и всё чаще стал задумываться о том, чтобы постричься в монахи. Однако юноша недолго пробыл в обители на Соловках и через три года ушёл искать себе более уединенного места. Как-то он путешествовал по Двине и услышал рассказы о Красногорском Богородицком монастыре на реке Пинеге (это территория современной Архангельской области). Узнал он также, что настоятелем монастыря был преподобный Макарий, праведный и опытный в духовной жизни старец. Симеон тотчас отправился туда и просил игумена принять его. В этой обители в возрасте 24 лет он принял монашеский постриг с именем Симон.
Молодой инок безропотно выполнял все тяжёлые монастырские работы, спал на голой земле и носил под одеждой жёсткую власяницу. Спустя некоторое время Симон стал задумываться о том, чтобы поселиться в совершенно безмолвном месте. И, получив благословение игумена Макария, покинул монастырь. Инок Симон нашел прибежище в непроходимых воломских лесных чащах. На тридцать километров вокруг не было ни живой души. Прошло пять лет, прежде чем о благочестивом монахе стало известно в соседних селах. Жители стали приходить к старцу за советом. А ещё через некоторое время в Воломах построили церковь в честь Воздвижения Креста Господня. И вскоре вокруг храма выросла небольшая обитель. Чтобы благоустроить её, преподобный Симон получил царскую грамоту. Документ разрешал использовать ненаселенную землю для монастырских нужд. Однако нашлись среди местных крестьян и те, кто позавидовали старцу, владевшему царской грамотой. И когда злодеи поняли, что угрозами выгнать старца из Воломов не получится, они схватили его, жестоко пытали и отсекли голову. Мученик был похоронен в построенной им церкви. И впоследствии у гроба преподобного стали совершаться чудеса.
По преданию, листья березы, под которой был убит старец, покраснели. И местные жители считали это дерево целебным. Со временем от березы остался только пенёк, а недавно на том месте посадили молодую берёзку.
Крестовоздвиженская Воломская обитель просуществовала вплоть до середины XVIII века и была упразднена по приказу Екатерины II. Монастырский храм продолжил действовать как приходской. Спустя два столетия, в 1970-ых годах, деревни вокруг бывшего монастыря опустели, а церковь закрыли. Однако, память о Симоно-Воломской пустыни и её основателе сохранилась. И, начиная с 90-х годов, каждое лето к бывшему монастырю приезжают паломники. Силами верующих удалось расчистить Воздвиженскую церковь. Теперь на её стенах можно разглядеть фрески с сюжетами из жития преподобного Симона. Внутри храма под спудом покоятся его мощи.
Местечко Воломы находится среди густых лесов в тридцати километрах от поселка Полдарса в Великоустюгском районе Вологодской области. Чтобы добраться туда, вам понадобится проводник из местных жителей.
1 мая. О решениях Второго Вселенского собора

Сегодня 1 мая. В этот день в 381 году в Константинополе начался Второй Вселенский собор.
О его решениях — протоиерей Василий Гелеван.
Вселенский Собор 381 года был созван императором Феодосием в столице Римской империи, Константинополе. Поводом для созыва 150 епископов послужили богословские заблуждения Македония Константинопольского и Аполлинария Лаодикийского. Первый учил, что Дух Святой не Бог, а сотворенное существо. Второй же искажал учения о Божественной природе Христа. Сами Македоний и Аполлинарий уже умерли к тому времени, но их последователи усердно распространяли лживое учение. Оно было осуждено и объявлено ересью. Участники Собора подтвердили христологическое учение предыдущего Вселенского Собора, отвергнув, таким образом, все новые измышления еретиков. Собор также сформулировал церковное учение о Духе Святом, опираясь на труды святителя Василия Великого. Святой не дожил до 381 года, всего два года, но на пути к Собору он много потрудился. Его богословские труды стали основой для решения Собора. Цитаты из книг святого Василия Великого вошли в молитву «Символ веры». Отцы Второго Собора подтвердили решение предыдущего Собора и дополнили Никейский Символ веры учением о Духе Святом и о Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человеку свойственно бояться. Страх помогает нам избегать опасностей окружающей нас реальности, оберегать жизнь от различных угроз. Однако в ряде случаев человек не просто способен преодолеть преграду страха, но должен сделать это. Именно перед таким вызовом оказались однажды ученики Христа, о чём нам сообщает отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Апостолы Пётр и Иоанн после внушения, сделанного им фарисеями и иудейскими священниками, предстали перед собранием христиан. Апостолы поведали, что им попытались запретить проповедовать. Фарисеи и книжники угрожали святым расправой, если те продолжат рассказывать людям о Евангелии и совершать чудеса. Таким образом, Пётр, Иоанн, а вместе с ними и вся древняя Церковь оказались перед выбором — поддаться страху и замолчать навеки или остаться верными Христу и выполнять Его поручение. Поручение — проповедовать всем людям евангельское учение Господа Иисуса.
Древние христиане, помолившись Богу, приняли решение не сдаваться. И Господь в ответ на их мужество даровал им благодать Святого Духа. Этот дар они ощутили не только сердцем. Как говорится в книге Деяний, место, где были собраны христиане, поколебалось от прикосновения благодати Божией. И после этого ученики Спасителя проповедовали слово Божие с ещё большим дерзновением, переступая через страх и опасение за свою грядущую участь. Конечно, храбрость присуща не только христианам.
История сохранила множество упоминаний о том, как люди рисковали жизнью и даже жертвовали собой ради спасения других. Этим и отличается человек от животного, которое при выборе между собой и другим чаще всего изберёт себя. Библия говорит, что главным средством преодоления страха является любовь. Апостол Иоанн Богослов утверждает, что человеческая жизнь протекает между двумя противоположными полюсами — страхом и любовью. И от человека зависит, что займёт в его реальности главенствующую позицию. Если встать на сторону страха, то он, скорее всего, убьёт любовь. Совсем как в случае с упомянутым в прозвучавшем чтении Понтием Пилатом.
Испугавшись за свою жизнь и общественное положение, он отвернулся от любящей и умоляющей жены. Та просила Пилата не отправлять Христа на смертную казнь. Но испугавшийся префект отвернулся от любви и встал на сторону страха. В лице апостолов Петра и Иоанна мы видим пример иного. Они так любили своего Божественного Учителя, что не испугались иудеев и продолжили дерзновенно проповедовать Христово учение. Совершенная любовь в лице апостолов и затем всей древней Церкви победила страх.
Что же делать нам, если страх всё же поселился в сердце? И сил следовать за Богом просто нет? Конечно, просить Господа о помощи. Однажды Он уже спас утопавшего Петра, испугавшегося идти по водам. Апостол увидел Спасителя, идущего по бушующему Галилейскому озеру, и попросил Иисуса дать возможность тоже пойти по водам. Однако выйдя из лодки и ступив на воду, Пётр испугался и начал тонуть. Христос тут же пришёл к ученику на помощь. Точно также Христос способен спасти от страха каждого из нас, если мы искренне попросим Его об этом, решившись внутренне быть со Спасителем и во дни скорби, и во дни радости.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен