Тринадцатый век до Рождества Христова. Выйдя из Египта и проблуждав сорок лет по пустыне, израильтяне подошли к земле, которую Бог обещал дать им во владение. Предводитель многочисленной еврейской общины Моисей скончался, так и не войдя в землю Израиля. Своим преемником он назначил Иисуса Навина, который и должен был ввести народ во владение землей, занятой многочисленными языческими племенами. Своеобразной границей, отделяющей Обетованную землю, была река Иордан. Книга Иисуса Навина повествует о том, как перебравшись на другой берег, евреи собрались на двух расположенных рядом горах, между которыми находился город Сихем. Здесь они принесли благодарственные жертвоприношения, а Иисус Навин торжественно подтвердил завет между Богом и народом Израиля.
Многих библеистов смущал тот факт, что в тексте нет никакого упоминания о военном захвате Сихема, являвшегося в те времена крупным хананейским городом. Во время раскопок Сихема также не было обнаружено следов его завоеваний. Не нашли археологи и описанной в Книге СУдей «Сихемской башни». А ведь в Священном Писании сказано, что в ней спустя несколько веков прятались во время осады жители города. «Умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин», - читаем мы в Книге Судей. Башня, вместившая тысячу человек – такое крупное сооружение не могло бесследно исчезнуть! В 90-х годах прошлого века американский археолог Лоуренс Стейджер, проводивший раскопки в районе Сихема, доказал, что события, описанные в Книге Иисуса Навина, действительно имели место.
Комментарий эксперта:
Сихем располагался у подножий гор Гевал и Гаризим в центре современного города Наблус на Западном берегу реки Иордан. Положение его было определено еще в византийскую эпоху церковным историком Евсевием Кесарийским. В эпоху Иисуса Навина Сихем безусловно был столичным городом, окруженным мощными крепостными стенами. Наиболее интересной находкой при раскопках стал языческий храм, который напоминает хорошо укрепленную крепость, способную вместить тысячу человек.
Как объяснить существование этого языческого храма во время Иисуса Навина и отсутствие следов его разрушения? Как ни странно, отгадка проста. В военном захвате Сихема не было необходимости. В городе продолжала жить часть племени Иакова, не ушедшая в Египет. Как помним из книги Исход, спасаясь от голода, народ Израиля эмигрировал в долину Нила. Но некоторые иудеи остались жить на территории Сихема. Спустя несколько столетий их потомки с радостью встретили соплеменников, вернувшихся из Египта. И остальные жители к ним присоединились. Этот факт подтверждает и книга Иисуса Навина. В ней говорится, что израильтяне «стали с той и другой стороны ковчега - как пришельцы, так и природные жители». Получается, что город, добровольно перешел под власть Иисуса Навина. Но где искать Сихемскую башню?
Комментарий эксперта:
Храм скорее всего потерял для жителей Сихема религиозное значение. С Библии описывается, как Иисус Навин спрашивает евреев, собравшихся на двух горах, будут ли они служить чужим богам. И все твердо отвечают, что будут служить одному Господу. Можно предположить, что языческий храм был заброшен и в дальнейшем стал упоминаться не как культовое строение, а как башня. Это вполне объяснимо, потому что рядом с главным входом в храм располагались две величественные башни. Вероятно, в них и прятались жители города в уже более поздние времена, описанные в книге Судей?
Гипотеза американского археолога Лоуренса Стейджера была с большим энтузиазмом встречена научным сообществом. Воссоздать в подробностях события, происходившие три тысячи лет назад, крайне сложно. Но в данном случае на помощь историкам пришла Библия. Результаты археологических исследований, сопоставленные с текстом Священного Писания, пролили свет на один из эпизодов древней истории, а библейские строки зазвучали еще более выразительно.
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема








