Медленное чтение статьи о поэте и педагоге Сергее Шестакове в популярной Википедии обращает внимание на присутствие редких слов и определений в разделе библиографии.
Сразу добавлю, что речь идет об отмеченном наградами и званиями учителе математики, авторе десятков учебников, ну и об одном из самых изысканных современных стихотворцев, конечно.
Итак, «Из всех закоулков чуда», «Кромешный свет», «Возможность освобождения», «И станет весна», «Одухотворено любовью» — вот некоторые названия статей о поэзии Шестакова.
Летом 2017-го года, я готовил его подборку для поэтической рубрики «Строфы» — в православном журнале «Фома». Издавна чувствуя взаимное душевное притяжение, мы впервые долго проговорили по телефону. Потом от Сергея пришло послание.
«... вчера (по следам нашего разговора), — сообщал он мне — я начал письмо, написал, что вообще стихи — дуновение Божье, и тут эта строчка потянула за собой другие, получилось восьмистишие, с очевидным для меня посвящением...»
Светлане Кековой
не услады ищи, а отрады,
о насущном — и только — проси:
щебетать, как на суржике травы,
как листва на зелёном фарси,
то распутица, то бездорожье,
то тропинкой ложится строка,
все стихи — дуновение Божье,
вот и ёжимся от сквозняка...
Сергей Шестаков, 2017-й год
Посвящение саратовской поэтессе Светлане Кековой, то есть поэту, бесконечно вглядывающемуся — своими стихами — в чудо Божьего Слова и Божьего мира, естественно и очевидно.
«...Все стихи — дуновение Божье, / вот и ёжимся от сквозняка»...
Слово «ёжимся», тут, я думаю, означает тревожную ответственность поэта за его дерзновение к сотворчеству с Тем, от кого пришли и слова, и трава, и листья...
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, — и нам сочувствие дается, как нам даётся благодать....»
В моем сегодняшнем понимании, эти тютчевские строки написаны словно бы про Сергея Шестакова, чьи стихи глубоки и негромки, и, как заметил уральский поэт Юрий Казарин — духоцентричны.
Что ж, тогда я и закончу произведением, подтверждающим, на мой взгляд, эту очень точную оценку поэзии Шестакова, — которая (как я иногда чувствую), рождается словно помимо стихосложения, словно бы поверх него.
Вот, как это укоризненное обращение Создателя к своему — непрерывно транжирящему дары — творению, к слабому и грешному человеку, то есть...
Он говорит, говорит, — я дал тебе алфавит, — говорит, — я дал тебе мир и меру,
время я дал тебе, — говорит, — и всякую мысль, и свет, наделил тебя сим и тем,
ты из тыщи тыщ нищете чету — на щите тщету утвердил, возлюбил химеру,
падаешь, падаешь, в персть человечью млечью, внечеловечью темь,
александрийские библиотекари, чащи, чаши, чаны чёрного молочая,
рыб уже гласных нет и согласных птиц, последний корчится козодой,
буквы такие маленькие, а жизнь такая большая,—
Он говорит, говорит, говорит и гасит, гасит звезду за звездой...
Сергей Шестаков, из книги «Другие ландшафты», 2015-й год
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







