Медленное чтение статьи о поэте и педагоге Сергее Шестакове в популярной Википедии обращает внимание на присутствие редких слов и определений в разделе библиографии.
Сразу добавлю, что речь идет об отмеченном наградами и званиями учителе математики, авторе десятков учебников, ну и об одном из самых изысканных современных стихотворцев, конечно.
Итак, «Из всех закоулков чуда», «Кромешный свет», «Возможность освобождения», «И станет весна», «Одухотворено любовью» — вот некоторые названия статей о поэзии Шестакова.
Летом 2017-го года, я готовил его подборку для поэтической рубрики «Строфы» — в православном журнале «Фома». Издавна чувствуя взаимное душевное притяжение, мы впервые долго проговорили по телефону. Потом от Сергея пришло послание.
«... вчера (по следам нашего разговора), — сообщал он мне — я начал письмо, написал, что вообще стихи — дуновение Божье, и тут эта строчка потянула за собой другие, получилось восьмистишие, с очевидным для меня посвящением...»
Светлане Кековой
не услады ищи, а отрады,
о насущном — и только — проси:
щебетать, как на суржике травы,
как листва на зелёном фарси,
то распутица, то бездорожье,
то тропинкой ложится строка,
все стихи — дуновение Божье,
вот и ёжимся от сквозняка...
Сергей Шестаков, 2017-й год
Посвящение саратовской поэтессе Светлане Кековой, то есть поэту, бесконечно вглядывающемуся — своими стихами — в чудо Божьего Слова и Божьего мира, естественно и очевидно.
«...Все стихи — дуновение Божье, / вот и ёжимся от сквозняка»...
Слово «ёжимся», тут, я думаю, означает тревожную ответственность поэта за его дерзновение к сотворчеству с Тем, от кого пришли и слова, и трава, и листья...
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, — и нам сочувствие дается, как нам даётся благодать....»
В моем сегодняшнем понимании, эти тютчевские строки написаны словно бы про Сергея Шестакова, чьи стихи глубоки и негромки, и, как заметил уральский поэт Юрий Казарин — духоцентричны.
Что ж, тогда я и закончу произведением, подтверждающим, на мой взгляд, эту очень точную оценку поэзии Шестакова, — которая (как я иногда чувствую), рождается словно помимо стихосложения, словно бы поверх него.
Вот, как это укоризненное обращение Создателя к своему — непрерывно транжирящему дары — творению, к слабому и грешному человеку, то есть...
Он говорит, говорит, — я дал тебе алфавит, — говорит, — я дал тебе мир и меру,
время я дал тебе, — говорит, — и всякую мысль, и свет, наделил тебя сим и тем,
ты из тыщи тыщ нищете чету — на щите тщету утвердил, возлюбил химеру,
падаешь, падаешь, в персть человечью млечью, внечеловечью темь,
александрийские библиотекари, чащи, чаши, чаны чёрного молочая,
рыб уже гласных нет и согласных птиц, последний корчится козодой,
буквы такие маленькие, а жизнь такая большая,—
Он говорит, говорит, говорит и гасит, гасит звезду за звездой...
Сергей Шестаков, из книги «Другие ландшафты», 2015-й год
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»