Откуда-то появился мальчик. Он был очень маленький, со школьным ранцем за плечами, и я подумал, что он учится в первом классе. Стояла поздняя осень, было еще тепло, но на мальчике была надета шапка-ушанка с опущенными ушами, что придавало ему вид трогательный. Он сразу же выбрал себе место у не открывающейся двери и, пока поезд шел по улице, смотрел в окно. Вот поезд вошел в тоннель, но мальчик продолжал, не отрываясь, смотреть в окно, теперь уже на несущиеся с огромной скоростью назад стены. О чем он думал в это время? О друге, с которым, может быть, поссорился полчаса назад? О том, что сегодня можно не делать уроки, побольше погулять и попозже лечь спать? О том, что завтра он будет с мамой и папой вместе целый день? Это оставалось для меня за семью замками. Проникнуть в мир детской души в тысячу раз сложнее, чем в душу взрослого человека.
Пока меня одолевали эти мысли, мальчик достал что-то из кармана и стал рассматривать. Это оказались несколько пятирублевых монет. Для него они казались целым сокровищем... Я больше не мог выносить поток чувств, обрушившихся на меня. Мне захотелось выйти на первой же станции и записать все, что ко мне пришло. Но я понял, что не смог бы этого сделать. Я не мог покинуть ни мужчину напротив, ни девушку, стоявшую рядом, ни мальчика, по-прежнему смотревшего в окно. За десять минут все они стали мне близки и дороги. Перед очередной станцией, когда поезд стал замедлять ход, мальчик подошел к выходу. Двери открылись, толпа устремилась наружу. В эту минуту я забыл обо всем. Я ринулся за ним. Чего я хотел тогда, что ждал — не знаю. Мальчик исчез также неожиданно, как и появился. В то же мгновение я понял, что он со мной, он во мне, быть может, до конца моих дней.
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











