Мастер кинорежиссуры — Сергей Фёдорович Бондарчук — ярко выражал духовное начало человека в своем творчестве. Автор эпохальной экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», Сергей Фёдорович сумел сделать это кино поистине народным.
В 1946 году Сергей Фёдорович успешно сдал вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. Перед экзаменаторами Сергей Фёдорович читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Известность Бондарчуку принесла его дебютная картина «Судьба человека» в 1959 году, снятая по одноимённому рассказу Шолохова, которая буквально потрясла зрителей.
Как удавалось Сергею Фёдоровичу проповедовать в искусстве евангельские ценности? И что говорили о нём коллеги по цеху?

В 1946 году на вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии пришёл человек в солдатской форме. По документам ему было 27 лет, но на вид экзаменаторы, пожалуй, дали бы гораздо больше: в тёмных густых волосах пробивалась седина, пронзительные карие глаза смотрели с какой-то затаённой грустью. Впрочем, это можно было понять: совсем недавно отгремела Великая Отечественная война, которую этот парень прошагал от первого до последнего дня. В 41-м ушёл на фронт добровольцем. Воевал на Северном Кавказе, сражался за Сталинград. Демобилизовался, и сразу на экзамены. Он с детства мечтал стать актёром. Звали его Сергей Бондарчук.
Подняв на экзаменаторов глубокие глаза, Сергей читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Читал проникновенно, и было видно, что каждое слово он пропускает через сердце. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. «Казалось, ему и играть ничего не надо. Просто сказать фразу, посмотреть — и сразу веришь», — вспоминала актриса. О том, что Сергей Фёдорович Бондарчук — актёр и режиссёр от Бога, часто говорили и многие другие его коллеги.
Когда в 1959 году на экраны вышла дебютная режиссёрская работа Бондарчука — картина «Судьба человека», снятая по одноимённому рассказу Шолохова, люди уходили с сеансов потрясённые. Среди зрителей был художник Александр Шилов. Спустя годы он делился своими впечатлениями от фильма: «Так проникнуться горем героев, выразить и страдание, и счастье мог только художник с обострённой, отзывчивой душой», — говорил живописец.
Помимо того, что Сергей Бондарчук был тонким и чутким мастером, он сумел сделать поистине невозможное: в безбожные советские годы он проповедовал в искусстве евангельские ценности. Исследуя душу своих героев, он стремился приблизиться к христианскому пониманию человека: доброго, сопереживающего, простого. Может быть, поэтому, людям было так близко его творчество. Когда Бондарчук работал над созданием своего эпохального кинополотна — экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», ему помогал народ. Военные точь-в-точь воссоздали батарею генерал-лейтенанта Раевского. Жители Петербурга раздобыли и принесли на съёмки два старинных дуэльных пистолета. Актрису на роль Наташи Ростовой искали всей страной — на «Мосфильм» приходили мешки писем с фотографиями кандидаток. В создании исторических костюмов и военной техники участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. Оскароносная «Война и мир» Сергея Бондарчука стала во всех смыслах народной картиной. Критики недаром отмечали поразительный и глубокий русский дух фильма, его светоносное начало.
Сергей Фёдорович часто вспоминал отца, который поначалу был против его творческой карьеры. Хотел, чтобы сын стал строителем. Но когда понял, что тот твёрдо выбрал свой жизненный путь, благословил и сказал: «Только будь артистом, а не лицедеем». Помня отцовский завет, Бондарчук своими работами показал, как высока может быть миссия актёра и режиссёра. Он создавал фильмы такой силы, что зритель не просто получал эстетическое удовольствие, но и рос душою, переосмысливал собственную жизнь, становился лучше, чище, добрее, сострадательнее.
Сергей Бондарчук сам по натуре был именно таким. Коллеги по съёмочной группе говорили, что у него была щедрая, милосердная душа. Во время работы Сергей Фёдорович относился к подчинённым с огромной деликатностью. Не оставлял он их и вне съёмочной площадки — помогал: кого-то устраивал в больницу, для кого-то хлопотал о выдаче квартиры. И всегда находил время чтобы просто поговорить, поддержать.
Киносценарист Геннадий Шпаликов говорил, что в творчестве Бондарчука было необычайно ярко выражено духовное начало человека. И тысячи людей стали немного лучше благодаря его фильмам.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема