Мастер кинорежиссуры — Сергей Фёдорович Бондарчук — ярко выражал духовное начало человека в своем творчестве. Автор эпохальной экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», Сергей Фёдорович сумел сделать это кино поистине народным.
В 1946 году Сергей Фёдорович успешно сдал вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. Перед экзаменаторами Сергей Фёдорович читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Известность Бондарчуку принесла его дебютная картина «Судьба человека» в 1959 году, снятая по одноимённому рассказу Шолохова, которая буквально потрясла зрителей.
Как удавалось Сергею Фёдоровичу проповедовать в искусстве евангельские ценности? И что говорили о нём коллеги по цеху?
В 1946 году на вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии пришёл человек в солдатской форме. По документам ему было 27 лет, но на вид экзаменаторы, пожалуй, дали бы гораздо больше: в тёмных густых волосах пробивалась седина, пронзительные карие глаза смотрели с какой-то затаённой грустью. Впрочем, это можно было понять: совсем недавно отгремела Великая Отечественная война, которую этот парень прошагал от первого до последнего дня. В 41-м ушёл на фронт добровольцем. Воевал на Северном Кавказе, сражался за Сталинград. Демобилизовался, и сразу на экзамены. Он с детства мечтал стать актёром. Звали его Сергей Бондарчук.
Подняв на экзаменаторов глубокие глаза, Сергей читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Читал проникновенно, и было видно, что каждое слово он пропускает через сердце. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. «Казалось, ему и играть ничего не надо. Просто сказать фразу, посмотреть — и сразу веришь», — вспоминала актриса. О том, что Сергей Фёдорович Бондарчук — актёр и режиссёр от Бога, часто говорили и многие другие его коллеги.
Когда в 1959 году на экраны вышла дебютная режиссёрская работа Бондарчука — картина «Судьба человека», снятая по одноимённому рассказу Шолохова, люди уходили с сеансов потрясённые. Среди зрителей был художник Александр Шилов. Спустя годы он делился своими впечатлениями от фильма: «Так проникнуться горем героев, выразить и страдание, и счастье мог только художник с обострённой, отзывчивой душой», — говорил живописец.
Помимо того, что Сергей Бондарчук был тонким и чутким мастером, он сумел сделать поистине невозможное: в безбожные советские годы он проповедовал в искусстве евангельские ценности. Исследуя душу своих героев, он стремился приблизиться к христианскому пониманию человека: доброго, сопереживающего, простого. Может быть, поэтому, людям было так близко его творчество. Когда Бондарчук работал над созданием своего эпохального кинополотна — экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», ему помогал народ. Военные точь-в-точь воссоздали батарею генерал-лейтенанта Раевского. Жители Петербурга раздобыли и принесли на съёмки два старинных дуэльных пистолета. Актрису на роль Наташи Ростовой искали всей страной — на «Мосфильм» приходили мешки писем с фотографиями кандидаток. В создании исторических костюмов и военной техники участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. Оскароносная «Война и мир» Сергея Бондарчука стала во всех смыслах народной картиной. Критики недаром отмечали поразительный и глубокий русский дух фильма, его светоносное начало.
Сергей Фёдорович часто вспоминал отца, который поначалу был против его творческой карьеры. Хотел, чтобы сын стал строителем. Но когда понял, что тот твёрдо выбрал свой жизненный путь, благословил и сказал: «Только будь артистом, а не лицедеем». Помня отцовский завет, Бондарчук своими работами показал, как высока может быть миссия актёра и режиссёра. Он создавал фильмы такой силы, что зритель не просто получал эстетическое удовольствие, но и рос душою, переосмысливал собственную жизнь, становился лучше, чище, добрее, сострадательнее.
Сергей Бондарчук сам по натуре был именно таким. Коллеги по съёмочной группе говорили, что у него была щедрая, милосердная душа. Во время работы Сергей Фёдорович относился к подчинённым с огромной деликатностью. Не оставлял он их и вне съёмочной площадки — помогал: кого-то устраивал в больницу, для кого-то хлопотал о выдаче квартиры. И всегда находил время чтобы просто поговорить, поддержать.
Киносценарист Геннадий Шпаликов говорил, что в творчестве Бондарчука было необычайно ярко выражено духовное начало человека. И тысячи людей стали немного лучше благодаря его фильмам.
Все выпуски программы Жизнь как служение
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления
Сегодня 10 января. Рождественские святки.
О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления — протоиерей Константин Харитонов.
Ранее святая церковь Рождество Христово отмечала вместе с праздником Богоявления Господня. То есть, и праздник Крещения Господня, который иначе называется Богоявлением, и Рождество Христово отмечались в один день. Впоследствии эти дни были разъединены, чтобы отдельно отмечать праздник Рождества Христова и отдельно праздник Богоявления. Почему? Потому, что праздник Богоявления является даже выше праздника Рождества Христова. Потому, что в Рождестве Христом явился Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии, а праздник Богоявления Господня является вся Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это День Святой Троицы. И разделив эти два праздника, чтобы достойно их почтить, между ними эти дни являются Днями Святыми, как мы называем их «святками». И в эти дни мы особенно прославляем Родившуюся Христа и торжественно готовимся встретить праздник Богоявления Господня.
Все выпуски программы Актуальная тема