Мастер кинорежиссуры — Сергей Фёдорович Бондарчук — ярко выражал духовное начало человека в своем творчестве. Автор эпохальной экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», Сергей Фёдорович сумел сделать это кино поистине народным.
В 1946 году Сергей Фёдорович успешно сдал вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. Перед экзаменаторами Сергей Фёдорович читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Известность Бондарчуку принесла его дебютная картина «Судьба человека» в 1959 году, снятая по одноимённому рассказу Шолохова, которая буквально потрясла зрителей.
Как удавалось Сергею Фёдоровичу проповедовать в искусстве евангельские ценности? И что говорили о нём коллеги по цеху?

В 1946 году на вступительные экзамены во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии пришёл человек в солдатской форме. По документам ему было 27 лет, но на вид экзаменаторы, пожалуй, дали бы гораздо больше: в тёмных густых волосах пробивалась седина, пронзительные карие глаза смотрели с какой-то затаённой грустью. Впрочем, это можно было понять: совсем недавно отгремела Великая Отечественная война, которую этот парень прошагал от первого до последнего дня. В 41-м ушёл на фронт добровольцем. Воевал на Северном Кавказе, сражался за Сталинград. Демобилизовался, и сразу на экзамены. Он с детства мечтал стать актёром. Звали его Сергей Бондарчук.
Подняв на экзаменаторов глубокие глаза, Сергей читал гоголевскую «Птицу-тройку» — знаменитый отрывок из поэмы «Мёртвые души». Читал проникновенно, и было видно, что каждое слово он пропускает через сердце. Клара Лучко вспоминала, что Бондарчук тогда буквально заворожил приёмную комиссию. «Казалось, ему и играть ничего не надо. Просто сказать фразу, посмотреть — и сразу веришь», — вспоминала актриса. О том, что Сергей Фёдорович Бондарчук — актёр и режиссёр от Бога, часто говорили и многие другие его коллеги.
Когда в 1959 году на экраны вышла дебютная режиссёрская работа Бондарчука — картина «Судьба человека», снятая по одноимённому рассказу Шолохова, люди уходили с сеансов потрясённые. Среди зрителей был художник Александр Шилов. Спустя годы он делился своими впечатлениями от фильма: «Так проникнуться горем героев, выразить и страдание, и счастье мог только художник с обострённой, отзывчивой душой», — говорил живописец.
Помимо того, что Сергей Бондарчук был тонким и чутким мастером, он сумел сделать поистине невозможное: в безбожные советские годы он проповедовал в искусстве евангельские ценности. Исследуя душу своих героев, он стремился приблизиться к христианскому пониманию человека: доброго, сопереживающего, простого. Может быть, поэтому, людям было так близко его творчество. Когда Бондарчук работал над созданием своего эпохального кинополотна — экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», ему помогал народ. Военные точь-в-точь воссоздали батарею генерал-лейтенанта Раевского. Жители Петербурга раздобыли и принесли на съёмки два старинных дуэльных пистолета. Актрису на роль Наташи Ростовой искали всей страной — на «Мосфильм» приходили мешки писем с фотографиями кандидаток. В создании исторических костюмов и военной техники участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. Оскароносная «Война и мир» Сергея Бондарчука стала во всех смыслах народной картиной. Критики недаром отмечали поразительный и глубокий русский дух фильма, его светоносное начало.
Сергей Фёдорович часто вспоминал отца, который поначалу был против его творческой карьеры. Хотел, чтобы сын стал строителем. Но когда понял, что тот твёрдо выбрал свой жизненный путь, благословил и сказал: «Только будь артистом, а не лицедеем». Помня отцовский завет, Бондарчук своими работами показал, как высока может быть миссия актёра и режиссёра. Он создавал фильмы такой силы, что зритель не просто получал эстетическое удовольствие, но и рос душою, переосмысливал собственную жизнь, становился лучше, чище, добрее, сострадательнее.
Сергей Бондарчук сам по натуре был именно таким. Коллеги по съёмочной группе говорили, что у него была щедрая, милосердная душа. Во время работы Сергей Фёдорович относился к подчинённым с огромной деликатностью. Не оставлял он их и вне съёмочной площадки — помогал: кого-то устраивал в больницу, для кого-то хлопотал о выдаче квартиры. И всегда находил время чтобы просто поговорить, поддержать.
Киносценарист Геннадий Шпаликов говорил, что в творчестве Бондарчука было необычайно ярко выражено духовное начало человека. И тысячи людей стали немного лучше благодаря его фильмам.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







