
У нас в гостях была ректор православного института Со-действие Татьяна Кондратьева.
Мы говорили с нашей гостьей о том, что для нее семейное счастье, какое влияние на ее семью оказал приход к Богу и в Церковь, и как вера и доверие Богу помогли ей пережить смерть мужа.
Ведущие: Анна Леонтьева, Константин Мацан.
А.Леонтьева:
- Добрый светлый вечер!
Сегодня с вами в студии – я, Анна Леонтьева, и мой дорогой коллега – Константин Мацан.
К.Мацан:
- Христос Воскресе!
А.Леонтьева:
- Воистину Воскресе!
Сегодня у нас в гостях ректор Православного гуманитарного института «Со-действие» Татьяна Кондратьева, и, как всегда, что для нас также важно – мать четверых детей.
К.Мацан:
- Добрый вечер!
Т.Кондратьева:
- Здравствуйте!
А.Леонтьева:
- Татьяна, вот, наверное, мы будем, как всегда говорить о семье, но начать хотелось бы с вашего с мужем начала пути в Православии. Как вы к этому пришли, в какой момент, кому это в голову пришло… кто кого за руку вёл, как обычно это бывает?
Т.Кондратьева:
- Да, я вот сейчас оглядываюсь на прожитый вот этот вот большой путь семейный, и, если бы мне кто-то, когда я училась в институте, сказал, что я проживу вот такую жизнь, что у меня будет четверо детей…
В общем, мы в советские времена так были воспитаны, что казалось – один… ну… два ребёнка – это какой-то такой вот предел, и мне казалось, что моя жизнь будет… ну, во-первых, какая-то работа, и вдруг получилось так, что…
Мы с Петей учились вместе в институте. Он сначала учился в МАРХИ, а потом поступил в Пединститут на филологический факультет, и мы с ним были в одной группе. И вот, по окончании института, мы начали встречаться, и, через некоторое время, поженились. Причём, поженились, и Петя мне сразу сказал: «Ты знаешь, я так отношусь серьёзно к браку – давай, мы с тобой повенчаемся!» А я была даже не крещёной. Вот… А у него сестра была давно верующей, и, к этому моменту, вышла замуж, и муж её должен был принять священство – сейчас это, действительно, священник, уже много-много лет служащий на Бородинском поле, отец Игорь. Он служит в храме-памятнике, который был свидетелем битвы.
И, в общем, нам как-то так вот несказанно повезло, что мы позвонили Кате – сестре, спросили: «А где бы Таню покрестить?» – а она нам посоветовала пойти в храм Святителя Николая в Кузнецах.
Мы пришли, я покрестилась, но потом начались – вот тут же – какие-то такие вот сложности, испытания и…
К.Мацан:
- … искушения, как говорят в православном лексиконе…
Т.Кондратьева:
- … искушения, да…
К.Мацан:
- … да, да, да…
Т.Кондратьева:
- Ну… мне сказали, что надо Причаститься. А я заболела, и, как-то, у меня так…
К.Мацан:
- Перед первым Причастием?
Т.Кондратьева:
- Да. Как-то у меня так… всё это отложилось.
К.Мацан:
- Стандартная история, как рассказывают…
Т.Кондратьева:
- Да… А зачем, да? Ну… вроде, как… всё это – странно, не обязательно… нужно… не нужно… вот – сказали, а, может быть, это как-то можно и пропустить?
Потом мы совершенно разругались с мужем, и даже разъехались. Через некоторое время помирились, поехали в Бородино, чтобы познакомиться с мужем Кати. А он – священник, он идёт на службу, и мы, почему-то, решили, что раз мы – родственники священника, мы тоже должны на службе присутствовать.
Нам было скушно, нам было всё непонятно… я просто вот… терпела все эти слова, всё, что говорится, всё, что происходит, но мы почему-то считали, что – раз мы родственники, мы обязаны «поприсутствовать». И мы вот на этих службах – присутствовали. И, в этот момент, ещё и Петя был без работы.
И батюшка ему говорит: «Слушай, ведь ты преподаватель? Я слышал, что в гимназии «Радонеж» нужны преподаватели…»
А.Леонтьева:
- Сколько Вам лет было, Татьяна?
Т.Кондратьева:
- Мне было 24 года, а Петя – меня на пять лет старше, ему было около 30.
И он начал работать в гимназии. А осенью гимназия поехала в паломничество.
Мы… опять же, ничего не понимая в том, что происходит, Петя мне говорит: «Знаешь, я еду на экскурсию в Оптину Пустынь. Поедешь ли ты со мной?»
А я – опять заболела, у меня просто воспаление лёгких, и я вот – еле-еле выздоравливаю, и мне мои все дома говорят: «Ну, куда ты поедешь в таком состоянии?» А мне что-то было интересно…
Я снарядилась, поехала. Мне приготовили с собой запечённый кусок мяса. Мы потом вспоминали это мясо много лет и хохотали – как мы отправились в паломничество, вот так вот снарядившись!
И вдруг оказывается, что мужчины все живут в каком-то… тогда ещё всё только восстанавливалось… чуть ли не в скиту – ну, в общем, куда-то их поселили, а все женщины живут в башне, которую выделили для паломниц. Все ходят на службу, и опять я отстаиваю эти длинные монастырские службы, ничего не понимаю. А у нас ещё этот кусок мяса, который не понятно, когда надо съесть, вдвоём…
Вот. Сбежали мы в Калугу, погуляли там, вернулись. А все готовятся ко Причастию, и молитвы читают вслух – вот эти вот женщины, паломницы. Я, вместе со всеми, всё это выслушала, утром пошла на исповедь, что-то там про себя рассказала… Конечно, Господь меня, недостойную… просто… принял – потому, что… ну… как бы…
А.Леонтьева:
- По-первости, да – авансом же дают…
Т.Кондратьева:
- Действительно… Я Причастилась, и помню этот момент. Я в Оптиной отстояла все эти службы, преодолела это всё, страшно промёрзла, выпила ледяной святой воды, и подумала: «О! Я сейчас, после своего воспаления лёгких, точно заболею!» – и не заболела.
И Причастилась. Выхожу из храма – такой светлый день осенний… мне навстречу идёт Петя, и он так радуется, что я Причастилась… он – тоже Причастился, вот так вот открывает мне руки, чтобы я к нему бежала навстречу… и вдруг, внутри меня, какой-то голос говорит: «Вот муж, данный тебе Богом!» И я много-много лет всегда помнила вот этот момент.
У нас были очень тяжёлые, конечно, моменты в семейной жизни – ну, наверное, в каждой семье встречаются такие испытания, когда… ну… просто вот, семья на грани… какого-то такого вот… разрыва. Ну, невозможно, кажется, дальше всё это… как-то… тянуть, терпеть…
Я вот помню какой-то такой момент – у меня уже было трое детей… меня сестра с собой позвала на фигурное катание. Я, с ней вместе, пошла, и так это было радостно – я давно никуда из дома не выходила, нигде не бывала. И возвращаюсь и думаю: «Ой… я сейчас просто вот – впрягаюсь в этот воз…» – и мне так себя жалко, я такая бедная, несчастная – тяну семью, трое детей, как-то всё так нескладно, и денег не Бог весть сколько… Но вот я всегда, когда мне было очень тяжело, вспоминала этот момент: «Вот муж, данный тебе Богом!» – и… ну, что ж… данный, надо.
А.Леонтьева:
- Потрясающе Вы рассказали, Татьяна… А вот что помогало в этих моментах? Вы именно вот эту вот фразу… да… которая всплывала… вот… когда ссорились… не знаю…
Т.Кондратьева:
- Вы знаете, много чего помогало. Слава Богу, что наше воцерковление начиналось на Бородинском поле. Это такое, совершенно удивительное, место. И, когда батюшка только начинал восстанавливать храм, туда и паломники интересные приезжали.
Как-то там был отец Илий – тогда восстанавливался только Спасо-Бородинский монастырь – и он там просто пожил. А Петя, с ним вместе… как-то… возил его, что ли, на машине.
Потом приезжал владыка Василий Родзянко. И тоже вот… Бородинское поле – это такое место, которое надо посетить… и тоже Петя его возил, и такая была дивная встреча.
Мы совершенно были молодые и неопытные, но вот, время от времени, что-то такое вот случалось в нашей жизни, и думалось: «Ну, вот… как-то всё это необыкновенно!» Какое-то такое было, вообще, общее воодушевление уверовавших людей, и это… совершенно новые люди, совершенно новые… какие-то… отношения, совершенно новый пласт жизни.
Я – филолог, я читала-читала-читала книжки, я готовилась… там… к работе в институте, готовилась к защите диссертации… а в какой-то момент я от этого устала. И я – читаю молитвы, Евангелие, и меня это как-то так утешало, успокаивало, и я понимала, что я узнала что-то совершенно такое высокое, необыкновенное, совершенно необходимое каждому человеку, и это – такое счастье!
Я помню, у нас когда родилась Катюша – наш второй ребёнок – мы сидим с мужем на диванчике, и о чём-то таком беседуем, а между нами лежит ребёночек. И вот этот вот вечер я вспоминаю, как какой-то такой момент счастья. Так хорошо, когда есть младенец, мы оба его любим, дом, семья, и чувствуешь, что… мы просто вот с мужем – друзья, такие очень хорошие друзья. Мы друг друга понимаем, и ведём такую интересную беседу…
В общем, было тяжело, но было хорошо и интересно.
К.Мацан:
- Вот, Вы сказали про эти службы длиннющие, которые Вы выстаивали, ещё не понимая, зачем это. Ведь, это тот момент, на котором многие ломаются, начиная воцерковляться. И даже потом, может быть, отстояв эти службы, и даже Причастившись, думают: «Нет, ещё раз в эту реку я не пойду».
Вы… по Вашим словам, складывается так, что, всё-таки, что-то Вас… ну… заставляло… это… внутренне заставляло, всё-таки, не отступать и службы выстаивать.
Что это было, учитывая то, что Вы ещё пока не знали, что будет дальше, не знали, ради чего это – просто некоторая уверенность, что… не знаю… что Церковь должна в тебе прорасти вот таким образом, или как Вы тогда себе это объясняли, «почему я здесь стою»? Ради чего?
Т.Кондратьева:
- Вы знаете, мы с мужем совершенно были разные. Он был такой… очень горячий человек, и он, когда мы за это взялись, он прям вот горячо уверовал – вот, надо! А я была… как бы… таким, прицепным вагончиком, что ли… Вот, он – паровоз, и он таким вот сильным локомотивом меня толкает, тащит: «Вот, это надо!»
А потом у нас произошла такая вот история, которая была первым таким серьёзным испытанием нашей семьи. Поскольку он человек творческий – у него два образования – архитектурное и филологическое – он всегда очень ценил искусство и вот такую вот… эстетику художественного произведения. И, когда мы с ним познакомились, он меня водил по музеям и мне рассказывал про экспрессионизм, и, в основном, про искусство такое вот… ХХ века, и вот он вот это вот новаторство всё понимал, и как-то очень тонко чувствовал и слово, и формы, и цвет. И он вдруг познакомился… я сейчас не буду называть фамилий… познакомился с такими, очень творческими, людьми – поэтами, художниками – и вдруг его это увлекло.
То есть, это было такое вот… как бы… отступление с той дороги, на которую мы встали. Причём, такое, очень серьёзное отступление.
Я с батюшкой по телефону по поводу этой истории долго говорила, и ему рассказывала, и он отнёсся к этому, как к такому… испытанию для меня.
И вот, в этот момент, оказалось, что я вот не люблю таких рывков, таких вот порывов, но если я уж за что-то взялась – я чувствую, что я это должна доделать. И я поняла, что я почувствовала какую-то внутреннюю правду православия, а вот это эстетство – оно уносит Петю совершенно в какую-то не ту область, далеко, что это вот – неправда.
И в самом деле – это и нравственно потом повлекло совершенно в противоположную сторону. Мы вдруг перестали друг друга понимать, у нас по поводу верности супружеской вдруг оказались совершенно противоположные взгляды. Меня это так больно поразило, и я поняла, что… ну… только молитва! Это что-то иррациональное происходит! Передо мной вдруг… совершенно вот… мой муж – совершенно другой человек. И я никак его не верну – я только могу за него молиться.
И вот… слава Богу, через какое-то время… поскольку вот Петя отца Илия возил тогда на машине, и с таким… ну, вот… как бы… проникся и почувствовал, что отца Илия надо слушаться, батюшка настоял, чтобы он поехал к отцу Илию.
Отец Илий очень мягко сказал: «Ты знаешь, давай, мы сделаем так. Вот, сейчас наступает Великий пост, и ты весь Великий пост вот с этими твоими новыми друзьями – не общаешься», – и всё, вот – они договорились об этом. И вот, за этот Великий пост – просто вот, прекращение общения – всё встало на свои места.
И я, вот, после этой истории, сама поняла, что мы держимся – молитвой, мы держимся каким-то вот, таким вот… чем-то невидимым, чем-то таким… внутренним…
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- Татьяна Кондратьева, ректор Православного гуманитарного института «Со-действие», мама четверых детей, сегодня проводит с нами этот светлый вечер.
А.Леонтьева:
- Татьяна, Вы говорите о тех сложностях, с которыми Вы сталкивались в семье, и я просто хотела, наверное, пояснить, почему Вы говорите в прошедшем времени о муже. Дело в том, что в 2014 году муж Татьяны ушёл из жизни, и вот сейчас мы как-то вспоминаем начало этого пути, и я думаю, что…
Татьяна подхватила его дело, став ректором Православного гуманитарного института «Со-действие», и, наверное, одной из тем сегодняшнего, для меня очень пронзительного, разговора ( потому, что мой муж тоже ушёл из жизни в 2014 году )… одной из тем – это… тема жизни после жизни – мне очень не нравится выражение «жизнь после смерти», я до сих пор с ним ещё не сжилась. Но вот «жизнь после жизни» – какая она? Мне кажется, что об этом нам тоже… будет очень важно сегодня поговорить.
Но мы вернёмся, наверное, к Вашим вот этим годам. И, я хотела спросить, владыка Василий Родзянко – он что-то сказал Вам такого, чтобы повлияло на Вас, или вот что-то… интересное… он очень про семью любил…
Т.Кондратьева:
- Нет, знаете… я была всё время с младенцем, мне самой не удалось с ним поэтому поговорить, просто мы подошли под благословение, и детей подвели, и я просто почувствовала невероятную доброту владыки. И потом, когда я смотрела… вышел цикл передач, его воспоминаний… для меня вот этот вот момент – такого… личного узнавания облика – совпал с тем, что я слушала, и, конечно, образ владыки остался таким… просто светлым пятном в нашей жизни.
На моих глазах просто произошёл такой очень… забавный случай. Мы владыку провожаем – идём по территории храма, он идёт садится в машин, и проходит вольерчик с собакой. А у батюшки была очень глупая собака в тот момент, и он даже думал, не избавиться ли от неё.
И вдруг владыка её благословляет. И отец Игорь потом говорит: «Ну, вот – владыка собаку благословил, будем её терпеть». Вот. И собака сколько-то лет ещё прожила около храма.
А.Леонтьева:
- Не поумнела она?
Т.Кондратьева:
- Нет, она совсем не поумнела! Мы потом приобрели более умную собаку. Но… в общем, эту собаку помиловали по благословению владыки.
А.Леонтьева:
- Татьяна, а вот… вообще… как бы… встречались какие-то вот такие вот… священники… не священники – для меня это, очень часто, не священники, а какие-то семьи – которые очень сильно влияли на Вашу жизнь, на Ваши отношения, мировоззрение… вообще… отношение к семье?
Т.Кондратьева:
- Ну, да, конечно. Ну… вот… у отца Игоря с матушкой Катей – у них, в итоге, семеро детей. И мы знали много священников, которые были нашими ровесниками.
Ну… вот… мы ходили в храм Святителя Николая в Пыжах, и там – очень такие хорошие, достойные священники, и мы дружили с отцом Валерием Гуриным и его матушкой. У них сейчас… даже затруднюсь сказать, сколько… ну, вот… наши дети тогда первые появлялись, вместе и их, и… ну… мы видим, что люди справляются как-то с детишками, ну и – чего уж… пищать, если вокруг вот такая вот атмосфера – вокруг много многодетных семей, и дети наши дружат, и всё как-то… складывается.
А.Леонтьева:
- Это какие-то 90-е, да?
Т.Кондратьева:
- Да, да...
А.Леонтьева:
- Вот эти вот… которые такие… Мы говорили тут недавно… передача была о том, что… было какое-то горение очень большое, и люди очень горячо брались за этот плуг…
Т.Кондратьева:
- Да!
А.Леонтьева:
- … да… и не оглядывались назад совершенно.
Т.Кондратьева:
- Да, некоторые даже брали на себя, может быть, и лишнее – больше, чем могли понести, но, тем не менее, Господь, мне кажется, как-то… помогал, управлял…
А.Леонтьева:
- Татьяна, а можно я, как мать, тоже, подросших уже детей – примерно, плюс-минус, как Ваши, только поменьше их немножко – спрошу: дети как воцерковлялись, вместе с вами? Был ли период какой-то неофитства, был ли период каких-то их сложностей с Церковью, как бывает?
Т.Кондратьева:
- Вот, старшие – нет. Как-то… пока был папа – мы по Воскресеньям едем в храм, это – не обсуждается. Папа последние годы – алтарничал в храме Святителя Николая на Трёх горах, я с детьми подъезжала, когда они были готовы – ну, то есть, мы не спешили к началу службы, а столько, сколько они могли простоять. И с ними, как-то, проблем не было.
Вот сложно мне – сейчас, когда я одна, и я обнаружила, какая это… папа – это вот какой-то… не знаю… стена была крепкая, которая нас… как бы… со всех сторон окружала, и – ограда. Ну, вот… внутри этой оградки, мы делаем – так, и никто никуда не шатается. А я сейчас… меньше, конечно, уделяю времени детям, я занимаюсь институтом, и вдруг – какие-то шатания, какие-то несогласия с мамой… Да, я понимаю, конечно… папу надо холить и лелеять.
А.Леонтьева:
- Ну… сейчас дети… как-то… остались в Православной Церкви, или…
Т.Кондратьева:
- Ну… вот… я не скажу про младшую, Иришу, потому, что она сейчас, такой, подросток, и у неё… такой… протестный возраст, и её сейчас шатает и носит… и, что интересно, у нас много православных знакомых, и она… как бы… в среде православных детей, и все они – в таких вот протестах, вот что интересно.
Если старшие, в той же самой школе, с православными своими друзьями… я вот помню, моя старшая дочь говорит: «Так, мама, мы встаём в 5 утра – у нас инициативная группа, мы едем в Лавру молиться о благополучной сдаче экзаменов!» – это они ЕГЭ собирались сдавать, и я – порхала, как мама… то вот с этой дочерью – я не знаю, как всё сложится. В общем – боюсь даже говорить, но… я её люблю, мы, конечно, за неё все молимся… ну, я надеюсь, что, с помощью старших, как-то…
К.Мацан:
- Когда время ЕГЭ приблизится…
Т.Кондратьева:
- Да!
К.Мацан:
- … потребность в молитве увеличится!
Т.Кондратьева:
- Да, наверное…
К.Мацан:
- Вы говорите: «Мы за неё молимся», – и это понятно. А есть ли в этом для Вас… ну… некоторая такая осознанная позиция того, что ребёнку, в принципе, о вере, о Церкви, в ситуации его сомнений, или даже в любой другой ситуации, практически, бесполезно что-либо говорить?
Т.Кондратьева:
- Нет, мне кажется, надо говорить. Но… мне кажется… надо говорить об опыте семьи. Если я буду абстрактно ей рассказывать… там… я не знаю… какое-то житие святых…
К.Мацан:
- А «об опыте семьи» – это что? Об опыте вашей семьи?
Т.Кондратьева:
- Да. Может быть, обращать внимание на то, что: «Ну, вот, посмотри… вот, наши знакомые, и все люди верующие – как они решают какие-то вопросы». Ну… мне кажется… опираясь на свой, на собственный опыт, ты просто сейчас вот этот момент взросления… дать ей возможность ещё пока и самой разобраться в том, что она хочет, кем она себя представляет в будущем – и не давить. В общем, я думаю… сначала думала, что, может быть, мне вспомнить, как папа поступал в таких случаях, а потом подумала – нет, всё-таки, женщины – они по-другому устроены, и папино слово в маминых устах – оно, наверное, всё-таки, не будет воспринято.
Ну… буду выяснять, что ей интересно, говорить о том, что нравится ей, пытаться понять её внутренний мир. И я думаю, что в любом человеке есть что-то такое… доброе, и объяснить, что… если Бога нет, то… ну… нет места и добру, нет места и любви в нашей жизни, что очень легко всё это может быть разрушено… я думаю, что… попробую донести.
А.Леонтьева:
- Ну, я… знаете, Татьяна, я говорила детям: «Ваш отец был православным человеком, и ходил в церковь, и был очень истово верующим», – на что дети, которые тоже, вот в таких же перипетиях сейчас находятся, говорят мне: «Ну, дай нам пока самим к чему-то прийти…» – вот, пока на таком месте диалог заканчивается.
К.Мацан:
- А вот… чтобы ребёнку – причём, не обязательно подросткового возраста, а, может быть, и более младшего – ну, когда уже ребёнок, всё-таки, способен размышлять – даже… там… пускай, это – начальная школа – сказать о вере, нужно, как мне кажется, предполагать, на какой его внутренний запрос информация о вере может ответить.
Ну, то есть, условно говоря, когда я приходил к вере в институте, у меня был некий внутренний запрос на какую-то стройную систему мира, на какое-то упорядочение разных-разных вещей в какую-то иерархию – в том числе, был такой запрос. И вот – представление о такой иерархии даёт христианская картина мира. Например.
Ну, понятно то, что у маленького ребёнка, наверное, такого запроса нет, и не может быть. А вот на какой запрос ребёнка может ответить вера? Что они там такого хотят – узнать, понять, иметь, в интеллектуально-духовном плане, на что взрослый может сказать: «Вот, знаешь – вот за это отвечает вера! Вот для этого тебе нужна вера, и Церковь, и религия!»
Т.Кондратьева:
- Я думаю, что вера отвечает за счастье.
А.Леонтьева:
- Здорово!
Т.Кондратьева:
- Потому, что…
К.Мацан:
- А как Вы это расшифровываете?
Т.Кондратьева:
- Как я это расшифровываю…
К.Мацан:
- … вот… если надо это ребёнку расшифровать, и не только ребёнку.
Т.Кондратьева:
- Ну… чего мы хотим больше всего? Вот, когда мы хотим каких-то удовольствий…
Я вот, как-то, для себя, рассуждала – почему человек согрешает? На самом деле, внутри головы он думает: «Я хочу получить удовольствие!» – просто вот он видит удовольствие в том, чтобы… много денег, там… или вкусненько покушал… или, там… какая-то компания – вот, если он чувствует удовольствие, он к этому стремится. А что – самое большое удовольствие? Вот, что он пытается получить?
На самом деле, человек хочет получить любовь. Вот, каким-то образом, надо донести, что настоящая, самая большая любовь – это Бог. Вот, если ты хочешь вот этой вот любви, хочешь счастья – ты не пройдёшь мимо. У тебя будет холодно и пусто в жизни. Вот, я думаю – так.
К.Мацан:
- Татьяна Кондратьева, ректор Православного гуманитарного института «Со-действие», сегодня проводит с нами этот светлый вечер.
В студии – моя коллега Анна Леонтьева, и я – Константин Мацан. Мы прервёмся, и вернёмся к вам, буквально, через минуту.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Леонтьева:
- Сегодня мы разговариваем о семье с Татьяной Кондратьевой, ректором Православного гуманитарного института «Со-действие», и, что для нас очень важно, матерью четырёх детей.
Татьяна, у меня… я думаю, что в этой передаче мы вполне можем повспоминать что-то очень значимое, что запомнилось из вашей жизни. Вот, какие события были самыми яркими в жизни с мужем?
Т.Кондратьева:
- Ну, самые яркие события… ну, конечно, рождение каждого ребёнка – это вот просто отделялось… ну… одна эпоха от другой. Это вот что-то такое вот… совершенно новое.
И для него, конечно же, любые события, которые происходили внутри института – институт был сначала просто курсами при отделе катехизации, а потом он увеличился, и Петя сумел зарегистрировать институт… в общем, прибавление каждого курса, появление какой-то новой работы – для него это было… таким вот… рубежом, такой вот – эпохой.
Ну… внутрисемейные события, для нас значимые – какие-то такие вот поездки, и… особенно… Знаете, как-то так смешно получилось – у нас не было возможности особенно куда-то ездить, и, когда родилась дочь Ирина, я, про себя, подумала: «Ну, вот…»…
К.Мацан:
- Это – четвёртый ребёнок, да?
Т.Кондратьева:
- … четвёртый ребёнок, да… подумала: «Ну, вот… опять я – такая вот мамочка, прикованная к дому, опять я – никуда, опять… вот это вот всё, связанное с маленьким ребёнком – памперсы, кормление, прогулки…» – и вдруг, через какое-то время, оказалось, что мы куда-то поехали! Как-то так всё… Господь помог – как-то всё исправилось, улучшилось. И первое, что мы сделали – мы сели и поехали к Серафиму Саровскому.
Петя придумал маршрут – такой, чтобы было детям удобно, мы, конечно, устали, и многое из того, что мы хотели посмотреть, детям было сложно, но, тем не менее, мы все запомнили эту поездку.
Мы поехали во Владимир, оттуда – в Муром, к святым Петру и Февронии, потом поехали в Дивеевский монастырь, а, на обратном пути, мы заехали в Нижний Новгород – там погуляли, и уже – в Москву. Вот, такая совместная поездка.
А потом мы ездили на Валаам – вернее, нас друзья пригласили отдыхать в Карелию, но запланировали поездку на Валаам. И мы, с маленькой Ирой, весь Валаам с колясочкой прошли – там был такой маршрут, всё посмотрели, а потом, через некоторое время, уже туда приехали, как паломники, помолились.
Вот. В общем, вот эти вот поездки совместные – у меня такое вот воспоминание.
К.Мацан:
- Вот, Вы сказали об этом чувстве, я думаю, что знакомом многим нашим… ну… в первую очередь, слушательницам, но – и их мужьям, когда мама, и вправду, находится в некотором… угнетённом таком внутреннем состоянии от необходимости… что называется… посвятить себя сейчас только детям – если это новорожденный ребёнок, или… вообще…
Т.Кондратьева:
- Да, я сполна пережила вот это вот состояние…
К.Мацан:
- Вот… и Вы сейчас об этом говорите, спустя уже… 13 лет Вашей младшей дочке… всё-таки, с некоторой улыбкой и такой… может быть… самоиронией. А – в моменте, в том самом моменте, когда это накрывает человека, что говорить самой себе, где искать опору, чтобы это преодолеть, и – главный даже, для меня, вопрос – а что в этой ситуации может сделать муж, чтобы утешить и поддержать?
Т.Кондратьева:
- Вы знаете, муж очень чутко отнёсся. Когда родился третий – он увидел, что я вот такая вот замотанная, и меня вот это вот просто – достало это всё!
Он говорит: «Давай, ты пойдёшь к нам в институт, и поучишься на золотошвейку!» Я так обрадовалась!
А занятия – по вечерам, он меня отпускал, я ходила, вышивала, я так этим увлеклась! Я всех укладываю, и вечером у меня – пяльцы, и я сижу себе – и тихонечко вышиваю… и такое было счастье!
И вдруг его мама нашла для меня работу – она меня устроила в Академию наук – порекомендовала – собственно, по моей специальности. Я настолько увлеклась золотным шитьём, что я даже расплакалась, что меня берут!
К.Мацан:
- Это – филология, по специальности?
Т.Кондратьева:
- Да, по моей специальности… Ну… просто… потом я поняла, что Господь мне устроил такое утешение.
Взяли няню – на 2 дня в неделю, когда я должна была присутствовать на своей работе – я ездила, и, пусть я была тогда плохим… но постепенно я… как-то так… вошла в курс дела, и 12 лет я проработала в Академии наук научным редактором журнала «Social sciense» ( «Общественные науки» ) на английском языке, который выходил в Америке – реферативный журнал, и я подбирала лучшие статьи по русской литературе, которые будут вот в этом дайджесте опубликованы за границей. В общем, чудесная работа – из-под палки читать самые лучшие исследования, самые лучшие статьи – просто вот Господь послал такое вот утешение!
И муж… вот, как-то… тем, что отправил меня сначала поучиться… потому, что… действительно, я поняла, когда начала учиться – голова у меня «ватная», я разучилась, вообще, что-то соображать…
А.Леонтьева:
- Разучилась учиться…
Т.Кондратьева:
- … да… и так вот, потихонечку, я включилась опять в профессию, начала работать. И, конечно, моя редакция была в шоке, когда я сказала, что я жду четвёртого ребёнка, и я сказала: «Я очень дорожу этой работой! Я за два месяца – уйду, а потом я очень быстренько вернусь!»
И, действительно, получилось, с поддержкой семьи – меня отпускали, а работа, в основном, конечно, удалённая. Редактор – он работает удалённо: подготовь работу, и по электронной почте – вышли. Вот.
А.Леонтьева:
- То есть, вот этот вопрос о женской реализации – он, всё-таки, достаточно…
Т.Кондратьева:
- Я считаю, что это – очень важно! Очень важно иметь возможность отдохнуть от вот таких вот ежедневных забот.
Потому, что я поняла, что доканывает не какой-то вот… что-то большое, глобальное… там… горе. Это даже не так тяжело… ну, это вот… ты переживаешь в данный момент, но ты его как-то переживаешь. А вот когда маленькие ежедневные… знаете, вот… как капли, которые камень точат – вот это вот раздражает, там… сегодня, завтра, послезавтра – да, к сожалению, в нашей жизни вот есть… и надо как-то это терпеть.
Маме очень важно найти что-то, что будет её радовать. Если радует уйти из дома почитать – хорошо, кого-то, может быть, радует пообщаться – тоже хорошо. Вот, моя старшая дочь – она уже мама двух детей, и я с ней об этом поговорила, и говорю: «Ксюша, надо как-то восстанавливаться! Хочется, всё-таки…»
А.Леонтьева:
- Вы – бабушка двух внучек ещё, к тому же?
Т.Кондратьева:
- Внуков, да!
А.Леонтьева:
- Внуков, которых мы не упомянули!
Т.Кондратьева:
- Да! У меня чудесные маленькие внуки. Хочется дочь как-то предостеречь, подстелить, что ли, соломки…
Я говорю: «Ксюша, надо восстанавливаться! Что тебя радует?» Она говорит: «Меня радует, когда я с подружками общаюсь». Я говорю: «Ксюша, надо обязательно выкраивать время – разговаривать, общаться!»
Потому, что, в моей ситуации – то, что я оказалась… так вот… на необитаемом острове, буквально, в первые годы – я сейчас понимаю, что это было… неправильно.
А.Леонтьева:
- Я, кстати, думала об этом. У меня был разговор с другом, на днях, об этом же самом точно, и прямо так совпало, и я подумала, что самое тяжёлое – это когда нету никакого движения. То есть, ты, как мать, себя реализуешь, но – никакого движения, ты нигде не развиваешься. И вот это стояние на месте – оно, наверное, для очень многих женщин – очень тяжко.
Т.Кондратьева:
- Да… очень тяжко, да. Женщины, мне кажется, по характеру… такие… существа изменчивые, и… ну… Господь так устроил, что мы должны приспосабливаться к своему ребёнку, и приспосабливаться к мужу. И поэтому мы… нам надо всё время меняться. И когда вот так вот, всё время, одно и то же: готовка, уборка, прогулка, школа, и нет какого-то… не задействован весь твой потенциал – это, конечно, тяжело. Так, что… слава Богу, у меня теперь есть институт, там столько всего интересного!
К.Мацан:
- Ну, пока мы ещё от этой темы не ушли… а чем любовь к внукам отличается от любви к детям?
Т.Кондратьева:
- Ну… я не знаю… ну, они… Я не хочу сказать, что я тут большой специалист – потому, что они живут отдельно от меня, я их только иногда навещаю – вот, как раз, вчера ездила, навестила – с большой радостью.
Ну… тут… какое-то другое чувство. Потому, что… к детям – более требователен, ты отвечаешь за них вот «от» и «до», ты не можешь от них, пока они маленькие, совершенно отвлечься, ты не располагаешь своим временем.
А тут – я приезжаю, и просто вот… есть силы, есть время, и я с радостью – вот, принесла вам, и я с вами позанимаюсь, порадуюсь вам, малышам!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Леонтьева:
- Сегодня мы говорим о семье с ректором Православного гуманитарного института «Со-действие» Татьяной Кондратьевой, матерью четырёх, уже довольно взрослых, детей – от 26 до 13 лет.
Татьяна, скажите, а вот как получилось, как Вы решились… я так поняла, что Вы заняли место ушедшего мужа – там, в институте…
Т.Кондратьева:
- Да.
А.Леонтьева:
- Вы, прямо сразу… как-то… на это решились? Это же, наверное, очень такое… огромное…
Т.Кондратьева:
- Очень тяжело! Это было для меня несколько неожиданно. Просто… вот… отец Игорь, когда мы с ним говорили, после смерти Пети, о том, как же мне быть, благословил. И потом оказалось, что Петя – он знал, что он умирает… он как-то интересно так себя вёл… Оказывается, очень многие люди знали, что он знает, что он умирает, и что он принимает то, что он болен вот такой вот болезнью. Но меня он всё время как-то подбадривал, и со мной он так не говорил. Мне всё время казалось, что… он такой живчик, по характеру, что мне вот до последнего казалось – он же справится, у него есть силы на то, на это…
Вот, что интересно… он когда узнал свой диагноз, он говорит: «Так, чем я ещё в жизни не занимался? Я хотел позаниматься мозаикой, но я этим никогда не занимался – у меня не было времени».
Нашёл какую-то нашу студентку, которая занималась мозаикой, позвонил, вызвал на дом. Она ему дала такой вот – на дому прямо – мастер-класс, рассказала, куда поехать за этой мозаикой – мы поехали и купли эти маленькие плиточки. Она ему подарила инструмент, и вот он, сколько мог…
Во-первых, он, поскольку был алтарником, вычитывал службу ежедневно – он прямо себе молитвенное правило огромное такое сделал прям… вычитывал – очень много, а потом садился – и эту мозаику потихонечку собирал.
И, в общем, для меня то, что он… ну, вот, прям вот… умирает – было «трах-бах»! Ну… вот… совершенно неожиданно!
И я – в таком каком-то непонятном шоковом состоянии, и тут меня ещё благословляют заниматься институтом. А, оказывается, он, перед смертью, со своим заместителем поговорил, что: «Пусть Таня займётся после моей смерти институтом». То есть, это было его решение.
Меня пригласили на учёный совет, и сказали: «Пётр Олегович, Татьяна Валерьевна, сказал, что Вы справитесь! Мы Вас избираем».
А.Леонтьева:
- Ничего себе!
Т.Кондратьева:
- Да.
А.Леонтьева:
- И – что? Как Вы себя почувствовали? Не испугались такой огромной ноши?
Т.Кондратьева:
- Испугалась! Я… во-первых… после его смерти… вообще, так… еле ползла – прямо такая вот была… совсем… расползшаяся амёба, ничего не могла – и вдруг на меня ещё такая гора ответственности!
Но потом я поняла, что когда я приезжаю в институт, я общаюсь с этими людьми – все заинтересованы в том, чтобы институт остался жив, чтобы он существовал, все меня поддерживают, все с такой вот любовью относятся – мне легче. Я – с людьми. Мы занимаемся таким красивым делом – и иконописью, и золотным шитьём, я в этом всём понимаю, благодаря тому, что когда-то, 10 лет назад, муж сказал: «Пойди, поучись!»
Все вот эти преподаватели – я у них или поучилась, или я с ними подружилась… в общем, я в какую-то попала – большую семью. И у меня, первые два года, было ощущение, что мне так плохо, что ничего плохого уже случиться не может. А вот через два года я почувствовала – всё, теперь сама – давай, думай, соображай, как институт будет развиваться, что надо делать, придумывай что-то новое… Вот. В общем…
А.Леонтьева:
- То есть, Вы хотите сказать, что эта огромная ноша – она укрепила Вас, наоборот, после потери?
Т.Кондратьева:
- Да!
А.Леонтьева:
- Удивительно!
Татьяна, я хотела о чём ещё тоже поговорить… Потому, что когда мы с Вами предварительно разговаривали про уход Петра, то я удивилась, как Вы светло об этом рассказывали. И я Вам признаюсь честно, что у меня нет никаких таких светлых мыслей… не приходило в голову, когда муж погиб. И мне хотелось спросить, наверное, как Вам удавалось… что Вы себе говорили, какие вопросы Вы задавали Богу, и задавали ли их?
Т.Кондратьева:
- Вы знаете, вот… когда приходишь только в Церковь, случается, обычно, что-то такое чудесное, что тебя очень укрепляет. А потом – жизнь превращается в какую-то такую рутину, сероватого цвета… ну… как будто, ты вяжешь какое-то полотно, а оно такое – однообразное, серенькое… может быть, там, где-то грязно-зелёненькое… может быть, где-то грязновато-бордовенькое, но вдруг ты понимаешь, что вот какая-то такая вот золотая ниточка в твою жизнь вплетается, и она – не твоя, вот это вот – Господь устроил.
И, перед тем, как Пете уйти, вот задолго – начались какие-то такие вот события, что когда он ушёл – может быть, это для меня так было устроено… я – филолог, и у меня всё как-то в голове складывается в сюжеты – я вдруг поняла, что этот сюжет выстраивался очень давно – вот, подготовка к его уходу. Что были какие-то такие вот… как будто вот золотые… колышки, что ли, которые отмечали, что вот это будет – так.
У нас работал в институте преподаватель Евгений Георгиевич Клодт, и он, за несколько лет до смерти Пети, умирал от рака. И он полежал в больнице, и один из тех, кто лежал с ним, вышел оттуда живым, и ещё некоторое время поработал в институте. Петя ему… в общем, как-то пошли ему навстречу. Он был очень слаб, но Ольга Григорьевна сказала: «Вы знаете, для него очень важна эта работа. Можно он поработает?» – и он, почти до конца, работал.
А потом Петя поехал на его отпевание, вернулся, и сказал такую вещь – и я вот это потом вспомнила, как такой сигнал – он сказал: «Представляешь, Евгений Георгиевич говорил своей жене, что очень благодарен этой болезни – он столько всего понял!»
А потом, когда он умер, я вспомнила ещё об одном событии, которое вот так вот чудесно в этот сюжет вплелось. К нам в институт как-то поступила студентка-кореянка. Она увидела на какой-то выставке стенд нашего института, подошла к Пете, и говорит: «Я очень хочу к вам поступить – мне так нравится вот эта вышивка! Что для этого надо сделать?» А Петя так посмотрел на неё, и говорит: «Для этого надо быть православной христианкой». Она говорит: «А для этого что надо?» Он говорит: «Пойти и креститься», – ну, в общем, как-то ей объяснил.
И вдруг, осенью, появляется эта кореянка и говорит: «Вот, я крестилась!» – принесла письменную рекомендацию, и начала учиться у нас на «Золотном шитье» – ну, и, соответственно, всё изучать.
А потом наступил Великий пост, и она на всех так посматривает: «А что это вы едите?» Все ей объясняют: «Сейчас – Великий пост, мы едим постную пищу…» Она, через некоторое время приходит и говорит: «Я спросила у батюшки, как мне поститься. Он мне сказал – на воду и рис», – и она на рисе и воде постится.
А потом их приход поехал к Годеновскому Кресту, и она тоже поехала. И купила там изображение этого Креста. Вернулась, и говорит: «Я купила там фотографию этого Креста. Только, знаете, что-то у меня с этой фотографии стекает, такое ароматное…» Ей говорят: «Полина, тащи!» Она приносит это миро – вот, оно ароматное, оно чудесно пахнет, и его было столько, что она всем раздавала, а мужу моему подарила целый пузырёк.
И вот, Петя приносит домой и говорит: «Смотри, Таня, миро!» Я открываю – ах, запах какой чудесный! И думаю: «Но у меня, вроде как, всё благополучно, всё в порядке…», но вот я только что узнала, что у моей подруги муж заболел раком. Я ей позвонила и говорю: «Ира, ты знаешь… – рассказала всю эту историю, – У меня есть миро – приезжай, возьми, вам же нужнее!» – и там такое молчание в телефоне. А на следующий день тихо-тихо они вдвоём приехали, и говорят: «Тань, ты знаешь, мы вот только что поехали к отцу Илию, рассказали, что муж болен, просили молитв, и он говорит: «Вам нужна какая-то святынечка». И вот только мы вошли в квартиру – твой звонок, и ты нам предлагаешь вот это миро».
Ну, они взяли, а потом сами поехали к Годеновскому Кресту, помолились, и… вот, мы-то все ждали, что Игорь выздоровеет – после такого вот чудесного начала, но он не выздоровел. Он гораздо легче болел, чем ожидали врачи.
И мы поехали летом с детьми в Одессу, и, по дороге, нам посоветовали выйти в Киеве и посетить Лавру. Мы так и сделали. И, когда мы пришли в Пещеры, я думаю: «Ой, надо подать за Игоря сорокоуст…» – и что-то я там ошиблась с деньгами, дала не так монаху, который принимал записки, и он говорит: «Вы дали меньше…» А я так растерялась… я не понимаю, сколько у меня там рублей, гривен… сколько я ещё должна, и он говорит: «А давайте мы сделаем так: Ваш сорокоуст будет на 21 день». Я так удивилась, и думаю: «Надо же… какое странное решение» – но, поскольку у меня больше денег не было, хорошо. В общем, я подала записку на 21 день о здравии.
И мы доехали благополучно с детьми до Одессы, там мы отдыхали. И проходит сколько-то дней, звонит батюшка и говорит: «А Игорь-то умер…» И у меня в голове: «О-па! Моя записка – кончилась», – меня так поразило тогда вот это вот совпадение.
Я с Ирой до сих пор дружу, и для меня её опыт, как она тогда вот справлялась со всем этим – она очень такой гармоничный человек, как-то вот она мягко, с таким трепетным отношением к памяти мужа, но, вместе с тем, не падая духом… в общем, для меня был пример.
И… вот, я так длинно рассказываю эту историю… когда умер мой муж – он умер в Великую Среду. Отпевали его в Великую Пятницу в храме Святителя Николая на Трёх горах, и произошла задержка вот этой вот службы похоронной – не вовремя привезли Петю. Я, такая огорчённая, думаю: «Ой, ну всё… теперь наше отпевание – непонятно как, вообще…» – потому, что уже началась служба Великой Пятницы.
Я подхожу к отцу Всеволоду Чаплину, который тогда был настоятелем, и говорю: «Отец Всеволод, вот – так…» Он говорит: «Ну, как получилось… отпоём между вот…» – я забыла, как называются эти части служб. И перед выносом Плащаницы было вот это отпевание, и потом мы поехали все в Бородино, и там Петя – похоронен.
Вот, когда мы его похоронили… у меня такой получился длинный-длинный тяжёлый день, я, ничего уже не соображающая, стою, поворачиваюсь, смотрю на закат, и думаю: «Господи, какая невообразимая красота…» – и у меня взгляд падает чуть в сторону, и я смотрю – Петя похоронен через одну могилу от Игоря, нашего друга, и они оказались, в итоге, почти рядышком.
И у меня как-то в голове, тут же, начало вот это вот всё складываться – всё как-то вот это вот было неслучайно… и это… и это… мы были в Греции, и совершенно чудесно попали на подворье Ватопеда, и помолились перед иконой Всецарицы чудотворной – как раз, перед всеми этими событиями…
И вот, у меня было ощущение, что всё происходит уже… я совершенно обессилела в последние дни… всё как-то вот устраивается – не как вот мы… по человеческим меркам, а как-то выстраивается… приходят люди, находятся врачи, кто-то приезжает к нам в дом, начинает мне помогать… как-то всё складывается… люди поворачиваются совершенно для меня неожиданной стороной, и такое ощущение, что Господь просто вот подхватил, и крепкая рука Божия тебя держит, чтобы вот в этот тяжёлый момент… и… я думаю… можно только благодарить.
И я вот… как ни странно… а, может быть, это правильно – я благодарю, и благодарю. Потому, что я смотрю – иногда в таких же ситуациях людям гораздо хуже, чем мне… мне плохо было, но это… как-то так чудесно устроилось – я благодарю Бога.
Потом, вот… что-то происходит – Господь вручает мне институт. Это тяжело, но это меня вытягивает, это мне помогает удержаться. Потом – что-то ещё происходит, и опять… ну… я никуда до этого не ездила, а тут я попала в Иерусалим совершенно каким-то таким вот… фантастическим образом. Потом рассказала батюшке, что я повидала, он говорит: «О! Надо же – за одну поездку столько всего увидеть – ну, это вот просто такое счастье! Ну, что ж…»
Ну, вот, благодарю Бога!
А.Леонтьева:
- Потрясающе Вы говорите, Татьяна! Мы притихли с Костей – потому, что… ну… не добавить – ни прибавить, ни убавить.
Я хочу сказать, что, наверное, не зря это всё звучит в такой – постпасхальный – период, потому, что из того, что Вы говорите, мне особенно ощутимо, что Бог – не есть Бог мертвых, но Бог живых!
Т.Кондратьева:
- Вы знаете, очень многие люди после Петиной смерти подходили ко мне и говорили: «Надо же, какой он был тёплый человек!» – потому, что его многие видели во снах, многие как-то… вот… что интересно… нашлись люди, с которыми мы общались когда-то давным-давно, в молодости, но вдруг, в момент его смерти, один наш старый друг, выпавший на какой-то период из нашей жизни, вдруг привёз священника, который уже читал молитвы на исход души. И вдруг… понимаете, это вот как-то совершенно потрясает… видишь человека, который когда-то там был в твоей жизни, и вдруг он, в этот момент, находится, обретается, и оказывается рядом с тобой, и тебе помогает, и поддерживает, и говорит: «Ну, надо же… вот как нас Петя вот так вот, в этот момент, соединил, и потом…»
А.Леонтьева:
- Собрал.
К.Мацан:
- Ну, вот – смерти нет!
А.Леонтьева:
- Да.
Татьяна Кондратьева, ректор Православного гуманитарного института «Со-действие», мать четверых детей. Совершенно какой-то… потрясающе-пронзительный был разговор… ну… что остаётся добавить?
Христос Воскресе!
Т.Кондратьева:
- Воистину Воскресе!
К.Мацан:
- Воистину Воскресе!
«Светлый вечер» – Анна Леонтьева, Константин Мацан. До свидания!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов